#Искусство и архитектура бароккоИскусство и архитектура бароккоИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура бароккоИскусство и архитектура бароккоНайденo 30 статейЖивописцыЖивописцы Мусикийский Григорий СемёновичМусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.Произведения живописи «Воздвижение креста» (триптих П. П. Рубенса)«Воздвиже́ние креста́», алтарный триптих в соборе Богоматери в Антверпене, одно из наиболее значительных произведений П. П. Рубенса. Принадлежит к важнейшим художественным достижениям эпохи барокко. В современном виде представляет собой монументальный триптих-складень (дерево, масло; центральная часть 460 × 340 см, боковые створки 460 × 150 см каждая). Созданный в 1610–1611 гг. для замены пострадавшего в ходе Нидерландской революции 16 в. главного алтаря церкви Святой Вальбурги в Антверпене (снесена в 1817), алтарь Рубенса первоначально представлял собой полиптих в богатой резной раме в готическом стиле, был установлен на высоком помосте с лестницей и просматривался с любой точки длинного центрального нефа готического храма. Объединив живопись, скульптуру и архитектуру в художественный ансамбль, мастер впервые в Европе за пределами Италии продемонстрировал барочный синтез искусств. При работе над «Воздвижением креста» и «Снятием с креста» (1611–1614, собор Богоматери, Антверпен) сформировался зрелый индивидуальный стиль Рубенса, определивший дальнейшее развитие искусства Фландрии (А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс) и других европейских стран.Архитекторы, градостроители Ухтомский Дмитрий ВасильевичУ́хто́мский Дми́трий Васи́льевич (1719–1774), князь, российский архитектор, один из крупнейших представителей барокко в отечественной архитектуре. Работал в Москве, в том числе над перепланировкой городских кварталов по регулярной схеме, благоустройством территории Московского Кремля. Разработал итоговый проект колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741–1770). Создал первую в Москве профессиональную школу архитекторов (1749–1764), ученики которой в дальнейшем значительно повлияли на развитие классицизма в России.Архитекторы, градостроители Растрелли Бартоломео ФранческоРастре́лли Бартоломе́о Франче́ско [1700(?) – 1771], граф Папского государства (1704), российский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель барокко в отечественной архитектуре; генерал-майор (1762); почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1771). Перестраивал императорские резиденции в Петергофе (Большой дворец, 1746–1755) и Царском Селе (ныне г. Пушкин; Екатерининский дворец, 1752–1756). Создатель таких значительных произведений русской архитектуры, как Зимний дворец (1754–1762) и ансамбль Смольного монастыря (1748–1761) в Санкт-Петербурге.Архитекторы, градостроители Джонс ИнигоДжонс Ини́го (1573–1652), английский архитектор, живописец, сценограф. Популяризировал в Великобритании основы палладианской архитектуры и внёс существенный вклад в распространение архитектурной теории, основанной на классическом наследии. Оформлял спектакли (маски) при дворе английских королей Якова I и Карла I Стюартов (1605–1641). Основные сохранившиеся постройки: дворец Куинс-хаус (1616–1619, достроен в 1630–1635; ныне в черте Большого Лондона), Банкетинг-хаус (1619–1622), часовня Королевы при Сент-Джеймсском дворце (1623–1627), церковь Святого Павла на лондонской площади Ковент-Гарден (1631 – около 1634; все в Лондоне).Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры ЯмницерЯ́мницер, семья немецких ювелиров 15 – начала 17 вв., работавших в Нюрнберге. Ключевые представители – Венцель и Кристоф Ямницер. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами (кубок «Наутилус», около 1570, сокровищница Резиденции, Мюнхен; «Кубок с орлом», 1594–1595, Оружейная палата, Москва).Архитекторы, градостроители Трезини ДоменикоТрези́ни Доме́нико (около 1670 – 1734), швейцарский и российский архитектор итальянского происхождения, фортификатор, полковник от фортификации российской службы (1726). Крупнейший представитель петровского барокко. Спроектировал для Санкт-Петербурга Петропавловскую крепость (возведена в 1706–1740) с собором Святых Петра и Павла (1712–1733) и триумфальными Петровскими воротами (1716–1718, скульпторы К. Оснер, Н. Пино), Летний (1710–1714, при участии А. Шлютера, Г. И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона) и 2-й Зимний (1711–1712) дворцы, здание Двенадцати коллегий (1722–1742; ныне вмещает Санкт-Петербургский государственный университет) и др.Графики Шмидт Георг ФридрихШмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.Живописцы Рубенс Питер ПаульРу́бенс Пи́тер Па́уль (1577–1640), фламандский живописец, график, архитектор, коллекционер, дипломат. Один из крупнейших представителей барокко. Член гильдии Святого Луки (с 1598; 1633 – декан). Дворянин (1624). В 1600–1608 гг. в Италии на службе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи, в качестве художника, дипломата и знатока искусства. Жил в Риме (1601–1602, 1606–1608). С 1608 г. в Антверпене. 1610-е гг. – расцвет творчества: приобрёл и перестроил по собственному проекту дом (ныне Дом Рубенса), организовал крупную мастерскую (А. ван Дейк, Ф. Снейдерс и др.), получил привилегию (исключительное авторское право) на создание гравюр с собственных произведений. После создания алтарей «Воздвижение креста» (1610–1611) и «Снятие с креста» (1611–1614; оба – Собор Богоматери, Антверпен) как художник стал центральным представителем Контрреформации во Фландрии. Выполнял светские заказы («Конный портрет герцога Лермы», 1603, Прадо, Мадрид; «Цикл Марии Медичи», 1622–1625, Лувр, Париж). Обращался к мифологическим («Похищение дочерей Левкиппа», около 1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и историческим сюжетам, охотничьим сценам («Пейзаж с охотой на кабана», около 1616–1618, Дрезденская картинная галерея), пейзажу («Пейзаж с возчиками камней», конец 1610-х гг. – около 1620, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения 1630-х гг. отличаются камерным, интимным характером («Шубка», 1636–1638, Музей истории искусств, Вена). Для творчества Рубенса характерны опора на античную и ренессансную культуру с внедрением в сюжеты новейших археологических и филологических открытий, стремление к синтезу искусств, использование сложных динамичных композиций и театрализованных светотеневых эффектов и др.Архитекторы, градостроители Земцов Михаил ГригорьевичЗемцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1686 или 1688 – 1743), российский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель стиля барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов – Петергофа и Кадриорга. 123