«Офис» (сериал, США)
«О́фис» («The Office»), американский телевизионный ситком, транслировался на канале BBC в 2005–2013 гг. Длительность эпизодов от 22 до 42 мин. В каждом из 9 сезонов было выпущено от 6 до 28 серий. «Офис» – ремейк британского одноимённого сериала Р. Джервейса и С. Мерчанта. В основе сюжета – рабочие будни сотрудников Dunder Mifflin Paper Company – «офисных планктонов», чей босс Майкл Скотт постоянно вмешивается в процесс и устраивает неуместные розыгрыши коллег. Шоураннер – Г. Даньелс, один из авторов сериалов «Симпсоны» и «Сайнфелд». Хотя шоу основано на одноимённом британском ситкоме, только первый сезон американской адаптации дублирует эстетику и сюжетные перипетии оригинального проекта. Главные роли исполнили С. Карелл, Р. Уилсон, Дж. Красински, Дж. Фишер и Э. Хелмс. Некоторые эпизоды ставили известные кинорежиссёры П. Фиг, Дж. Райтман и С. Гордон. Сериал занимает лидирующие места в списках лучших комедийных шоу 21 в.
Во время эфира первого сезона зрители не оценили циничный юмор британского первоисточника. После неудовлетворительных рейтингов создатели решили сделать персонаж Майкла Скотта многограннее, а тон самого сериала сменить на более доброжелательный по отношению к зрителям, что заметно отдалило американский «Офис» от оригинала. По мнению исследователей, эта черта стала ключевой для самоопределения проекта, окончательно закрепив его в статусе «тёплого сериала», который отказывается от дистанцирования зрителей и героев, уделяет особое внимание внутреннему миру персонажей и их личной жизни, а также стремится не «смеяться над» мишенью шутки (как в «холодных сериалах»), а «смеяться вместе» (Метамодернизм. 2020. С. 216).
Этим можно объяснить формат мокьюментари – псевдодокументальной съёмки, которая позволяет героям посреди повествования высказать свои мысли и переживания прямо на камеру. Такой приём разрушает дистанцию между зрителем и персонажем. Учитывая сознательное решение создателей убрать закадровый смех, это также лишает аудиторию чётких комедийных маркеров и напоминает о том, «как трудно ориентироваться в двойственных социальных нормах» (Метамодернизм. 2020. С. 172). Как и большинство других этапных ситкомов 2000-х гг., «Офис» снимался одной камерой, однако даже эта тенденция в нём была переосмыслена: одним из операторов выступил Рэндолл Айнхорн, работавший на площадке телевизионного шоу «Последний герой» («Survivor»), что помогло добиться эффекта «живой съёмки», а комизм достигался за счёт неловкого взаимодействия персонажей с киноаппаратом.
Ещё одна черта «тёплого сериала» в «Офисе» – драматизм и динамичность характеров персонажей. Если в сериале «Сайнфелд» отрицалась романтика как таковая и все детали личной жизни героев использовались в качестве повода для иронии, то в шоу «Офис» показано зарождение и развитие отношений между героями (Джим и Пэм проходят путь от друзей до супругов). Одномерные образы, которые в классических ситкомах остаются характерами-масками, в «Офисе» раскрываются в трагическом ключе: например, Майкл Скотт – один из ключевых героев шоу – одинокий мужчина, нуждающийся в постоянном внимании и заботе со стороны близких. Естественность поведения персонажей также объясняется обилием импровизационных сцен: хотя съёмочная группа придерживалась сценария, такие исполнители ролей, как С. Карелл, часто выходили за рамки материала.
Большинство сцен разворачивается в офисе, однако некоторые серии включают в себя декорации ресторанов, кафе, ферм и даже других городов. Сеттинг задаёт большинство конфликтов шоу: в фокусе комедийных коллизий – корпоративная этика [«Сексуальные домогательства» («Sexual Harassment», сезон 2, эпизод 2)], мультикультурализм [«Марокканское Рождество» («Moroccan Christmas», сезон 5, эпизод 10)] и т. д. В сериале «Офис» также рассматриваются проблемы пола, связанные с иерархией на рабочих местах [«Уважение женщин» («Women's Appreciation», сезон 3, эпизод 21)].
Сериал регулярно номинировался на престижные премии. В 2006 г. актёр С. Карелл получил премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль на ТВ (комедия или мюзикл), а авторов сериала наградили премией «Эмми» за лучший комедийный сериал. В 2007 г. Гильдия актёров отметила участников сериала призом как лучший актёрский состав комедийного сериала.
Критики неоднократно проводили параллели между сериалом «Офис» и ситкомами, которые «выросли» из него, например «Бруклин 9-9», заимствующий типажи, стиль юмора и даже структуру мелодраматических сюжетных линий. Также отмечается влияние сериала на визуальный язык жанра: обрывистый нарратив, достигаемый резкими монтажными склейками и псевдодокументальной съёмкой. Ситком развивал идеи писателя Д. Ф. Уоллеса о роли иронии в американской культуре (в самом сериале есть неоднократные отсылки к Уоллесу, а один из персонажей был назван в честь писателя). В сериале «Офис» совмещаются ироническая критика и эмпатия, тем самым совершенствуется жанровая формула, ставшая популярной благодаря таким мрачным комедиям, как «Сайнфелд». В 2013 г. вышел финал сериала; он стал самым рейтинговым эпизодом последнего сезона.