Ток-шоу
Ток-шо́у (англ. talk show; разговорное шоу), жанр радио- или телепередачи, построенный вокруг беседы одного или нескольких приглашённых гостей с ведущим или группой ведущих. Важным атрибутом ток-шоу выступает студийная аудитория, участвующая в дискуссии либо вербально (при помощи вопросов к гостям или реплик), либо невербально – через аплодисменты, смех, свист и другие реакции.
Формат и характеристики
Жанр ток-шоу характеризуется высокой вариативностью используемых форматов: интервью, нарратив, дебаты и т. д. Обсуждение может быть посвящено одной или нескольким темам, гостями ток-шоу могут выступать как эксперты в рассматриваемой области, так и обычные люди. Программа в данном жанре может носить развлекательный, информационный, политический, образовательный или иной характер, а беседа может перемежаться другими элементами – заранее подготовленными вставками, музыкальными номерами, выступлением стендап-комика, скетчами и т. п. Такая вариативность ток-шоу сближает их с некоторыми другими радио- и телевизионными форматами, например вечерними и утренними шоу, что даёт некоторым исследователям основания относить последние к поджанрам ток-шоу (Timberg. 2002. P. 7–8).
Ток-шоу ориентированы сразу на несколько аудиторий: непосредственных участников беседы, радиослушателей и телезрителей, а также на студийную аудиторию. Если в студии одновременно присутствуют эксперты и простые зрители, целью шоу становится налаживание коммуникации между ними. Участие гостей разной компетентности и квалификации в рассматриваемом вопросе часто приводит к тому, что жизненный опыт и здравый смысл противопоставляются экспертному знанию и господствующему дискурсу (Ilie. 2006. P. 490). Кроме того, выбираемые для обсуждения темы обычно предполагают высокую степень конфликтности. Важную роль в ток-шоу играет фигура ведущего, направляющего и модерирующего дискуссию.
Характерной чертой ток-шоу выступает относительная простота их производства. Благодаря этому передачи можно транслировать в прямом эфире или в записи с минимальной редактурой и относительно небольшими затратами.
История жанра
Появление ток-шоу на радио относится к 1920-м гг. Первыми успешными образцами жанра считаются передача американского критика и журналиста А. Вулкотта на нью-йоркском радио WOR, посвящённая городской жизни, и политическое шоу светского обозревателя У. Уинчелла на радиостанции NBC. В 1930-х гг. ток-шоу стали включать разговоры с простыми обывателями, записанные на улице: первая в этом жанре передача – «Глас народа» («Vox Pop») – транслировалась радиостанциями NBC, CBS и ABC в 1932–1948 гг. В 1935 г. появилось ток-шоу со зрителями в студии – «Городское собрание в эфире» («Town Meeting of the Air»), запущенное NBC. Первое ток-шоу, в котором гость участвовал по телефону, состоялось в 1945 г.: таким способом ведущий радиостанции WMCA Б. Грэй взял интервью у музыканта В. Хермана.
Популярность ток-шоу на радио постепенно росла: если в 1920-х гг. на всех радиостанциях США насчитывалась 21 программа в этом формате, то в 1966 г. он в том или ином виде присутствовал в эфирах уже 80 % радиостанций страны (Hume. 2003).
Первые эксперименты с адаптацией формата на телевидении относятся к началу 1950-х гг. В 1950 г. американский телеканал WJZ-TV запустил «Шоу Джо Франклина» («The Joe Franklin Show»), считающееся первым телевизионным ток-шоу; трансляция передачи продолжалась до 1993 г. (с 1962 по телеканалу WOR-TV). Гостями программы были преимущественно представители шоу-бизнеса; студийная аудитория в обсуждении не участвовала.
Изобретателем ток-шоу с участием студийной аудитории стал телеведущий Ф. Донахью, которому местный телеканал WLWD из Огайо предложил в 1967 г. начать собственное шоу-варьете взамен недавно закрытого. Донахью решил сконцентрироваться на интервьюировании одного гостя, а вопросы брать у зрителей в студии. «Шоу Фила Донахью» («The Phil Donahue Show») быстро завоевало популярность: в 1970 г. оно стало транслироваться на всю территорию США, а в 1980-х гг. – за рубежом, в Великобритании и Австралии. В 1985 г. вместе с советским журналистом В. В. Познером Донахью стал соведущим телемостов между США и СССР, сыгравших важную роль в налаживании двусторонних отношений между странами и конце «холодной войны». Трансляция «Шоу Фила Донахью» прекратилась в 1996 г.
Наиболее успешным ток-шоу в истории американского телевидения стало «Шоу Опры Уинфри» («The Oprah Winfrey Show», 1985–2011), которое демонстрировалось в 149 странах мира и сделало ведущую одной из самых влиятельных публичных фигур в США. Среди прочих популярных американских ток-шоу – «Шоу Эллен Дедженерис» («The Ellen DeGeneres Show», 2003–2022), «Взгляд» («The View», с 1997), «Шоу Джерри Спрингера» («The Jerry Springer Show», 1991–2018) и др. В 1970–1980-х гг. формат вышел за пределы США и распространился по всему миру.
Жанр ток-шоу быстро нашёл своё место среди других форм развлечений в Интернете. Еще в 1990-х гг. появились его аналоги на базе интерактивных веб-сайтов (или виртуальных сообществ), где пользователи могли задавать вопросы интервьюируемому человеку. Одним из наиболее заметных примеров этого явления стало американское сообщество Well.com, основанное в 1985 г. (Hume. 2003). Аналогичные образцы, позволяющие говорить о складывании в Интернете особой «онлайн-культуры ток-шоу», появились в 2000-х гг. в Китае (Wang, Zhang. 2022). В 2010-х гг., с развитием социальных сетей и стриминговых сервисов [в первую очередь YouTube и Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации)], подобная интерактивность стала нормой для онлайн-трансляций.
Ток-шоу в Советском Союзе и России
В 1984 г. ток-шоу появилось в СССР: по Ленинградскому телевидению началась трансляция передачи «Музыкальный ринг», построенной как телеконцерт и интервью музыкантов с участием студийной аудитории. В 1986 г. трансляция была перенесена на Первую программу Центрального телевидения, где программа шла до 1989 г.; в 1997–2000 гг. она была перезапущена на российском телеканале РТР. В 1985 г. Центральное телевидение запустило молодёжную программу «12 этаж», важную роль в которой играли находящиеся в студии зрители-участники. Передача, касавшаяся тем, которые в то время было не принято поднимать на телевидении, была закрыта в 1987 г.; в 1989 г. её ненадолго возобновили. В 1990 г. перезапущенная версия информационно-музыкальной программы «Взгляд» (1987–1991, 1993, 1994–2001) также сменила формат и стала представлять собой ток-шоу.
Широкое распространение ток-шоу на российском телевидении относится к 1990–2000-м гг. Так, в 1996–1997 гг. телеканал ОРТ, а в 1998–2003 гг. – «Россия» показывали семейное ток-шоу «Моя семья» с ведущим В. Я. Комиссаровым. В 1998 г. на канале РТР было запущено социальное ток-шоу «Ищу тебя» (с 2000 – «Жди меня»). Среди популярных российских ток-шоу 2000–2010-х гг. – концентрировавшиеся на бытовых, скандальных темах программы «Большая стирка» (с 2001, в 2004–2005 – «Пять вечеров», с 2005 – «Пусть говорят», ОРТ / Первый канал), «Окна» (2002–2005, СТС, ТНТ), «Мужское/женское» (с 2014, Первый канал) и «На самом деле» (2017–2022, Первый канал); интеллектуальные ток-шоу «Гордон» (2001–2003, НТВ), «Что делать?» (2001–2020, «Культура»), «Чёрный квадрат» (2003–2004, «Культура»); свадебное шоу «Давай поженимся!» (с 2008, Первый канал); общественно-политические и культурные программы «Процесс» (1999–2001, ОРТ), «Культурная революция» (2001–2017, «Культура»), «Гордон Кихот» (2008–2010, Первый канал), «Познер» (2008–2022, Первый канал). На 2010–2020-е гг. пришёлся подъём политических ток-шоу – программы «60 минут» (с 2016, «Россия»), «Время покажет» (с 2014, Первый канал), «Место встречи» (с 2016, НТВ) и др.
Критика
Исследователи медиа отмечают, что, несмотря на кажущуюся спонтанность, ток-шоу – формат, дающий широкие возможности манипуляции зрительским мнением. Так, существенную роль в формировании отношения зрителя к позиции того или иного гостя играет реакция студийной аудитории, которая в свою очередь контролируется создателями программы. Ведущий также может влиять на сознание аудитории при помощи различных приёмов: журналистских (вербальных, задающих требуемое отношение к вопросу) или сценических (невербальной демонстрацией своего отношения к гостям и их позиции). Гости также зачастую действуют в рамках сценария, отыгрывая заранее подготовленные роли (Шевченко. 2014). Кроме того, критики отмечают негативные эффекты пристрастия развлекательных ток-шоу к скандальным темам. Например, герои программ могут подвергаться унижению с использованием широкого набора технических и сценарных средств (Genest. 2023).
В то же время критики отмечают, что развлекательные ток-шоу могут оказывать и терапевтический эффект: программы, посвящённые повседневным сюжетам и историям, моделируют сложную ситуацию, предлагая выход из неё, а также прививая аудитории культуру проговаривания жизненного опыта (Зверева. 2005). Другая важная особенность формата заключается в том, что именно в нём часто поднимаются табуированные социальные, личностные и другие подобные темы; тем самым расширяется круг вопросов, доступных для публичного обсуждения (Голынко-Вольфсон. 2002).