Победоносцев Константин Петрович
Победоно́сцев Константи́н Петро́вич [18(30).11.1827, Москва – 10(23).3.1907, Санкт-Петербург], российский государственный деятель, правовед, публицист, действительный тайный советник (1883), почётный член Петербургской академии наук (1880). Внук священника, сын профессора словесности Московского университета П. В. Победоносцева (1771–1843). Окончил Училище правоведения (1846).
На государственной службе до назначения обер-прокурором
С 1846 г. на службе в Москве: исправляющий должность обер-секретаря 8-го департамента Сената (1848–1853; высший апелляционный суд по гражданским делам), обер-секретарь Общего собрания московских департаментов Сената (с 1853, исполняющий должность до 1858), обер-прокурор 8-го департамента Сената (1863–1866). Одновременно профессор гражданского права юридического факультета Московского университета (1860–1865). С 1865 г. член Консультации при Министерстве юстиции. Сенатор (с 1868). Член Государственного совета (с 1872).
На рубеже 1850–1860-х гг. получил известность как талантливый публицист и знаток гражданского права. Отстаивал принципы гласности и независимости суда. Активно участвовал в разработке «Основных положений преобразования судебной части в России», утверждённых императором Александром II в 1862 г., в работе Комиссии для составления проектов законоположений о судебной части (1862–1863), подготовившей судебную реформу 1864 г. Автор фундаментального «Курса гражданского права» (часть 1–3, 1868–1880; неоднократно переиздавался, последнее издание – 2003), использовавшегося и как учебное пособие, и как практическое руководство для юристов, сборника материалов по судопроизводству «Судебное руководство» (1872), а также работ по истории российского гражданского права («Исторические исследования и статьи», 1876, и др.). Преподавал законоведение цесаревичу Николаю Александровичу (с 1861 и вплоть до его смерти в 1865), в 1863 г. сопровождал его в путешествии по России, получил широкую известность как один из авторов (совместно с И. К. Бабстом) очерков о путешествии, содержавших отклики на злободневные общественно-политические события («Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма», публиковались в газете «Московские ведомости», в 1864 г. изданы отдельно). Преподавал законоведение великому князю Александру Александровичу (с 1881 император Александр III) и его супруге Марии Фёдоровне, а также великим князьям Владимиру Александровичу и Сергею Александровичу, в 1880-х гг. – цесаревичу Николаю Александровичу (с 1894 император Николай II).
Эволюция взглядов во второй половине 19 в.
Во 2-й половине 1850-х – начале 1860-х гг. он выступал в поддержку преобразований императора Александра II, но призывал к осторожности в проведении реформ, настаивал на необходимости их согласования с историческими традициями России. Под впечатлением от Польского восстания 1863–1864 гг. и распространения революционного движения в 1860–1870-х гг. перешёл на консервативные позиции, стал отрицательно относиться к законодательным преобразованиям исторически сложившегося общественного уклада, уделяя главное внимание воздействию на сознание, духовную жизнь людей, укрепление их нравственности. С середины 1860-х гг. Победоносцев был тесно связан с консервативно-славянофильскими кружками, группировавшимися вокруг императрицы Марии Александровны (супруги Александра II) и её фрейлин – сестёр А. Ф. и Д. Ф. Тютчевых, графини А. Д. Блудовой. Поддерживал отношения с рядом видных славянофилов (И. С. Аксаковым, Ю. Ф. Самариным), поэтом Ф. И. Тютчевым. Активно публиковался в журнале «Гражданин», сотрудничал с Ф. М. Достоевским, вместе с князем В. П. Мещерским входил в ближайшее окружение великого князя Александра Александровича. В период Восточного кризиса 1875–1878 гг. участвовал в движении в поддержку балканских славян, оказывал административную и юридическую помощь славянским благотворительным комитетам, защищал славянофильские органы печати от цензурных преследований, поддерживал контакты с британской оппозицией (У. Гладстоном и др.), выступавшей за поиск компромисса с Россией в решении Восточного вопроса. После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. один из организаторов и первый председатель правления (1879–1883) акционерного общества Добровольного флота.
Во главе Синода
Обер-прокурор Синода [24 апреля (6 мая) 1880 – 19 октября (1 ноября) 1905]. С 1880 г. член Комитета министров. Статс-секретарь Его Императорского Величества (1894). После убийства народовольцами императора Александра II (1881) Победоносцев сыграл решающую роль в срыве выдвинутых министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым планов привлечения выборных от земств и городских дум к рассмотрению законопроектов. Автор манифеста Александра III от 29 апреля (11 мая) 1881 г. о «незыблемости самодержавия». По рекомендации Победоносцева Александр III осуществил ряд назначений на важнейшие государственные посты. Победоносцев добился замены Лорис-Меликова графом Н. П. Игнатьевым, а затем, разочаровавшись в его деятельности, назначения на пост министра внутренних дел графа Д. А. Толстого. Способствовал отставке либерально настроенных министров – юстиции Д. Н. Набокова и финансов Н. Х. Бунге. Выступал за ужесточение цензуры, бескомпромиссную борьбу с революционным подпольем, политическими выступлениями земств. Поддерживал в целом консервативный курс правительства Александра III. При участии Победоносцева были ограничены несменяемость судей (1885) и публичность судебных заседаний (1887). Предлагал постепенно отказаться от суда присяжных («суд толпы») по уголовным делам. Вместе с тем критиковал отдельные положения «контрреформ» 1880–1890-х гг., в частности – введение государственных экзаменов для выпускников университетов в особо назначаемых комиссиях (настаивал, что экзаменовать студентов должны их преподаватели), сокращение полномочий ректора, отстранение от его выборов преподавательской корпорации при проведении университетской реформы 1884 г. Также критике со стороны Победоносцева подвергались ликвидация мирового суда и соединение административной и судебной власти над крестьянами в руках земских начальников. Он был не согласен с рядом ключевых новшеств Земского положения 1890 г. Это способствовало расхождению Победоносцева во взглядах с деятелями охранительного лагеря – М. Н. Катковым, графом Д. А. Толстым, князем В. П. Мещерским.
Добился усиления роли духовенства в начальной школе, непрерывного роста казённого финансирования церковно-приходских школ (с 18,3 тыс. руб. до 10,34 млн руб. в 1881–1904), полной передачи их в ведение Синода с учреждением Училищного совета при нём (1884), создания особой системы местных органов церковно-школьного управления (к 1903 церковно-приходские школы составляли около половины всех начальных училищ – 44,4 тыс., в них обучались 1,9 млн учащихся). По настоянию Победоносцева в начале 1880-х гг. прекращено проводившееся с конца 1860-х гг. сокращение числа православных приходов и уменьшение состава причтов, а с середины 1880-х гг. начался их рост (численность духовенства с 90,2 до 103,4 тыс. человек в 1885–1905). При участии Победоносцева в 1893 г. возобновлён перевод приходского клира на государственное жалованье (государственные расходы по этой статье в 1881–1904 возросли с 5,97 до 11,7 млн руб.).
По инициативе и при поддержке Победоносцева реставрировались древние святыни и памятники (Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире и Успенский собор Московского Кремля, Ростовский кремль и др.), велось масштабное строительство церквей в неорусском стиле (Владимирский собор в Киеве, Скит во имя Христа Спасителя на станции Борки в честь спасения императорской семьи при железнодорожной катастрофе в 1888 и др.; в 1885–1905 количество храмов возросло с 41,5 тыс. до 48,4 тыс.), были проведены архиерейские соборы (Киев, 1884; Казань и Иркутск, 1885), миссионерские съезды (Москва, 1887 и 1891; Казань, 1897), массовые церковно-общественные торжества – в память 1000-летия кончины святого равноапостольного Мефодия (Санкт-Петербург, 1885), 900-летия Крещения Руси (Киев, 1888), 500-летия кончины Сергия Радонежского (1892, Сергиев Посад и Москва) и др.
Победоносцев содействовал созданию новых церковно-общественных союзов (братств) с просветительскими, благотворительными и миссионерскими целями (в 1881–1894 основано 22 братства), организации при них, а также при монастырях и церквах библиотек, читален, больниц, богаделен, религиозных чтений и собеседований, изданию новых церковных газет и журналов (в 1881 выходило 12 таких изданий, к 1894 учреждено ещё 19 церковных органов периодической печати). При непосредственном участии Победоносцева были реорганизованы синодальные типографии в Москве и Санкт-Петербурге (в 1881–1889 общий тираж их изданий возрос с 900 тыс. экземпляров до 3 млн книг и брошюр). Победоносцев настоял на восстановлении запрета театральных представлений во время Великого поста (1881), введении дополнительных торжественных вечерен по воскресеньям и праздникам, сопровождавшихся проповедями и собеседованиями (1885). Был противником канонизации Серафима Саровского, на которой настоял Николай II.
Выступал за усиление в жизни церкви роли епископата, который при этом, по мнению Победоносцева, должен был находиться под строгим надзором государства. Настоял на отмене выборности благочинных и передаче их назначения епископам (1881), прекращении вызова белого духовенства для участия в работе Синода (1883). Позиция Победоносцева привела его к конфликту с высшим духовенством. Он принял открытую форму с началом революции 1905–1907 гг., когда Победоносцев резко отрицательно отнёсся к выступлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) и других видных иерархов, ратовавших за восстановление патриаршества и созыв Поместного собора (в 1905 благодаря давлению обер-прокурора созыв Собора был отложен).
По настоянию Победоносцева в начале 1880-х гг. были сорваны распечатание алтарей в храмах Рогожского кладбища в Москве (крупного центра старообрядчества) и признание старообрядческой иерархии Константинопольским патриархатом. Обер-прокурор требовал от Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел и от редакторов ведущих газет не допускать публикаций о старообрядцах и выхода в свет старообрядческих сочинений. Проводил жёсткую политику по отношению к «упорствующим» – католикам, лютеранам, униатам, мусульманам, которые в силу разных причин были приписаны к православию, но желали вернуться к своему прежнему вероисповеданию. Победоносцев добился принятия мер, резко ограничивших возможность легальной деятельности в России сектантов баптистского толка – пашковцев и особенно последователей штундизма (в 1894 запрещены их молитвенные собрания). Однако в условиях революции 1905–1907 гг. обер-прокурор оказался бессилен предотвратить принятие императором Николаем II Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17(30) апреля 1905 г., который разрешил переход из православной веры в другие конфессии, улучшил административно-правовое положение старообрядцев, неправославных конфессий и т. д.
Подал в отставку после обнародования Манифеста 17 октября 1905 г.
Политические воззрения позднего периода
Наиболее полное выражение взгляды Победоносцева нашли в составленном им «Московском сборнике» (1896, 5-е изд. – 1901, переведён на ряд европейских языков). Основу его воззрений составляли неприятие индивидуализма и рационализма, опора на веру, опыт и приверженность традициям, характерные, по его мнению, для русского народа. Рассматривал традиционное религиозное мировоззрение народных масс в качестве одной из основ общественного порядка. В то же время полагал, что народ неспособен к самостоятельной исторической деятельности, нуждается в государственной опеке. Резко критиковал парламентаризм («великую ложь нашего времени») (Московский сборник. Москва, 1901. С. 38), при котором простые люди подпадают под власть, по его убеждению, самозванной и безответственной общественной верхушки – вождей политических партий, адвокатов, журналистов. Считал самодержавие силой, способной в равной степени обеспечить благоденствие всех слоёв общества. Подчёркивал, что самодержавие – это прежде всего огромная личная ответственность царя перед Богом, непрерывное служение своему народу, «а потому, в сущности, дело самопожертвования» (Московский сборник. С. 301). Вместе с тем осуждал чиновничий бюрократизм. Отвергал принцип свободы совести, который, по его мнению, «обращается на деле в свободу насилия и преследования» (Победоносцев. 1996. С. 177). Считал, что «государство, которое во имя беспристрастного отношения ко всем верованиям само отрекается от всякого верования», лишается прочной связи с народом (Московский сборник. С. 15).
Автор мемуарных очерков об императоре Александре III, великой княгине Екатерине Михайловне, князе В. Ф. Одоевском, баронессе Э. Ф. Раден, Н. И. Ильминском, инициаторе создания училищ для девиц духовного звания Н. П. Шульц и др.
В последние десятилетия 19 и в начале 20 вв. К. П. Победоносцев привлекал пристальное внимание государственных и общественных деятелей, творческой интеллигенции.
Почётный член Французской академии (1883), а также Русского исторического общества (1871), Юридического общества при Московском университете (1873), Православного палестинского общества (1882), Общества истории и древностей российских (1900) и др.
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1864), Святой Анны 1-й степени (1866), Белого Орла (1875), Святого Александра Невского (1883, алмазными знаками к нему – 1888), Святого Владимира 1-й степени (1896), Святого Андрея Первозванного (1898, алмазными знаками к нему – 1904) и др., рядом иностранных орденов.
Был женат [с 9(21).1.1866] на Екатерине Александровне, урождённой Энгельгардт [4(16).2.1848–18.2.1932].
Похоронен близ церкви в честь Введения Богородицы во храм Свято-Владимирской школы в Санкт-Петербурге.