Военный объект
Вое́нный объе́кт, элемент военной инфраструктуры государства; часть стационарной системы или вспомогательная подсистема оборонного комплекса, имеющая материальное воплощение в виде здания, строения, сооружения и/или места дислокации и обеспечивающая функционирование систем военного назначения в мирное и военное время.
Понятие военного объекта содержится в нормах международного гуманитарного права, регулирующего применение средств поражения в районах вооружённых конфликтов, как международных, так и немеждународных. Согласно ст. 52 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов от 8 июня 1977 г., военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах даёт явное военное преимущество. Во Втором протоколе к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г., принятом 26 марта 1999 г., даётся идентичное определение понятию «военный объект».
Понятие военного объекта введено и применяется в международном гуманитарном праве в соответствии с принципом проведения различия, оно противопоставляется понятию гражданского объекта. Принцип проведения различия требует, чтобы стороны, находящиеся в вооружённом конфликте, в любое время проводили различие между гражданскими и военными объектами и соответственно направляли свои действия только против последних.
Таким образом, нападения или любые другие действия военного характера должны строго ограничиваться военными объектами. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. Гражданскими объектами являются те объекты, которые не являются военными объектами. При этом нападения означают акты насилия в отношении противника независимо от того, совершаются ли они во время наступления или в обороне. Умышленные нападения на гражданские объекты, т. е. объекты, которые не являются военными целями, составляют военное преступление в международных вооружённых конфликтах в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда [ст. 8(2)(b)(ii)].
В практике различных государств в качестве военных объектов наиболее часто понимаются учреждения, здания и места, где находятся неприятельские комбатанты, их боевая техника и вооружение, а также военные транспортные средства и средства связи. К военным объектам могут быть отнесены промышленные объекты, если они оказывают эффективную поддержку военным операциям, а также объекты двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях; отнесение этих объектов к военным зависит от удовлетворения условиям, содержащимся в национальном законодательстве.
Таким образом, военным следует считать материальный объект, который с точки зрения международного гуманитарного права представляет собой допустимую военную цель, на которую в случае вооружённого конфликта могут быть направлены действия по её разрушению, захвату, уничтожению, нейтрализации, а также иные боевые действия. При этом нахождение гражданских лиц на военном объекте не является препятствием к осуществлению таких действий.
Военные объекты в качестве цели поражения могут быть как простыми, состоящими из одного здания или сооружения, так и сложными (например, аэродром). Также их можно дифференцировать по степени важности, опасности и иным критериям.
Военные объекты государства могут быть дислоцированы и за его пределами, на территории иных государств в соответствии с межгосударственными соглашениями.
Российское законодательство не содержит определения военного объекта, хотя сам термин используется и в федеральных законах, и в подзаконных нормативных правовых актах общего действия, и в ведомственных нормативных правовых актах (например, приказах министра обороны Российской Федерации).
В Перечне сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне», под военными объектами понимаются боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения.
В Положении об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 405, термин «военные объекты» означает существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооружённых Сил России, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны (п. 2 Положения).
Понятие военного объекта используется в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – на них в полной мере распространяются требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Понятие военного объекта применяется также в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ при установлении различных категорий земель и ограничений по их использованию.
Наряду с понятием «военный объект» в российском законодательстве встречаются схожие с ним понятия «объект военного назначения», «объект военной инфраструктуры». Обычно они определяются применительно к тому нормативному правовому акту, в котором используются, и по своему содержанию соотносятся с понятием «военный объект» как частное с общим.
Правоприменительная практика, в том числе судебная, в вопросе, что именно следует понимать под военным объектом, идёт по пути официального отнесения того или иного объекта к категории военного (например, решение Верховного суда Российской Федерации от 16 февраля 2022 № АКПИ21-905).
Российские правоведы предлагают различные определения военному объекту в научных работах и посредством доктринального толкования права, но в целом придерживаются следующей позиции: чтобы объект был признан военным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо одновременное соблюдение двух условий: во-первых, по целевому назначению такого рода объект должен быть непосредственно связан с обеспечением функционирования систем военного назначения в мирное и военное время; во-вторых, такого рода объект должен быть официально отнесён к соответствующей категории.
Таким образом, понимание военного объекта в российской правовой науке, с одной стороны, согласовывается с его значением в международном гуманитарном праве как противопоставление понятию гражданского объекта, с другой стороны, оно представлено как самостоятельная правовая категория, обладающая в определённых общественных отношениях специальным правовым режимом.