Студеникина Марина Семёновна
Студени́кина Мари́на Семёновна (род. 7.2.1939, Москва), российский правовед, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, заслуженный юрист Российской Федерации (2000).
Биография
Отец – С. С. Студеникин, доктор юридических наук, профессор Военно-юридической академии РККА и Высшей школы МВД СССР, полковник юстиции, был одним из основоположников советской административно-правовой науки.
Студеникина окончила с отличием юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1961). В 1961–1963 гг. редактор в издательстве «Юридическая литература». Именно здесь были заложены навыки ставшего позже фирменным «студеникинским» стилем научного и нормативного письма. В 1963–2002 гг. работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ), преобразованном затем в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Работая во ВНИИСЗ, защитила кандидатскую диссертацию «Законодательство об административной ответственности и проблемы его кодификации» (1968). Прошла путь от младшего до ведущего научного сотрудника; в 1987–1990 гг. руководитель объединённого сектора советского конституционного и административного законодательства. В 1991–2002 гг. ведущий научный сотрудник в отделе теории законотворчества и систематизации законодательства.
С 2002 г. доцент, а впоследствии (2008–2022) профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.
Научная деятельность
Студеникина – участник более 20 коллективных монографий по вопросам административной ответственности, теории законотворчества, кодификации законодательства, вопросам государственного контроля, надзора и защиты прав граждан в сфере управления.
По проблематике административной ответственности Студеникиной в разные годы были опубликованы две книги («Законодательство об административных правонарушениях», 1981; «Что такое административная ответственность?», 1990), два учебных пособия (в соавторстве) для бакалавриата и магистратуры («Проблемы теории и практики административной ответственности», 2019; «Административная ответственность», 2020) и около 30 научных статей. Во всех этих работах исследовались концептуальные для понимания сущности и правовой природы института административной ответственности вопросы:
соотношение административного принуждения и административной ответственности;
разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ в области законодательства об административной ответственности;
принцип невиновности в законодательстве об административных правонарушениях; правовой статус должностного лица как специального субъекта административной ответственности;
критерии определения подведомственности и подсудности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
давностные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях;
процессуальные гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях.
Значителен вклад Студеникиной в разработку теории и практики государственного контроля в управлении: монографии («Государственный контроль в сфере управления. Проблемы надведомственного контроля», 1974; «Государственные инспекции в СССР», 1987), а также серия статей, развивающих проблематику контрольно-надзорной деятельности. Во всех этих работах контроль и надзор рассматривались с позиций функциональной структуры управления. Анализировались сущность и основные элементы как контроля, так и надзора. Исследовались критерии разграничения этих понятий.
Многие выводы, сделанные Студеникиной на основе анализа названных теоретических позиций, сохранили свою актуальность. Например, выводы о том, что при создании системы контрольно-надзорных органов необходимо избегать соединения несовместимых по своему характеру функций в одном органе; исключить параллелизм и дублирование при определении компетенции контрольно-надзорных органов, что должно, в свою очередь, значительно снизить необоснованно высокие затраты человеческой энергии, времени, материальных и финансовых средств при получении информации от проводимых многочисленных проверок. Эти выводы актуальны в русле построения основ для возможности перехода к рискориентированной модели осуществления деятельности всего контрольно-надзорного механизма в стране.
Большое место в трудах Студеникиной занимает исследование многоаспектных проблем нормотворчества в России. Нормотворчество, нормативно-правовое регулирование Студеникиной всегда рассматривались в диалектическом единстве с исследованием процессов правоприменительной деятельности. В главе, написанной Студеникиной и опубликованной в коллективной монографии «Правоприменение в советском государстве» (1985), были освещены такие важные и малоисследованные к тому времени темы, как причины, нормативные основания и основные конкретные ситуации, когда в управленческой деятельности допустимо усмотрение, а также границы (пределы) такого усмотрения и юридические формы его закрепления. По итогам исследования были сделаны следующие важные выводы: творческий характер управленческой деятельности предполагает не только возможность, целесообразность, но и в некоторых случаях даже необходимость усмотрения; усмотрение должно быть органически связано законом, и само право на усмотрение должно быть элементом компетенции государственного органа; акт государственного органа, принятый на основе усмотрения, может быть объектом контроля, как и любой другой административно-правовой акт. Если не соблюдать названные требования, то усмотрение может обернуться произволом.
Студеникиной были написаны работы, касающиеся характеристики особенностей источников административного права, типологии самих нормативных актов, критериев их разграничения, установлении их целевой и функциональной связи и юридической соподчинённости между собой (главы по источникам права в учебниках по теории права и административному праву «Общая теория права», учебник для вузов под редакцией А. С. Пиголкина, 1998; три издания учебника по административному праву под редакцией Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, 2008–2021). Нормативно-правовой акт исследован как объект систематизации (раздел коллективной монографии «Систематизация законодательства в Российской Федерации», 2003). Написана серия статей относительно юридической природы указов Президента РФ на разных этапах действия института президентства в Российской Федерации («Юридическая природа актов Президента по Конституции Российской Федерации 1978 года», 1993; «Юридическая природа указов Президента РФ», 2004). Концептуальна по содержанию статья о нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти как форме реализации исполнительной власти (Студеникина. 2014). Совокупность названных работ имеет теоретическую и практическую значимость, поскольку чёткое представление о видах нормативных правовых актов, роли каждого из этих видов в общем механизме правового регулирования является важной координатой как в процессе подготовки и издании нормативных актов, так и в налаживании дальнейших этапов деятельности по их упорядочиванию.
Много внимания в трудах Студеникиной занимали вопросы формирования и развития института административной юстиции в России и определению места этого института в структуре административного права. Были высказаны предложения относительно того, как полнее использовать потенциал судебных структур в поддержании баланса интересов государства и гражданина, государства и хозяйствующего субъекта при разрешении возникающих между ними публичных споров, имеющих специфический административно-правовой характер. Предложения по совершенствованию административной юстиции были высказаны Студеникиной в статьях «Административная юстиция: какой путь избрать в России?» (1996), «Административная юстиция нуждается в чётком правовом регулировании» (1997), «Процессуальные формы осуществления правосудия по административных делам» (2001), «Административная юстиция: организационный и процессуальный аспекты» (2013).
Предметом исследования были также такие стержневые проблемы административного права, как система, структура и правовой статус органов исполнительной власти. На эту тему были написаны статьи «Административное право и организационные перестройки» (2006), «Реформы органов исполнительной власти: социальные ожидания и реальность (2009), «О некоторых направлениях развития административного права в современный период» (2019), а также глава «Федеральные органы исполнительной власти как объект административной реформы» в учебном пособии «Административная реформа» (2021).
Студеникина участвовала в законопроектной деятельности: в подготовке концепций развития законодательства Российской Федерации; в проведении научной экспертизы проектов законодательных актов; в непосредственной работе официально образованных комиссий по подготовке «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» (1980), Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (1984), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2002), Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе», Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Регламента Совета Федерации (1994). Именно в нормотворческой деятельности были востребованы её знания законодательной техники, талант учёного кратко и ёмко формулировать правовую норму, умение аргументированно отстаивать свою позицию.
Участвовала в подготовке коллективных комментариев к Конституции РФ (1996, 2002), к «Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» (1983), к Закону РФ «О языках народов Российской Федерации» (1993), к «Кодексу РСФСР об административных правонарушениях» (3 издания, 1997–1999), к «Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (7 изданий, 2004–2011).
В статье «Два законопроекта новой кодификации законодательства об административных правонарушениях: основные новеллы и их предварительная оценка» (2017) был проведён анализ проектов кодексов, подготовленных двумя группами разработчиков, – Кодекса РФ об административных правонарушениях и Кодекса РФ об административной ответственности. Сопоставление новелл этих кодексов с их последующей правовой оценкой проводилось по составу законодательства об административных правонарушениях, системе административных наказаний, формированию Особенной части Кодекса, объёму и форме кодификации процессуальных прав участников производства по делам об административных правонарушениях.
Награждена орденом «Знак Почёта» (1986); медалью «В память 850-летия г. Москвы» (1997), нагрудным знаком Министерства юстиции СССР «За успехи в работе» (1985), Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ (2014), Почётной грамотой Верховного Суда Российской Федерации (2016).