#Историческая социологияИсторическая социологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИсторическая социологияИсторическая социологияНайденo 52 статьиТерминыТермины Фолк-хисториФолк-хи́стори, псевдоисторические произведения массовой культуры. Имитируя научную деятельность, отличается наукообразием, сенсационностью и агрессивностью по отношению к профессиональной историографии. Создаётся, как правило, авторами, отказывающимися от использования научных методов, не доверяющими профессионалам и предлагающими свои интерпретации прошлого в угоду вненаучным соображениям.Исторические явления, процессы Травматическая память о холокостеТравматическая память о холокосте. Сразу после Второй мировой войны 1939–1945 гг. немцы пытались снять с себя ответственность за геноцид: во-первых, уравнивая свои преступления с деятельностью противника; во-вторых, путём экстериоризации, т. е. перекладывая вину на других; в-третьих, ссылаясь на пробелы в памяти; в-четвёртых, коммуникативным замалчиванием; в-пятых, фальсификацией. Сходные настроения наблюдались во Франции в отношении периода «Виши». Лишь 20–30 лет спустя приход нового поколения изменил эту ситуацию. С тех пор холокост и коллаборационизм вызывали там ощущение вины и порождали чувство ответственности. Но в ряде стран Восточной Европы они встречали, с одной стороны, отрицание, а с другой – стремление показать себя не меньшей жертвой оккупации (виктимизация) и героизировать коллаборационистов как борцов с коммунизмом.Научные направления Социология международных отношенийСоциоло́гия междунаро́дных отноше́ний, направление социологических исследований, занимающееся изучением взаимоотношений между государствами, особенностей их внешней политики, а также связи внешней политики с внутренней политикой и социальной структурой. Предметное поле социологии международных отношений охватывает разнообразную проблематику – от исследований социальных аспектов глобализации до влияния личностных качеств лидеров на внешнеполитические решения, от изучения роли негосударственных акторов мировой политики до социокультурных истоков формирования и функционирования национальных школ международно-политической науки.Социологи Вебер МаксВе́бер Макс (1864–1920), один из крупнейших социальных мыслителей 20 в. Считается наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом основоположником социологии. Высоко оценивается его вклад в экономику, право, историю, религиоведение, политическую науку. Наряду с созданием особой парадигмы общей социологической теории, Вебер выработал новые принципы методологии социального познания, стал одним из основоположников таких исследовательских направлений, как социология культуры, социология власти, экономическая социология, социология права, социология религии и др. Выдвинул концепции социальной рациональности и модерна как особой социокультурной эпохи.Социологи Стрифас ТедСтри́фас Тед (англ. Ted Striphas), профессор истории и культуры, возглавляет факультет исследований медиа Колледжа медиа, коммуникаций и информации Колорадского университета в Боулдере. Соредактор журнала Cultural Studies. Темы его научных работ находятся на пересечении культурных исследований, цифровых гуманитарных наук, а также исследований в области науки и технологий. Его книга «Поздний век печати: повседневная книжная культура от потребления к контролю» (Striphas T. G. The late age of print : everyday book culture from consumerism to control. New York, 2009) в 2010 г. получила награду в номинации «Книга года» от Отдела важнейших культурных исследований Национальной ассоциации коммуникации. В 2023 г. опубликовал книгу «Алгоритмическая культура» («Algorithmic Culture»), в которой представлено исследование влияния вычислительных инструментов на давно установившиеся способы представления данных в культурных практиках.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Имперская модернизацияИмпе́рская модерниза́ция, историко-социологическая концепция, сформулированная Йоханом Арнасоном и фокусирующая внимание на роли имперских политических структур в модернизационных процессах, происходивших в незападных обществах. Согласно Арнасону, имперское наследие являлось одним из основных компонентов советской версии модерна. Наиболее масштабное исследование социальной истории имперской России осуществил Б. Н. Миронов.Социологи Шпон ВильфридШпон Ви́льфрид (1944–2012), немецкий социолог, внёсший вклад в развитие сравнительно-исторического изучения обществ модерна. В 2006–2010 гг. был первым председателем тематической группы «Историческая и сравнительная социология» Международной социологической ассоциации. Автор многочисленных трудов по проблемам исторической социологии.Историко-политические концепции Возвращение памяти о Николае IIВозвращение памяти о Николае II. Примером возвращения забытого прошлого служит активное содействие различных сообществ сохранению памяти о Николае II и о его семье, что связано прежде всего с их трагической гибелью в ночь на 17 июля 1918 г. Этому событию посвящено немало мест памяти от Тобольска до Екатеринбурга, включая Мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма, где ежегодно в июле проходит многолюдный крестный ход. Традиция этого крестного хода выросла из религиозно-политического движения, возникшего в 1989–1990 гг. Поначалу оно включало в себя сотни участников, но в последние годы в крестном ходе участвуют до 50–60 тыс. человек. Всё это актуализирует память о последнем российском императоре. Благодаря общественному резонансу, вызванному фильмом «Матильда», в год столетия революции главным героем российской истории начала 20 в. оказался Николай II, а не деятели революции.Социологи Вагнер ПетерВа́гнер Пе́тер (род. 1956), немецкий социальный теоретик. Разработал концепцию «последовательности модернов», осуществил реконструкцию понятия прогресса, исследовал с позиций сравнительно-исторической социологии динамику обществ модерна в Западной Европе, Латинской Америке, Южной Африке.Концепции Притча Менения АгриппыПритча Менения Агриппы. В сочинениях римских историков описывается притча о восстании человеческих органов против желудка. Когда в 494 г. до н. э. недовольные тяготами военной службы и податями плебеи ушли от патрициев на Священную гору, Агриппа Менений Ланат смог спасти положение, рассказав им притчу: «В те времена, когда не было, как теперь, в человеке всё согласовано, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились другие члены, что всех их старания и усилия идут на потребу желудку; а желудок, спокойно сидя в серёдке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжёвывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и всё тело вконец исчахли. Тут-то открылось, что желудок не нерадив, что не только он кормится, но и кормит, потому что от съеденной пищи возникает кровь, которой сильны мы и живы, а желудок равномерно по жилам отдаёт её всем частям тела. Так, сравнением уподобив мятежу частей тела возмущение плебеев против сенаторов, изменил он настроение людей» (Тит Ливий. История Рима от основания города. II. 32). Согласно исследованиям, притча, однако, не связана с именем Менения или событиями 494 г. до н. э. и была заимствована Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским из греческой литературы. 12345