Соколова Наталья Петровна
Соколо́ва Ната́лья Петро́вна (урождённая Никишина) [16(29).9.1914, по некоторым данным, село Каменево Смоленской губернии, ныне Смоленская область – 4.1.1988, Москва], российская певица (сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1955).
Родилась в крестьянской семье. Рано осталась сиротой, воспитывалась в детском доме. По окончании семилетней школы работала на трикотажной фабрике. С 1936 г. обучалась пению в Центральном Доме художественной самодеятельности в Москве (класс К. А. Кандауровой). В 1938–1944 гг. солистка Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. С 1939 г. выступала в Ансамбле песни и пляски Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (сначала в качестве хористки, потом солистки).
В 1944–1968 гг. солистка московского Большого театра. Партии, исполненные Соколовой на этой сцене: Ольга и Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского, 1945 и 1963), Стефано («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Паж («Риголетто» Дж. Верди), Стеша («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова; все – 1945), Половецкая девушка («Князь Игорь» А. П. Бородина), Первая баба («Борис Годунов» М. П. Мусоргского; обе – 1946), Даша («Вражья сила» А. Н. Серова), Наседка («Майская ночь» Римского-Корсакова; обе – 1947), Галька (одноимённая опера С. Монюшко), Лиза («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Мерседес («Кармен» Ж. Бизе; все – 1949), Груня («От всего сердца» Г. Л. Жуковского, 1951), Аида (одноимённая опера Верди, 1952), Елена («Декабристы» Ю. А. Шапорина, 1953), Купава («Снегурочка» Римского-Корсакова, 1955), Керубино и Графиня («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1956 и 1965), Мария («Мазепа» Чайковского, 1956), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Енуфа («Её падчерица» Л. Яначека, 1-я исполнительница в Большом театре; обе – 1958), Жена поэта («Джалиль» Н. Г. Жиганова, 1-я исполнительница в Большом театре, 1959), Кума («Чародейка» Чайковского, 1960), Домна Сабурова и Милитриса («Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова; обе – 1962).
Обладала сильным голосом широкого диапазона (лирико-драматическое сопрано), светлого тембра. Исполнение отличалось глубокой проникновенностью, одухотворённостью, умением с одинаковой естественностью передавать лирические и драматические моменты партий (среди лучших – Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Галька в одноимённой опере С. Монюшко, Аида в одноимённой опере Дж. Верди).
С участием Н. П. Соколовой записаны оперы: «Аида» Дж. Верди (заглавная партия, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, 1953), «Галька» С. Монюшко (заглавная партия), «Вражья сила» А. Н. Серова (Даша, дирижёр К. П. Кондрашин; обе – 1952), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Лиза, дирижёр Б. Э. Хайкин, 1957), «Чародейка» Чайковского (Кума, дирижёр С. А. Самосуд, 1955), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (Стефано, 1947; дирижёр А. И. Орлов; 1948, дирижёр В. В. Небольсин), «Русалка» А. С. Даргомыжского (Ольга, 1948, дирижёр Небольсин), «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (Стеша, дирижёр С. С. Сахаров, 1947), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Первая баба, дирижёр Н. С. Голованов, 1949), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (Груня, дирижёр Кондрашин, 1951), «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова (Женщина-мать, дирижёр Хайкин, 1969), оперетта «Вольный ветер» И. О. Дунаевского (Стелла, дирижёр Е. А. Акулов, 1959). Отдельно записаны арии и сцены из опер «Пиковая дама», «Аида», «Свадьба Фигаро», «Галька», романсы «День ли царит» Чайковского и «Весенние воды» С. В. Рахманинова, песня «Отъезд партизан» А. Г. Новикова. Издана сольная виниловая грампластинка с оперными ариями (фирма «Мелодия», 1986).
На киноплёнку снят дуэт Аиды и Амонасро из оперы «Аида» в исполнении Соколовой и П. Г. Лисициана (1967; издан на DVD под названием «Поют Сергей Лемешев, Павел Лисициан, Ирина Масленникова» фирмой Aquarius Classic, 2008).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1951).