Шпон Вильфрид
Шпон Ви́льфрид (Willfried Spohn) (6.12.1944, Тюбинген – 16.1.2012, окрестности Берлина), немецкий социолог, внёсший вклад в развитие сравнительно-исторического изучения обществ модерна.
Обучался в Тюбингенском университете и Свободном университете Берлина. Преподавал в Свободном университете Берлина, Европейском университетском институте во Флоренции, был приглашённым профессором в Университете Вашингтона в Сиэтле, Колумбийском университете, Университете Эссекса. В 2010–2012 гг. являлся профессором Университета Вроцлава. Руководил рядом исследовательских проектов, посвящённых проблематике исторической социологии, а также изучению религии и политики в современном мире. В 2006–2010 гг. был первым председателем тематической группы «Историческая и сравнительная социология» Международной социологической ассоциации, в дальнейшем преобразованной в исследовательский комитет «Историческая социология». Погиб в автокатастрофе.
Шпон выделяет четыре направления исследований, определяющих современное состояние и перспективы анализа глобальных процессов социальных изменений. Во-первых, это «новая историческая социология», ведущими представителями которой считаются Ч. Тилли, Т. Скочпол, М. Манн. Во-вторых, это цивилизационный анализ, который разрабатывали Ш. Эйзенштадт, Йохан Арнасон, Б. Виттрок. В-третьих, это социология глобализации, представленная в работах британо-американского учёного Р. Робертсона, Д. Хелда, М. Уотерса. В-четвёртых, это социология мирового общества, продолжающая и дополняющая мир-системный анализ И. Валлерстайна. По мнению немецкого учёного, наиболее перспективным является дальнейшее развитие первых двух из указанных им направлений: «новой исторической социологии» и сравнительного цивилизационного анализа (Шпон. 2014). Сам Шпон в значительной мере следует версии цивилизационного анализа, предложенной Эйзенштадтом. Этим во многом определяется повышенное внимание с его стороны к влиянию религии на политическую сферу как в странах Европы, так и в других регионах мира (Spohn. 2003).
Обращаясь к анализу социально-политических процессов в странах Евросоюза, Шпон указывает, что первоначально европейская интеграция основывалась на формировании транснациональных экономических, политических и правовых институтов. При этом проблеме европейской культурной интеграции и формированию общеевропейской идентичности долгое время не уделялось должного внимания (Spohn. 2009. P. 362). Ядром единой Европы выступали католические и протестантско-католические страны, в которых значительное развитие получили процессы секуляризации. Однако эта ситуация изменилась в результате расширения Евросоюза и включения в него стран Восточной Европы, для которых были характерны иные формы секуляризации и в которых после крушения системы «реального социализма» наблюдались возрождение религии и рост национализма. В то же время выявились сложности с перенесением западноевропейских форм культурной интеграции в страны, недавно вступившие в Евросоюз либо добивающиеся этого статуса. Шпон отмечает недостатки транзитологических подходов к изучению социально-политических процессов в посткоммунистических обществах. По его мнению, социологическая концепция Йохана Арнасона обладает преимуществами перед этими подходами, не допускающими возможности поворота вспять экономической и политической либерализации. В целом Шпон расценивает цивилизационный анализ как наиболее значительную альтернативу неомодернистской теории и связанным с ней исследованиям процессов глобализации.
Шпон охарактеризовал место, которое парадигма цивилизационного анализа занимает по отношению к различным направлениям политической социологии. Современная политическая социология формируется в период после Второй мировой войны под влиянием структурного функционализма. В 1950–1960-х гг. политическая социология представляла собой прежде всего сравнительный анализ процессов политической модернизации. В этот период теория модернизации выступала в качестве обоснования западной, главным образом американской, модели развития. Вместе с тем в политической социологии сложились альтернативные функционализму теоретические подходы: теория конфликта, неомарксизм, постструктурализм/постмодернизм, политическая социология глобализации. Выделяя особенности цивилизационного анализа в сфере политической социологии, Шпон отмечал, что данный подход подчёркивает роль конфликтов в процессе политических изменений, но обращает внимание не на конфликт материальных интересов, а главным образом на культурные противоречия. При этом первостепенное значение придаётся влиянию традиций, сложившихся в различных религиях, империях, цивилизациях. В целом «различные цивилизационные основания и рамки порождают разнообразные программы политического модерна и процессы политической модернизации» (Spohn. 2010. P. 60).