Скетч-шоу
Скетч-шо́у (англ. sketch show; скетчком, sketch comedy), формат развлекательного шоу, состоящий из отдельных комедийных сцен и скетчей. Скетчи, образующие шоу, могут сниматься заранее или разыгрываться в студии перед зрителями или камерами. Связь между ними либо отсутствует, либо весьма условна, при этом их, как правило, объединяет ряд общих черт: актёрская труппа или вымышленная вселенная, в которой разыгрываются ситуации с участием одного или нескольких наборов персонажей.
Скетчи – одноактные пьесы длительностью в несколько минут, исполняемые двумя или несколькими актёрами, – могут носить как импровизационный характер (такие шоу называют «импров-шоу» или «импров»), так и следовать заранее прописанному сценарию. В последнем случае сюжет скетча имеет завершённую форму и обычно делится на три части. В первой, продолжительностью около минуты, содержатся экспозиция (или сетап), вводящая зрителя в вымышленный мир скетча, и завязка. Вторая часть посвящена конфликту между героями, обычно возникающему из взаимного недопонимания. В третьей части скетча конфликт достигает кульминации и разрешается панчлайном (Marx. 2019. P. 8–11). Импровизационный скетч не имеет чёткой структуры, однако содержит экспозицию.
Исторически жанр скетча восходит к коротким театральным формам – интермедиям, водевилям и варьете, в 20 в. оказавшим влияние на развлекательные радиопередачи. В 1930-е гг. на радио появились программы, по своей структуре близкие к современным скетч-шоу, например передача «Опять этот человек» («It’s That man Again»), транслировавшаяся британской телерадиокорпорацией BBC в 1939–1949 гг.
Со становлением телевидения в 1940–1950-е гг. скетчи стали появляться в телевизионных шоу-варьете (англ. variety programs), наряду с другими элементами (песни, танцы, монологи и др.), и чаще всего в форме короткой театральной сценки, разыгрываемой в прямом эфире (Marx. 2019. P. 25). Одновременно комедийные сцены, близкие скетчам, стали появляться в ранних сериалах-антологиях в жанре телетеатра: «Телевизионном театре Крафта» («Kraft Television Theater», 1947–1958, NBC; 1953–1955, ABC), «Театре Форда» («Ford Theater», 1948–1957, ABC, CBS, NBC) и др.
С 1950-х гг. на телевидении получил распространение жанр водео (англ. vaudeo, от франц. vaudeville – водевиль и англ. video – видео) – адаптации театрального водевиля, например шоу «Комедийный час Колгейт» («Colgate Comedy Hour»), выходившее на американском телеканале NBC в 1950–1955 гг. Комедийные водео состояли из нескольких скетчей с относительно постоянным актёрским составом и считаются наиболее близким жанром – предшественником скетч-шоу (Marx. 2019. P. 27).
Первой телепередачей, отвечающей современной канону скетч-шоу, стала программа «Ваше шоу всех шоу» («Your Show of Shows»), показывавшаяся по каналу NBC в 1950–1954 гг. За ним последовало успешное и одно из самых продолжительных скетч-шоу – британская программа «Шоу Бенни Хилла» («The Benny Hill Show», 1955–1989, BBC, ITV). В 1964–1970 гг. корпорация BBC транслировала скетч-шоу «Не только… но и» («Not Only… But Also»), а в 1969–1974 гг. – шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» («Monty Python’s Flying Circus»), благодаря своему абсурдистскому юмору и гэгам ставшее культовым и одним их наиболее известных и влиятельных образцов формата.
В 1975 г. канал NBC запустил другое знаковое скетч-шоу – «Субботним вечером в прямом эфире» («Saturday Night Live»), завоевавшее популярность благодаря острой политической сатире и звёздным приглашённым ведущим – «хозяевам» (англ. host) шоу. Среди других заметных образцов жанра 2-й половины 20 в.: кукольные «Маппет-шоу» («The Muppet Show», 1976–1981, ITV) и «Улица Сезам» («Sesame Street», с 1969, PBS, HBO), расширившие аудиторию скетч-шоу за счёт юных зрителей. В Британии традицию «Летающего цирка Монти Пайтона» продолжили программы «Шоу Фрая и Лори» («A Bit of Fry and Laurie», 1989–1995, BBC) и «Майти Буш» («The Mighty Boosh», 2004–2007, BBC), также добившиеся мировой популярности.
В СССР близкими по формату к скетч-шоу были сатирические киножурналы «Фитиль» (1962–2003) и «Ералаш» (с 1974), не имевшие постоянного актёрского состава и персонажей. В 1991 г. Второй программой Центрального телевидения (ЦТ СССР) было запущено скетч-шоу «Джентльмен-шоу», созданное участниками одесской команды КВН «Клуб одесских джентльменов»; его выпуск продолжался до 2005 г. на российских каналах РТВ/РТР (1991–1996, 2000–2001), ОРТ (1996–2000) и украинском «Интер» (1998–2005). В 1991–2006 гг. на российском телевидении с успехом шло другое скетч-шоу – «Маски-шоу», транслировавшееся каналами РТВ/РТР (1991–1998), ОРТ (1999–2000) и ТНТ (2004–2006). В 1993–2012 гг. телеканал РТР (впоследствии – «Россия» и «Россия-1») показывал завоевавшее большую популярность сатирическое скетч-шоу «Городок» актёров И. Л. Олейникова и Ю. Н. Стоянова. Среди заметных более поздних российских скетч-шоу – «6 кадров» (2006–2014, СТС), «Наша Russia» (2006–2011, ТНТ), «Даёшь молодёжь!» (2009–2013, СТС), «Одна за всех» (2009–2017, «Домашний», СТС, Первый канал), «Нереальная история» (2011–2013, СТС), «ХБ» (2013, 2018, ТНТ), «СашаТаня» (с 2013, ТНТ). Образцом скетч-шоу, основанного на импровизации приглашённых гостей, стала программа «Слава богу, ты пришёл!» (2006–2010, 2018–2019, СТС) – адаптация одноимённого австралийского формата «Thank God You’re Here» (2006–2009, с 2023).
С превращением стриминговых сервисов в важный феномен медиапотребления в 2000-е гг. на них стали выходить оригинальные скетч-шоу. Первым примером таких веб-шоу стал YouTube-канал «Хороший сосед» («Good Neighbor», 2007–2011) комиков К. Муни, Б. Беннета, Н. Радерфорда и Д. Маккэри; отсутствие необходимости соразмерять продолжительность выпуска с сеткой телевещания позволило авторам публиковать скетчи по отдельности и не стремиться к их равной продолжительности. Такой принцип работы лежит в основе многих популярных юмористических YouTube-каналов, в частности страниц комиков С. Эмерсона и Т. Уолласа, на 2023 г. имеющих 1,5 и 4,3 млн подписчиков соответственно. Аналогичные проекты появлялись и в российском сегменте Интернета. К примеру, Ю. Н. Стоянов в 2020 г. выпускал на YouTube-скетч-шоу «Чисто поржать». Позднее скетчи, ещё больше отдалившиеся от формата продолжительных шоу, распространились в других социальных сетях – например, на хостинге коротких видео TikTok. Использование различных платформ вынуждает авторов адаптировать разыгрываемые сцены по длительности (Brigham. 2020).