Алеаторика
Алеато́рика (от лат. alea – игральная кость, жребий), техника композиции в музыке 20–21 вв. Опирается на представление о незакреплённости нотного текста и музыкальной формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность элементов при сочинении или исполнении. Различаются алеаторика композиторского процесса и алеаторика исполнительского процесса.
Алеаторика композиторского процесса подразумевает случайный выбор материала при сочинении. Например, музыкальный материал для «Музыки перемен» Дж. Кейджа подбирался не по каким-либо композиторским законам, а путём гадания по книге или подбрасывания монетки. Сходный принцип применён Э. Брауном при сочинении «Индексов» – композитор работал с таблицей случайных чисел, согласно которой определял музыкальное содержание отдельных тактов (однако итоговый вариант был им отредактирован). Получаемый при этом нотный текст предполагает точное (не варьируемое исполнителем) воспроизведение.
Алеаторика исполнительского процесса существует в двух разновидностях. Контролируемая алеаторика предписывает импровизацию во фрагментах музыкальной композиции (в области звуковысотности, ритма, продолжительности фрагмента или количества его повторений), при этом основная часть нотного текста в той или иной степени детерминирована. Например: «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных С. А. Губайдулиной, «Территории забвения» («Territoires de l'oubli») Т. Мюрая, «Шутливая сонатина» («Sonatina gioacchina») С. Буссотти, Колористическая фантазия для фортепиано С. М. Слонимского, «Иерихонские трубы» В. А. Екимовского, «Север» для 12 сопрановых блокфлейт или других мелодических инструментов С. А. Загния, либо предоставляет возможность для импровизационного формообразования на основе фиксированных нотных фрагментов (т. н. мобильная или открытая форма; к примеру, в «Пьесе для фортепиано XI» К. Штокхаузена, Сонате № 3 П. Булеза, пьесах «Доступные формы I и II» и «Новара» Э. Брауна, «In C» Т. Райли). Неограниченная алеаторика подразумевает импровизацию исполнителя на основе записанных исходных мелодических и ритмических формул, графиков или текстовых команд («Вариации», Концерт для фортепиано с оркестром Дж. Кейджа, «Декабрь 1952» Брауна, «Balletto» для дирижёра и любого ансамбля Екимовского, «Пение птиц» Э. В. Денисова и др.).
Контролируемая алеаторика возникла в США в творчестве Ч. Айвза в 1910-х гг. В начале 1950-х гг. Дж. Кейдж, М. Фелдман и Э. Браун развивали концепцию недетерминированной нотной записи, в том числе неограниченной алеаторики. С середины 1950-х гг. алеаторику стали использовать европейские (П. Булез, К. Штокхаузен, Х. В. Хенце, В. Лютославский), а позже отечественные (С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, В. А. Екимовский) композиторы.