#Российские музыковеды
Российские музыковеды
Тег

Российские музыковеды

Российские музыковеды
Найденo 50 статей
Музыка
МузыкантыМузыканты
Фортунатов Юрий Александрович
Фортуна́тов Ю́рий Алекса́ндрович (1911–1998), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). С 1945 г. до конца жизни преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, затем также историю оркестровых стилей (доцент с 1973, профессор с 1986). В числе многочисленных учеников: композиторы – Ю. М. Буцко, Г. И. Гладков, В. Тормис, П. Ривилис, К. С. Хачатурян, Н. С. Корндорф, А. И. Головин, Е. В. Щербаков; музыковеды – И. А. Барсова, В. П. Фраёнов, Е. М. Царёва, Ю. Е. Семёнов. Наиболее ценная часть наследия Фортунатова – лекции по оркестровым стилям (изданы в книге: Ю. А. Фортунатов. 2004, 2010), восстановленные оркестровые партитуры О. А. Козловского, новая оркестровка оратории Г. Г. Галынина «Девушка и смерть» (издана в 1974). Научные интересы охватывали также традиционную и композиторскую музыку Узбекистана (маком), Молдавии, Эстонии. Сыграл значительную роль в развитии музыкального искусства республик Союза ССР.
Музыковеды
Барсова Инна Алексеевна
Ба́рсова И́нна Алексе́евна (род. 1927), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1994). Доктор искусствоведения (1978). С 1953/1954 учебного года преподаёт в Московской консерватории (профессор с 1981). В центре научных интересов – творчество Г. Малера, российские композиторы 20 в., история нотации. Автор «Книги об оркестре» (1969), монографии «Симфонии Густава Малера» (1975), книги «Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века)» (1997) и др.
Инна Алексеевна Барсова
Музыковеды
Маклыгин Александр Львович
Маклы́гин Алекса́ндр Льво́вич (род. 1954), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1994) и Республики Марий Эл (2004), заслуженный работник высшей школы РФ (2010). Доктор искусствоведения (2001). Представитель школы Ю. Н. Холопова. Научные интересы включают техники композиции 20 в., импровизацию, джаз, музыкальную педагогику и церковно-певческую практику. Среди трудов: «О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения» (1990), «Импровизируем на фортепиано» (в 2 выпусках, 1994, 1999), «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма» (2000).
Александр Львович Маклыгин
Музыковеды
Каратыгин Вячеслав Гаврилович
Караты́гин Вячесла́в Гаври́лович (1875–1925), российский музыковед, музыкальный критик, композитор. Один из крупнейших представителей русской музыкально-критической мысли начала 20 в. С 1906 г. выступал в качестве музыкального критика в газете «Товарищ», журналах «Золотое Руно», «Весы», «Ежегодник императорских театров» (1909–1914), «Аполлон» (1909–1914), «Театр и искусство» (1909–1915, под псевдонимом Черногорский), «Северные записки» (1913–1916), «Музыкальный современник» и др. Пропагандировал творчество А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, М. О. Штейнберга, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, А. Шёнберга и др. Подготовил к печати неизданные произведения М. П. Мусоргского, в том числе отрывки из опер «Саламбо» и «Сорочинская ярмарка». Автор труда «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено). Как композитор сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской и другими драматическими театрами. Автор музыкально-театральных, фортепианных сочинений, романсов, обработок народных песен.
Вячеслав Гаврилович Каратыгин
Музыканты
Слонимский Сергей Михайлович
Слони́мский Серге́й Миха́йлович (1932–2020), российский композитор, педагог, народный артист РСФСР (1987). Среди сочинений: оперы – «Мария Стюарт» (1981), «Видения Иоанна Грозного» (1999), «Гамлет» (1993; все – Самарский академический театр оперы и балета); балеты – «Икар» (1971, Большой театр) и «Волшебный орех» (2005, Мариинский театр); 34 симфонии. Государственная премия РСФСР (1983), Государственная премия РФ (2002; за 2001). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2008).
Сергей Михайлович Слонимский
Музыканты
Асафьев Борис Владимирович
Аса́фьев Бори́с Влади́мирович (1884–1949), российский музыковед, композитор, педагог, академик Академии наук СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из крупнейших советских музыковедов. Разрабатывая теорию музыкальной интонации (с 1924), одним из первых в существенных моментах проследил закономерности музыкально-исторического процесса. Автор 11 опер, 28 балетов (в их числе «Бахчисарайский фонтан», 1934) и других сочинений. С 1948 г. председатель Союза композиторов СССР. Сталинская премия (1943, 1948).
Борис Владимирович Асафьев
Музыканты
Соллертинский Иван Иванович
Соллерти́нский Ива́н Ива́нович (1902–1944), российский музыковед, театральный и музыкальный критик. Преподавал в Ленинградской консерватории (профессор с 1939). В 1929–1944 гг. редактор, лектор, заведующий репертуарной частью Ленинградской филармонии, с 1940 г. её художественный руководитель. Член художественных советов ленинградских музыкальных театров, активно влиял на репертуарную политику. Возглавлял секцию музыкальной критики Ленинградского отделения Cоюза советских композиторов СССР.
Иван Иванович Соллертинский
Музыковеды
Сувчинский Пётр Петрович
Сувчи́нский Пётр Петро́вич (1892–1985), российский философ, музыковед, общественный деятель. В 1915 г. основал (совместно с А. Н. Римским-Корсаковым) и до 1917 г. редактировал петербургский журнал «Музыкальный современник». В 1920 г. эмигрировал, с 1922 г. жил преимущественно в Париже. Один из основателей движения евразийства. В периодических и справочных изданиях выступил активным сторонником русской музыки 19 в., ценителем новейших сочинений Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева и особенно И. Ф. Стравинского.
Музыка
1
2
3
4
5