«Три речи в память Достоевского»
«Три ре́чи в па́мять Достое́вского», цикл статей (речей) русского философа Вл. С. Соловьёва, представляющих собой религиозно-философский анализ творческого наследия Ф. М. Достоевского. Статьи были написаны и представлены публике в период с 1881 по 1883 гг. В них автор сформулировал своё видение духовного образа Достоевского как творца, пророка и духовного наставника. Соловьёв первым попытался обосновать тезис о том, что христианская вера составляет основу миросозерцания Достоевского. В третьей речи впервые в творчестве Соловьёва артикулируется тезис о необходимости соединения церквей и примирения Запада и Востока европейского человечества.
История создания
В декабре 1873 г. произошла первая встреча Достоевского и Соловьёва, однако сблизились два мыслителя лишь в 1877 г., когда последний пребывал в Петербурге. Весной 1878 г. Достоевский вместе с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым посетил серию публичных лекций «Чтения о Богочеловечестве» молодого Соловьёва, чью деятельность писатель уже тогда оценивал довольно высоко. В том же году они вместе отправились в Оптину пустынь, по дороге куда обсуждали замысел нового романа Достоевского «Братья Карамазовы». Смерть Достоевского Соловьёв воспринял как личную трагедию.
Под одной обложкой три речи были опубликованы в 1884 г. Однако две последние статьи были представлены публике двумя годами ранее: вторая речь была напечатана в журнале «Новое время» (1882. № 2133) и произнесена 1(13) февраля 1882 г.; третья речь впервые была опубликована в славянофильской газете «Русь» (1883. № 6) под заголовком «Об истинном деле: (в память Достоевского)» и публично прочитана 19 февраля (4 марта) 1883 г.
Полное издание также включало в себя приложение в виде статьи Соловьёва «Заметка в защиту Достоевского от обвинения в "новом" христианстве: (против К. Леонтьева)», ранее напечатанная в журнале «Русь» (1883. № 9) под заголовком «Несколько слов о брошюре г. Леонтьева "Наши новые христиане"». В ней философ отмечает, что К. Н. Леонтьев не понял основной идеи Достоевского, который предлагал через проповедь всеобщей любви вести к торжеству и единству Вселенской Церкви; отсюда, как считал Соловьёв, Леонтьев ошибочно поставил Достоевского в один ряд с Л. Н. Толстым, отрицавшим церковь, и причислил Достоевского к ложным гуманистам и «розовым христианам».
Содержание речей
В первой речи Соловьёв рассуждает о характере искусства конца 19 в. и полагает, что оно потеряло свою значимость для человека и общества, стало простым отображением действительности и уже способствует преображению мира. Философ призывает к поиску нового источника силы для искусства, который способен пересоздать его. Философ был убеждён, что искусство должно неминуемо вернуться к религии и примером тому является творчество Достоевского, которого Соловьёв именует предтечей возрождённого религиозного искусства.
Романы Достоевского Соловьёв сравнивает с произведениями Толстого, И. А. Гончарова и И. С. Тургенева. Произведения последних, по его мнению, описывают сложившуюся жизнь и обращены к прошлому; в них нет движения вперёд. Достоевский в своих работах, напротив, не констатирует нынешнее состояние общества, но делает акцент на возможности общественного движения и развития. С точки зрения Соловьёва, Достоевский верно угадал высшую, метафизическую цель всего движения: ясно увидел, в каких местах происходят отклонения от неё, и справедливо осуждал отступления от идеала.
Философ выделяет три главных тезиса Достоевского:
отказ признавать за людьми (пусть даже и лучшими из людей) моральное право применять насилие к обществу во имя личного превосходства;
общенародная правда формируется не отдельными людьми, но заключена во всенародном чувстве;
правда имеет религиозный характер и связана с идеалом Христа.
В конце первой речи Соловьёв отмечает, что целью общественного движения, всех человеческих мыслей и дел является идея Церкви как положительного общественного идеала. Именно этим глубинным осознанием пронизано творчество Достоевского, а в особенности его роман «Братья Карамазовы».
Во второй речи Соловьёв отмечает, что Достоевский на протяжении всей своей жизни и деятельности служил христианской идее свободного человеческого единения и всемирного братства. Он называет писателя пророком русской идеи, которая заключается в поиске единения, а не разделения. Соловьёв выделяет три типа христианства: храмовое, заключённое в обрядах и молитвах; домашнее, заключённое в нравственном поведении индивида; вселенское, заключённое в идее Церкви как единой христианской общественности. Анализируя взгляды Достоевского, философ приходит к выводу, что писатель исповедовал вселенское христианство и видел свою главную задачу в его проповедовании (Соловьёв. Т. 3. 1912. C. 201). Во второй речи Соловьёв выступает против национального эгоизма, противоположного христианской идеи. Он отмечает, что Достоевский был пророком сверхнациональной идеи (Соловьёв. Т. 3. 1912. C. 202).
В третьей речи Соловьёв отмечает, что реформы Александра II пересобрали политическое тело России, подготовив её к духовному возрождению. Свобода от крепостного строя приблизила Россию к свободному нравственному самоопределению. Иными словами, русское общество освободилось от обязательных социально-политических рамок для создания новых духовно-нравственных форм.
Соловьёв говорит о двух типах социального идеала: общественном идеале как естественном стремлении народа и о внешнем общественном идеале, продиктованном экономическим и социальным строем, который в определённый момент обретает форму насилия над людьми и обществом в целом (Соловьёв. Т. 3. 1912. С. 206–210). Достоевский, по мнению Соловьёва, сознательно отвергал любой внешний общественный идеал, не идущий от внутреннего стремления человека или не обусловленный свыше фактом его рождения. В «Пушкинской речи» Достоевский говорил о том, что христианская идея инстинктивно усвоена русским народом (Соловьёв. Т. 3. 1912. C. 214). Соловьёв отмечает, что писатель в «Пушкинской речи» обозначил важную интуицию, касающуюся исторической роли русского народа, – на глубинном уровне осознавал, что христианская идея заключается в исцелении и соединении разрозненных начал. Т. е. ключевая задача России состоит в синтезе и примирении Запада и Востока христианской семьи (C. 215).
В третьей речи Соловьёв впервые эксплицитно выражает свою симпатию Римско-католической церкви, что идейно разводит философа с Достоевским. В 1882–1883 гг. Соловьёв переживает мировоззренческий поворот, который влечёт за собой отказ от православной идеи Достоевского. Последний критиковал католичество за стремление к земному владычеству и противопоставлял ему православие русского народа.
Третья речь после первого прочтения 19 февраля (4 марта) 1883 г. попала под цензуру, а Соловьёву было запрещено в дальнейшем представлять её публично. В результате речь была опубликована отдельной статьёй под заглавием «Об истинном деле: (в память Достоевского)» в журнале «Русь» и снабжена редакционным примечанием И. С. Аксакова, где говорилось, что православным мыслителям не следует судить Рим, но нужно осуждать индульгенцию, инквизицию, светскую власть пап и прозелитизм (Соловьёв. 1883. C. 30).
Соловьёв совпал с Достоевским в понимании Церкви как теократии, но разошёлся с ним в 1880-е гг. в путях её реализации. Теократия Достоевского представляла собой торжество православного Востока над католическим Западом. Соловьёв стремился показать, что без синтеза Запада и Востока и соединения церквей вокруг духовного авторитета римского понтифика противоречия в христианской семье не будут решены и теократический идеал не будет реализован.
Философ продолжил развивать свои филокатолические идеи в последующих работах теократического периода: «Великий спор и христианская политика», «Русская идея», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская Церковь», «Святой Владимир и христианское государство».