«Россия и Вселенская Церковь»
«Росси́я и Вселе́нская Це́рковь» (франц. «La Russie et l'Église Universelle»), произведение Вл. С. Соловьёва, представляющее собой опыт апологии Вселенского христианства и воссоединения церквей вокруг духовного авторитета папы Римского. В работе также сформулировано философом ви́дение исторической роли России в деле восстановления целостности Вселенской церкви. Работа была написана на французском языке и впервые опубликована в Париже издательством Albert Savine в 1889 г. Перевод на русский язык был выполнен Г. А. Рачинским и опубликован издательством «Путь» в 1911 г.
История создания
Книга является второй по значимости работой теократического периода творчества философа после сочинения «История и будущность теократии» (1887). По задумке Соловьёва, текст должен был стать сжатым изложением завершающих томов «Истории…» на французском языке. Предварительно Соловьёв планировал назвать работу «Философия Вселенской Церкви» («Philosophie de l'Eglise Universelle»), однако в процессе написания текста поменял заглавие на «Теократия в истории воссоединения церквей» («La théocratie dans l'histoire et la réunion des Eglises»). В итоге работа вышла под названием «Россия и Вселенская Церковь».
Перед публикацией «России и Вселенской Церкви» Соловьёв 25 мая 1888 г. выступил в парижском салоне княгини Л. И. Сайн-Витгенштейн с докладом на французском языке «Русская идея» («L'idee russe»), который впоследствии был опубликован отдельной брошюрой. Доклад был призван познакомить французскую публику, и прежде всего друзей и поклонников философа из числа католиков, с его воззрениями на характер и возможные пути достижения христианского единства. Соловьёв также озвучил главное, по его мнению, условие объединения церквей, которое заключалось в призыве к предварительному обновлению национального, политического и религиозного сознания как российского, так и западноевропейского общества. Русскую идею он видел в служении России идее христианского единства и Вселенской церкви. Он писал, что христианская Россия, следуя за Христом, призвана подчинить власть государства авторитету Церкви и определить место для свободы духовной и общественной жизни. В работе «Россия и Вселенская Церковь» он подробнее развил эти идеи. Экземпляр первого издания епископ джяковарский и сремский Й. Ю. Штросмайер по просьбе автора направил в Ватикан лично папе Льву XIII.
Структура и содержание книги
Работа «Россия и Вселенская Церковь» является ключевой для понимания не только содержания экуменических взглядов Соловьёва 1880-х гг., но и его ви́дения роли Церкви в деле духовно-нравственного прогресса человечества и преодоления глобальных социально-политических и религиозных противоречий. Автор последовательно раскрывал важные аспекты своего мировоззрения и религиозно-философской системы, такие как отношение к национализму и авторитаризму, идея христианского единства и универсального значения христианской культуры, сущность понятий «свобода», «любовь», «справедливость», «братство», «христианская политика» и «христианская общественность».
Также в работе сформулированы основные элементы софиологии Соловьёва, к которой сводятся все историософские, социально-политические и экклезиастические воззрения философа. По своей структуре работа состоит из трёх больших частей, или книг, и введения.
Во введении Соловьёв определяет Вселенскую церковь как тройственный богочеловеческий союз: союз священства, в котором преобладает безусловное начало и которое создает Церковь как Храм Бога; союз царства с преобладанием человеческого начала, которое создает христианское государство так же, как Церковь – Живое тело Бога; и союз пророчества, которое является синтезом Божественного и человеческого и формирует христианское общество как Церковь – Богоневесту. Вселенская церковь как истинный богочеловеческий союз не может быть ограничена только религиозной сферой, она необходимо затрагивает общественную жизнь, способствует обновлению и преображению социальных и политических процессов. Она есть истинная Божественная форма существования единого человечества. В свою очередь государство как внебожественное и природное человечество должно оправдать своё существование и врасти в истину Церкви.
Первая книга, «Положение религии в России и на христианском Востоке», имеет полемический характер. Проанализировав положение церквей на Востоке и Западе, Соловьёв последовательно доказывает, что ни в Византии, ни в России как её наследнице церковь не имела субъектности. Также философ пришёл к выводу, что в восточном христианстве отсутствуют истинное духовное управление, единая духовная власть и видимый центр единства. В то же время западная Церковь, с точки зрения Соловьёва, сохранила единство и непогрешимый авторитет.
Вторая книга, «Церковная монархия, основанная Иисусом Христом», строится вокруг идеи Соловьёва о том, что Церковь с самого своего основания представляла собой монархию, руководство которой Христос доверил непосредственно апостолу Петру. Автор полагает, что центр христианской ойкумены находился, находится и будет находиться в Риме, куда церковная власть была перенесена апостолом Петром. В главе «Управление Вселенской Церковью. Центр единства» отмечается, что католический Рим стал для христианского мира тем, чем был Рим кесарей для языческого мира, а римский понтифик явил себя в качестве учителя и пастыря всей видимой Церкви.
Третья книга, «Троичное начало и его общественное приложение», раскрывает основные религиозно-философские взгляды Соловьёва и его учение о Софии. В этой части повторяются идеи, ранее изложенные философом в других работах – «София», «Философские начала цельного знания» и «Чтения о Богочеловечестве». В работе «Россия и Вселенская Церковь» небесная София определяется как вечная Премудрость, возможная и будущая Мать внебожественного мира. Она есть прообраз богочеловеческого существа, в истории воплотившегося в личности Иисуса Христа; одновременно она есть истинный богочеловеческий союз, т. е. совершенная Церковь будущего и женское дополнение Богочеловека – Святая Дева, Невеста и Жена Слова Божия. Душа мира, в свою очередь, определяется как низший, противоположный образ Софии. Она раздроблена и нецелостна, но при этом имеет ясное стремление к единству. Душа мира находится перед выбором: она может выбрать существование вне Бога и тогда вечно пребывать в хаосе; или же приобщиться к Божественному Логосу, привести свое существование в состояние гармонии и стать сопричастной вечной Божественной Премудрости.
В последних главах Соловьёв формулирует своё ви́дение идеального исторического устройства человеческого общества, которое и есть по своей сути видимая Вселенская церковь. Идеальное общество является воплощением небесной Софии и отражением Божественной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Земная фактическая схема Вселенской церкви представляет собой органичное единство вселенского римского первосвященника, христианского императора и пророка.
Лейтмотивом работы является идея о поиске соединения, а не разделения не только на духовном, но и на социальном уровне. Именно таким образом, по мнению Соловьёва, возможно осуществление Вселенской церкви, которая соединяет в себе всемирность, или кафоличность, и чистоту Символа веры.
Влияние
Предложенная линия рассуждения была воспринята и проанализирована русскими религиозными философами 1-й половины 20 в. Вяч. И. Иванов и С. М. Соловьёв восприняли идеи Соловьёва, изложенные в «России и Вселенской Церкви», как практическое руководство. Они приняли католичество и нашли мировоззренческую опору в скале Святого Петра. С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. Н. Лосский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, Г. В. Флоровский искали мистического единства Церкви при сохранении православной традиции. Вслед за Соловьёвым они интересовались христианским экуменизмом, оперировали религиозно-философским понятием Вселенской церкви и говорили о необходимости метафизического синтеза церквей.