#Искусство и архитектура барокко
Искусство и архитектура барокко
Тег

Искусство и архитектура барокко

Искусство и архитектура барокко
Найденo 30 статей
Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. Миниатюра. 1717
ЖивописцыЖивописцы
Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.
Произведения живописи
«Воздвижение креста» (триптих П. П. Рубенса)
«Воздвиже́ние креста́», алтарный триптих в соборе Богоматери в Антверпене, одно из наиболее значительных произведений П. П. Рубенса. Принадлежит к важнейшим художественным достижениям эпохи барокко. В современном виде представляет собой монументальный триптих-складень (дерево, масло; центральная часть 460 × 340 см, боковые створки 460 × 150 см каждая). Созданный в 1610–1611 гг. для замены пострадавшего в ходе Нидерландской революции 16 в. главного алтаря церкви Святой Вальбурги в Антверпене (снесена в 1817), алтарь Рубенса первоначально представлял собой полиптих в богатой резной раме в готическом стиле, был установлен на высоком помосте с лестницей и просматривался с любой точки длинного центрального нефа готического храма. Объединив живопись, скульптуру и архитектуру в художественный ансамбль, мастер впервые в Европе за пределами Италии продемонстрировал барочный синтез искусств. При работе над «Воздвижением креста» и «Снятием с креста» (1611–1614, собор Богоматери, Антверпен) сформировался зрелый индивидуальный стиль Рубенса, определивший дальнейшее развитие искусства Фландрии (А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс) и других европейских стран.
Питер Пауль Рубенс. Триптих «Воздвижение креста». 1610–1611
Архитекторы, градостроители
Ухтомский Дмитрий Васильевич
У́хто́мский Дми́трий Васи́льевич (1719–1774), князь, российский архитектор, один из крупнейших представителей барокко в отечественной архитектуре. Работал в Москве, в том числе над перепланировкой городских кварталов по регулярной схеме, благоустройством территории Московского Кремля. Разработал итоговый проект колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741–1770). Создал первую в Москве профессиональную школу архитекторов (1749–1764), ученики которой в дальнейшем значительно повлияли на развитие классицизма в России.
Вид на Красные ворота и Храм Трёх Святителей в Огородниках, Москва. Начало 20 в.
Архитекторы, градостроители
Растрелли Бартоломео Франческо
Растре́лли Бартоломе́о Франче́ско [1700(?) – 1771], граф Папского государства (1704), российский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель барокко в отечественной архитектуре; генерал-майор (1762); почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1771). Перестраивал императорские резиденции в Петергофе (Большой дворец, 1746–1755) и Царском Селе (ныне г. Пушкин; Екатерининский дворец, 1752–1756). Создатель таких значительных произведений русской архитектуры, как Зимний дворец (1754–1762) и ансамбль Смольного монастыря (1748–1761) в Санкт-Петербурге.
Франческо Бартоломео Растрелли. Воскресенский всех учебных заведений собор в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. 1748–1761, достроен в 1832–1835 Василием Стасовым
Архитекторы, градостроители
Джонс Иниго
Джонс Ини́го (1573–1652), английский архитектор, живописец, сценограф. Популяризировал в Великобритании основы палладианской архитектуры и внёс существенный вклад в распространение архитектурной теории, основанной на классическом наследии. Оформлял спектакли (маски) при дворе английских королей Якова I и Карла I Стюартов (1605–1641). Основные сохранившиеся постройки: дворец Куинс-хаус (1616–1619, достроен в 1630–1635; ныне в черте Большого Лондона), Банкетинг-хаус (1619–1622), часовня Королевы при Сент-Джеймсском дворце (1623–1627), церковь Святого Павла на лондонской площади Ковент-Гарден (1631 – около 1634; все в Лондоне).
Роберт ван Вурст. Портрет Иниго Джонса. 1630–1636. Гравюра по картине Антониса ван Дейка
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Ямницер
Я́мницер, семья немецких ювелиров 15 – начала 17 вв., работавших в Нюрнберге. Ключевые представители – Венцель и Кристоф Ямницер. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами (кубок «Наутилус», около 1570, сокровищница Резиденции, Мюнхен; «Кубок с орлом», 1594–1595, Оружейная палата, Москва).
Венцель Ямницер. Колокол. Ок. 1550
Архитекторы, градостроители
Трезини Доменико
Трези́ни Доме́нико (около 1670 – 1734), швейцарский и российский архитектор итальянского происхождения, фортификатор, полковник от фортификации российской службы (1726). Крупнейший представитель петровского барокко. Спроектировал для Санкт-Петербурга Петропавловскую крепость (возведена в 1706–1740) с собором Святых Петра и Павла (1712–1733) и триумфальными Петровскими воротами (1716–1718, скульпторы К. Оснер, Н. Пино), Летний (1710–1714, при участии А. Шлютера, Г. И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона) и 2-й Зимний (1711–1712) дворцы, здание Двенадцати коллегий (1722–1742; ныне вмещает Санкт-Петербургский государственный университет) и др.
Доменико Трезини. Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), Санкт-Петербург. 1712–1733
Графики
Шмидт Георг Фридрих
Шмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
Георг Фридрих Шмидт. Автопортрет. Ок. 1750
Живописцы
Рубенс Питер Пауль
Ру́бенс Пи́тер Па́уль (1577–1640), фламандский живописец, график, архитектор, коллекционер, дипломат. Один из крупнейших представителей барокко. Член гильдии Святого Луки (с 1598; 1633 – декан). Дворянин (1624). В 1600–1608 гг. в Италии на службе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи, в качестве художника, дипломата и знатока искусства. Жил в Риме (1601–1602, 1606–1608). С 1608 г. в Антверпене. 1610-е гг. – расцвет творчества: приобрёл и перестроил по собственному проекту дом (ныне Дом Рубенса), организовал крупную мастерскую (А. ван Дейк, Ф. Снейдерс и др.), получил привилегию (исключительное авторское право) на создание гравюр с собственных произведений. После создания алтарей «Воздвижение креста» (1610–1611) и «Снятие с креста» (1611–1614; оба – Собор Богоматери, Антверпен) как художник стал центральным представителем Контрреформации во Фландрии. Выполнял светские заказы («Конный портрет герцога Лермы», 1603, Прадо, Мадрид; «Цикл Марии Медичи», 1622–1625, Лувр, Париж). Обращался к мифологическим («Похищение дочерей Левкиппа», около 1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и историческим сюжетам, охотничьим сценам («Пейзаж с охотой на кабана», около 1616–1618, Дрезденская картинная галерея), пейзажу («Пейзаж с возчиками камней», конец 1610-х гг. – около 1620, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения 1630-х гг. отличаются камерным, интимным характером («Шубка», 1636–1638, Музей истории искусств, Вена). Для творчества Рубенса характерны опора на античную и ренессансную культуру с внедрением в сюжеты новейших археологических и филологических открытий, стремление к синтезу искусств, использование сложных динамичных композиций и театрализованных светотеневых эффектов и др.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. Ок. 1630
1
2
3