#Историческая социология
Историческая социология
Тег

Историческая социология

Историческая социология
Найденo 45 статей
Социология
Историко-политические концепцииИсторико-политические концепции
Возвращение памяти о Николае II
Возвращение памяти о Николае II. Примером возвращения забытого прошлого служит активное содействие различных сообществ сохранению памяти о Николае II и о его семье, что связано прежде всего с их трагической гибелью в ночь на 17 июля 1918 г. Этому событию посвящено немало мест памяти от Тобольска до Екатеринбурга, включая Мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма, где ежегодно в июле проходит многолюдный крестный ход. Традиция этого крестного хода выросла из религиозно-политического движения, возникшего в 1989–1990 гг. Поначалу оно включало в себя сотни участников, но в последние годы в крестном ходе участвуют до 50–60 тыс. человек. Всё это актуализирует память о последнем российском императоре. Благодаря общественному резонансу, вызванному фильмом «Матильда», в год столетия революции главным героем российской истории начала 20 в. оказался Николай II, а не деятели революции.
Концепции
Притча Менения Агриппы
Притча Менения Агриппы. В сочинениях римских историков описывается притча о восстании человеческих органов против желудка. Когда в 494 г. до н. э. недовольные тяготами военной службы и податями плебеи ушли от патрициев на Священную гору, Агриппа Менений Ланат смог спасти положение, рассказав им притчу: «В те времена, когда не было, как теперь, в человеке всё согласовано, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились другие члены, что всех их старания и усилия идут на потребу желудку; а желудок, спокойно сидя в серёдке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжёвывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и всё тело вконец исчахли. Тут-то открылось, что желудок не нерадив, что не только он кормится, но и кормит, потому что от съеденной пищи возникает кровь, которой сильны мы и живы, а желудок равномерно по жилам отдаёт её всем частям тела. Так, сравнением уподобив мятежу частей тела возмущение плебеев против сенаторов, изменил он настроение людей» (Тит Ливий. История Рима от основания города. II. 32). Согласно исследованиям, притча, однако, не связана с именем Менения или событиями 494 г. до н. э. и была заимствована Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским из греческой литературы.
Социология
Реформы
Медицинская реформа Билла Клинтона 1993
Медицинская реформа Билла Клинтона 1993. Б. Клинтон как президент США ставил перед собой задачу масштабной реформы здравоохранения. Обеспечение всех граждан США медицинским страхованием должно было стать основной задачей администрации президента на первый срок. Пакет реформ здравоохранения был предложен ею в 1993 г. Тогда же первая леди Соединённых Штатов Америки Х. Клинтон и старший советник по политическим вопросам А. Магазинер возглавили рабочую группу по подготовке комплексного плана.
Социология
Научные произведения
«Дети Великой депрессии: социальные изменения в жизненном опыте»
«Де́ти Вели́кой депре́ссии: социа́льные измене́ния в жи́зненном о́пыте» (англ. «Children of the Great Depression: social change in life experience»), впервые вышедшая в 1974 г. самая известная книга Г. Элдера-младшего, принёсшая ему широкую известность и авторитет в научном сообществе. Работа построена на лонгитюдном исследовании (N=167) группы сверстников (1920–1921 годов рождения) из «поколения Великой депрессии» в Окленде (штат Калифорния), данные о жизненных траекториях которых собирались в течение нескольких десятилетий мультидисциплинарными методами начиная с 1932 г. Благодаря изобретательности Элдера, творчески использовавшего собранный материал, удалось показать глубину и разнообразие влияния масштабных исторических событий на человека на протяжении всей жизни. Сложившийся в этой книге метод, объединивший исторические, социологические и психологические подходы, получил название «парадигма жизненного пути».
Социология
Общественные организации
Мэгги Кун и образование организации «Серые пантеры»
Мэгги Кун и образование организации «Серые пантеры». В 1970 г. 65-летнюю Мэгги Кун вынудили оставить работу в пресвитерианской церкви и уйти на пенсию по действовавшему в тот момент закону об обязательной отставке. Но она не пожелала мириться с такой несправедливостью и в том же году создала организацию «Серые пантеры» (по аналогии с «Чёрными пантерами» – американской организацией, борющейся за права чернокожих; gray на английском означает как серый, так и седой), впоследствии ставшую одной из самых известных активистских организаций в США, сфокусированных на борьбе за права пожилых людей. Организация вскоре стала широко известна борьбой с эйджизмом, предотвращением насилия над пациентами домов престарелых, а также антивоенными акциями и другими общественными инициативами. На пике своей активности в 1980-е гг. по всей стране действовало более 100 её отделений, и в 1986 г. «Серые пантеры» сумели добиться отмены Конгрессом закона об обязательной отставке. В 1995 г. Мэгги Кун была включена в Национальный зал славы женщин США.
Социология
Историко-политические концепции
Стандарты цивилизации
Стандарты цивилизации. Термин, применяемый в Английской школе международных отношений для характеристики способов и механизмов присоединения государств Азии и Африки к европейскому международному обществу в 19 – начале 20 вв. Понятие «стандарты цивилизации» включало отдельные либеральные ценности европейской цивилизации, которые обеспечивали юридическое закрепление власти над другими странами и содержали гарантии в ходе осуществления колониальной политики. К числу этих норм принадлежали право на жизнь, неприменение пыток и гарантии прав собственности иностранных подданных, свобода их передвижения в стране пребывания, обязанность установления консульских и дипломатических отношений с европейскими державами, необходимость соблюдения норм европейского международного права. Своё фактическое выражение стандарты нашли в требованиях экстерриториальности и консульской юрисдикции. Стандарты представляли определённый способ закрепления отношений власти в системе государств. Несоблюдение стандартов могло спровоцировать силовое вмешательство. Их появление свидетельствовало о неравенстве субъектов в международном праве. Благодаря работе «Стандарты "цивилизации" в международном сообществе» («The Standard of "Civilizations" in International Society») исследователя и дипломата Г. Гонга, представителя Английской школы международных отношений, анализ стандартов цивилизации стал составной частью исследований нормативной повестки школы, включив в концепцию международного общества проблематику колониализма. Они фактически настаивали на правомерном отрицании международной правосубъектности в отношении «нецивилизованных» стран. Однако формулирование подобных стандартов означало также движение от европейской международной системы к подлинно международному обществу.
Социология
Социальные институты
Гражданский брак как условие возможности церковного брака
Гражданский брак как условие возможности церковного брака. В 1792 г., во время Французской революции, во Франции был принят закон, согласно которому церковный брак стал вторичным по отношению к обязательному гражданскому браку. Можно было венчаться и в церкви, но только уже парам, зарегистрированным государством. В дальнейшем завоевания Наполеона распространили этот обычай на значительную часть Европы. После падения империи значение гражданского брака, например в Германии, стало уменьшаться, однако в некоторых германских государствах осталась возможность заключения союза таким образом (герцогство Саксен-Веймар-Айзенах до 1848), а во Франкфурте-на-Майне в 1850 г. оно стало обязательным.
Социология
Социологи
Бороноев Асалхан Ользонович
Бороно́ев Асалха́н Ользо́нович, Александр Ользонович Бороноев (род. 1937), социолог, этносоциолог. Доктор философских наук (1980), заслуженный деятель науки РФ (1998), академик Российской академии естественных наук (РАЕН), лауреат премии имени М. М. Ковалевского (2013), почётный профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1964), аспирантуру того же факультета (1968). С 1968 г. работал на кафедре философии для гуманитарных факультетов (с 1978 доцент, с 1983 профессор, с 1986 заведующий кафедрой); с 1989 г. заведующий кафедрой теории и истории социологии; в 1989–2000 гг. декан факультета социологии СПбГУ. В 1987–1990 гг. директор НИИ комплексных социальных исследований. Автор исследований в областях этнической социологии и социальной антропологии, истории и теории социологии. Автор сочинений «Россия и русские: характер народа и судьбы страны» (Санкт-Петербург, 1992); «Этническая психология» (в соавторстве; Санкт-Петербург, 1994) и др.
История
1
2
3
4
5