«Русь» (газета)
«Русь», российская газета. Издавалась в 1880–1886 гг. в Москве И. С. Аксаковым. Была заявлена как еженедельная (впоследствии выход номеров имел неустойчивую периодичность). Печаталась в 24 полосы, в дальнейшем объём, формат и структура газеты неоднократно менялись. Первый номер вышел 15(27) ноября 1880 г.
Газета обладала устойчивой читательской базой (хотя газета так и не вышла на самоокупаемость – редактор исходил из установленного размера убытков, при превышении которого предполагал закрыть издание). Включала 5 отделов: «еженедельные итоги» (внутреннее обозрение, областное обозрение, политическое обозрение), «критика и библиография», «детские и учебные книги», «наше земское самоуправление», «литературный отдел». В последний период существования газета вела два основных отдела: «у нас дома», «за границей».
По своей политической направленности издание являлось преемником издававшейся Аксаковым в 1861–1865 гг. газеты «День». Новый орган во многом и по форме отсылал к прежней газете, при этом будучи ещё более «личным» аксаковским изданием. Этому способствовала и репутация Аксакова, авторитет которого особенно возрос после общественного оживления в ходе Восточного кризиса 1875–1878 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг., а также публичного выступления Аксакова против Берлинского трактата 1878 г. Газета последовательно отстаивала принципы идеологии славянофильства – в частности, утверждение свободы мнения и свободы слова перед лицом самодержавного государя, призывала к созыву Земского собора как выражению «мнения всей Земли», одновременно противопоставляя собор европейскому парламентаризму как выражению формально-правового начала, после смерти императора Александра II 1(13) марта 1881 г. Аксаков обратился с призывом возвращения правительства в Москву.
Значительное место в газете занимали передовые статьи редактора. В газете печатались участники предшествующих изданий Аксакова: Н. П. Гиляров-Платонов, М. О. Коялович, В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер, Н. М. Павлов, Д. Ф. Самарин. Также на страницах «Руси» выступали В. П. Безобразов, П. А. Бессонов, П. Д. Голохвастов, Н. Я. Данилевский, М. Ф. Де-Пуле, А. А. Киреев, Н. Н. Страхов, М. С. Чайковский, С. Ф. Шарапов. На страницах газеты были впервые опубликованы: записка К. С. Аксакова Александру II «О внутреннем состоянии России» (1855), отрывки из «Истории моего знакомства с Гоголем» С. Т. Аксакова (1852–1855), письма Ю. Ф. Самарина А. И. Герцену (1864), «Левша» Н. С. Лескова (1881), «Великий спор и христианская политика» Вл. С. Соловьёва (1883).
В обстановке после гибели Александра II Аксаков стремился воздерживаться от полемики с М. Н. Катковым и «Московскими ведомостями», отстаивая необходимость общественного единства в ситуации кризиса – и одновременно настаивая на решительном расширении сферы общественной самодеятельности, необходимости свободного развития общества и свободы голоса, в том числе и для того, чтобы власть могла опереться на общество.
В период занятия графом Н. П. Игнатьевым поста министра внутренних дел (1881–1882) газета активно поддерживала его курс на созыв Земского собора (1882), в этот же период (1881–1883) на страницах газеты развернулась активная антисемитская пропаганда, приводившая в том числе к существенным репутационным потерям для Аксакова.
С 1882 г. всё большее место на страницах «Руси» занимала полемика с Катковым, прежде всего из-за критики последним самой идеи Земского собора и его атаки на продвигавшиеся Аксаковым принципы самоуправления. Аксаков в этот период одновременно полемизировал с либеральной печатью (прежде всего с газетой «Голос»), отстаивая свою позицию как «истинный либерализм» и обличая оппонентов в «мнимости» их либеральных притязаний.
Одной из центральных тем, поднимавшихся на страницах газеты, были вопросы церковной жизни и реформы Русской православной церкви. В 1882 г. там был опубликован цикл статей протоиерея А. М. Иванцова-Платонова «О русском церковном управлении», ставший одним из ключевых программных текстов на пути к подготовке реформ церковной жизни в 1905–1918 гг. «Русь» выступала за свободу совести и вероисповедания, Аксаков критиковал уголовное преследование в религиозных вопросах, однако сам настаивал на привилегиях для православной Церкви.
Одним из основных пунктов экономической программы «Руси» было создание благоприятных условий для развития отечественной промышленности. Сотрудники газеты считали, что Россия должна экспортировать не сырьё, а готовый продукт. Также «Русь» пропагандировала национализацию железных дорог.
Большое внимание на страницах «Руси» уделялось вопросам внешней политики – прежде всего в отношении славянских народов. Газета последовательно критиковала действия русской дипломатии, расценивая их как слабые и нерешительные, а политику, в них проявляющуюся – как лишенную «национального чувства». Резкая критика российской политики в отношении Болгарии в 1885 г. (хотя критика была направлена в адрес МИД и его чиновников, внешняя политика рассматривалась как прерогатива монарха) привела к выдаче газете официального предостережения – которое было подчёркнуто отвергнуто редактором, выступившим с гневным разбором официальной бумаги (действие, запрещённое цензурными правилами). Аксаков объявил, что в случае получения нового предостережения – прекратит издание газеты. С санкции верховных властей это нарушение цензурных порядков было проигнорировано, новое предостережение не последовало.
В 1885 г. выход газеты был приостановлен в связи с болезнью издателя-редактора. После смерти Аксакова 27 января (8 февраля) 1886 г. издание было прекращено в феврале того же года. Последние, мемориальные номера вышли под редакцией Д. Ф. Самарина.
Попытка С. Ф. Шарапова взять на себя издание «Руси» (как и в дальнейшем – выступить в новых изданиях преемником Аксакова) в целом не нашли поддержки ни со стороны близких Аксакова, ни со стороны общества.