Законодательная техника
Законода́тельная те́хника, технический инструментарий, используемый при формировании текстов законов.
Термин «законодательная техника» трактуется во многих трудах теоретиков права, в большинстве случае содержание его определения различается не существенно. Так, большинство авторов в определение законодательной техники вкладывает правила, методы, средства и приёмы поиска/придания новой формы выражения норм права (Ю. А. Тихомиров, А. Ф. Черданцев, А. Я. Сухарев, В. Д. Зорькин, В. Е. Крутских и др.). Такие авторы, как В. Л. Кулапов, А. В. Малько, включают в определении законодательной техники её применение в процессе создания законов (Кулапов. 2019. С. 242).
Теория права не даёт однозначной трактовки термина. Профессор Л. Л. Кругликов считает, что «под законодательной техникой необходимо понимать совокупность средств и приёмов, используемых для придания содержанию норм соответствующей формы» (Кругликов. 2005. С. 260). Наиболее полное определение законодательной техники содержится в правилах, исторически сложившихся в процессе длительного времени, рационального составления и придания совершенной формы выражения правовым институтам, статьям и нормам (Законодательная техника. 1965. С. 6). К таким правилам, в частности, могут быть отнесены нормы, устанавливающие ту или иную правотворческую процедуру (выдвижения законодательной инициативы, внесения законопроектов и т. д.), правила опубликования законов, правила перевода юридических документов и т. д.
Теоретики права понимают содержание законодательной техники как в узком, так и в широком (традиционном) смысле. Широкое понимание содержания законодательной техники строится на том, что её используют в процессе создания правовой документации, т. е. во время разработки содержания различных правовых документов, в том числе – и локальных актов. Узкий подход к пониманию содержания законодательной техники базируется на том, что это правила, средства, приёмы выработки, оформления и систематизации законодательства для внесения ясности, понятности, и для их эффективности.
Документальный подход (он же узкий) в качестве законодательной техникой предлагает понимать науку составления нормативной документации. Широкому подходу свойственно понимание того, что законодательная техника – это упорядоченный процесс ведения юридической деятельности, в ходе которого составляются нормативные документы.
Предметом воздействия законодательной техники, с одной стороны, выступают нормативные правовые акты. С другой стороны, учёные-правоведы в качестве объектов законодательной техники выделяют нормативные правовые акты и иную юридическую документацию.
Выделяют три формы законодательной техники в зависимости от содержания и характера приёмов: языковая, процедурная и логическая.
Объектом законодательной техники являются общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.
Сам нормативно-правовой акт является результатом применения законодательной техники. Нормативный правовой акт – это письменный юридический документ, который должен точно выражать содержание воли субъекта правотворчества. Для чёткого и однозначного изложения норм права в юридической деятельности используется целый комплекс определённых правил. Такой комплекс называется юридической техникой. Внешняя форма нормативных правовых актов – это текст. Как и любой другой текст, он имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других документальных текстов. Особенности языка нормативных правовых актов делятся на общие (общеязыковые, которые могут характеризовать и другие документы неправового характера) и специально юридические. К общим особенностям языка нормативных правовых актов относятся следующие:
нейтральность. В нормативных правовых актах недопустима художественная образность, экспрессивность (призывы, побуждения, восклицания, вопросы). В свою очередь, нейтральный, беспристрастный стиль не должен вызывать дополнительных ассоциаций и ненужных эмоций, что обеспечивает эффективность правового регулирования;
последовательность. Для нормативного правового акта характерна строгость изложения, жёсткая последовательность текстового материала. Не допускается разрыв мысли, логическая и смысловая недосказанность;
точность и ясность. Правовой материал в нормативном правовом акте должен быть изложен точно и ясно. Так, точность предполагает конкретное употребление терминов, фактическую достоверность, исключающую многозначное толкование документов;
простота изложения. Для успешной реализации норм права, изложенных в нормативном правовом акте, необходима однозначность текста, которая обеспечивает его эффективное усвоение и единообразное понимание всеми людьми, на которых распространяется действие этого нормативного акта;
лаконичность и компактность. В тексте одного нормативного правового акта невозможно изложить весь материал подробно. Громоздкий текст тяжелее воспринимается. Для того чтобы упростить восприятие правового материала, в нормативном правовом акте необходимо создать эффективную систему отсылочных норм, избегать неоправданных повторов. Также должно быть уместным и понятным использование юридической терминологии;
безличность изложений. В тексте нормативного правового акта отсутствуют личные местоимения первого и второго лица, глаголы в формах первого и второго лица, обращения к конкретным лицам или группе лиц, используются неопределённо-личные предложения, в которых употребляются глаголы в форме третьего лица.
Нарушение законодательной техники приводит к серьёзным проблемам – чаще всего выражающимся в пробелах закона. Данные пробелы можно устранить, если правоведы будут тщательно исследовать юридическую технику и возможности её использования.