Угрозы военной безопасности Российской Федерации
Угро́зы вое́нной безопа́сности Росси́йской Федера́ции, 1) совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в военной сфере; 2) состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между Российской Федерацией и противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооружённому насилию); 3) деятельность иностранных государств (их альянсов), международных террористических и криминальных организаций и структур (группировок), препятствующая реализации национальных интересов России, направленная на изменение её конституционного строя, нарушение суверенитета, территориальной целостности и подрыв обороноспособности страны.
Основные положения, раскрывающие сущность и характер военных опасностей и угроз Российской Федерации, отражены в Конституции Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации (2014), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021), международных договорах РФ, Федеральном законе «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Концепции внешней политики Российской Федерации (2023) и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность российского государства в военной сфере.
Угрозы военной безопасности Российской Федерации носят комплексный и разнонаправленный характер. С одной стороны, на состояние военной безопасности влияют происходящие в мире изменения, оказывающие негативное воздействие на международную безопасность в целом и усиливающие военные опасности и угрозы для России. К этим изменениям относятся:
1) ослабление роли ведущих международных организаций, в том числе ООН и ОБСЕ в урегулировании межгосударственных конфликтов и противоречий;
2) повышение роли фактора силы в международных отношениях, стирание грани между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства;
3) деградация международной системы контроля над вооружением, увеличение числа стран – обладателей ядерного оружия и размывание режима нераспространения материалов и технологий для его создания;
4) развёрнутые и готовые к применению группировки стратегических ядерных сил США, Великобритании, Франции и Китая;
5) создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
6) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
7) приверженность США и их союзников по НАТО к использованию военно-силовых акций в обход общепризнанных норм международного права;
8) нарушение США и их союзниками договоров и соглашений в области контроля над вооружениями и мер доверия;
9) использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
10) гонка обычных вооружений, обострение борьбы за рынки сбыта вооружений и военной техники;
11) активизация деятельности по милитаризации космоса и киберпространства;
12) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, возросшие масштабы терроризма на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости;
13) увеличение числа конфликтов, в том числе вооружённых, расширение их географии.
С другой стороны, значительную угрозу военной безопасности представляют неприкрытые военно-политические амбиции и устремления Запада, актуализирующие внешние военную опасность и военные угрозы непосредственно для Российской Федерации. Наиболее важными из них являются:
1) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений), усиление антироссийского вектора военной политики США и их союзников в целях нанесения стратегического поражения России;
2) стремление США и НАТО к сохранению и укреплению доминирующих позиций в военной сфере, перенос главных усилий на ограничение военной мощи Российской Федерации;
3) расширение НАТО на Восток (с 1999 по 2024 в состав Североатлантического договора вошли 16 европейских государств), создавшее новую расстановку военно-политических сил в мире, нарушившую прежние основы стабильности и изменившую масштабы и характер опасностей и угроз для России;
4) наращивание военной инфраструктуры, воинских контингентов стран – членов НАТО на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, складирование вооружений и военной техники на территории новых членов Североатлантического альянса (Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Финляндии, Швеции) для быстрого развёртывания дополнительных контингентов НАТО у российских границ;
5) демонстрация военной силы (крупномасштабные военные учения) зарубежными странами в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
6) подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации;
7) территориальные притязания к России со стороны других стран;
8) создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников;
9) наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряжённости, деятельность международных вооружённых радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников.
Особо следует выделить военные угрозы безопасности России: 1) на континентальном пространстве; 2) в Мировом океане; 3) в воздушном, околоземном и космическом пространстве. Первые определяются новыми стратегическими целями и задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. Вторые обусловлены особенностями геостратегического положения страны: протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную, поэтому в случае втягивания РФ в конфликт локального, тем более регионального масштаба, может возникнуть необходимость отражения массированных ракетно-авиационных ударов с моря. Третьи угрозы связаны с дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развёртывания элементов противоракетной обороны в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода России в космос противоспутниковым оружием, а также нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.
Потенциальным источником военных угроз Российской Федерации могут быть развивающиеся страны. По оценкам зарубежных специалистов, их вооружённые силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти страны располагают хорошо вооружёнными, боеготовыми, массовыми армиями (5–10 % от численности населения страны), 15 из этих стран имеют баллистические ракеты, в 10 ведётся их активная разработка; в более чем 20 развивающихся странах проводят исследования в области создания химического оружия (Военные угрозы безопасности России в современных условиях).
Реальный источник военных опасностей и угроз для Российской Федерации – экстерриториальные конфликты (в том числе вооружённые) на территориях Содружества Независимых Государств, являющиеся, как правило, самыми трудными для урегулирования (Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия).
В Военной доктрине РФ разделены внутренние военные опасности и основные военные угрозы.
К внутренним военным опасностям отнесены (п. 13 Военной доктрины Российской Федерации 2014):
деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;
деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Основными военными угрозами являются (Военная доктрина РФ. II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации. п.13):
резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников;
воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
В военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию военных мер для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. Подчёркнуто также, что ядерное оружие остаётся важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны) (пункты 5 и 16 Военной доктрины Российской Федерации 2014).
Военные угрозы России в 21 в. претерпели существенные изменения: сложилась система угроз ограниченного характера, которые, тем не менее, проявляются на наиболее важных для России геостратегических направлениях. Они затрагивают политическую, военную, экономическую, информационную и другие жизненно важные сферы деятельности российского государства и могут предвещать появление военных угроз практически по всему периметру границ.