#Искусство и архитектура барокко
Искусство и архитектура барокко
Тег

Искусство и архитектура барокко

Искусство и архитектура барокко
Найденo 33 статьи
Жилые сооружения
Дворец Мафра
Дворе́ц Ма́фра, памятник архитектуры в Португалии (г. Мафра, столичная область Лиссабон). Построен по заказу короля Жоана V в стиле барокко в 1717–1735 гг. по проекту архитектора Ж. Ф. Лудовиси. К квадратному в плане дворцу, где расположены покои членов королевской семьи, базилика Святого Антония Падуанского, францисканский монастырь и лазарет, примыкают сад и парк Тапада-Насьонал. В 1911 г. дворец преобразован в музей. Внесён в список Всемирного наследия.
Жуан Фредерику Лудовиси. Фасад дворца Мафра. 1717–1735
Живописцы
Саверей Рулант
Савере́й Ру́лант (1576–1639), голландский живописец, рисовальщик и гравёр. С 1604 г. придворный живописец императоров Рудольфа II и Матиаса в Праге, с 1613 (или 1614) г. жил в Амстердаме, с 1619 г. – в г. Утрехт. Писал пейзажи в восходящей к маньеризму традиции Г. ван Конинксло, украшая их изображениями экзотических животных и растений; одним из первых начал создавать цветочные натюрморты. В основе творческого метода Саверея лежало научное изучение флоры и фауны.
Рулант Саверей. Пейзаж с Орфеем и животными. 1611
Живописцы
Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.
Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. Миниатюра. 1717
Произведения живописи
«Воздвижение креста» (триптих П. П. Рубенса)
«Воздвиже́ние креста́», алтарный триптих в соборе Богоматери в Антверпене, одно из наиболее значительных произведений П. П. Рубенса. Принадлежит к важнейшим художественным достижениям эпохи барокко. В современном виде представляет собой монументальный триптих-складень (дерево, масло; центральная часть 460 × 340 см, боковые створки 460 × 150 см каждая). Созданный в 1610–1611 гг. для замены пострадавшего в ходе Нидерландской революции 16 в. главного алтаря церкви Святой Вальбурги в Антверпене (снесена в 1817), алтарь Рубенса первоначально представлял собой полиптих в богатой резной раме в готическом стиле, был установлен на высоком помосте с лестницей и просматривался с любой точки длинного центрального нефа готического храма. Объединив живопись, скульптуру и архитектуру в художественный ансамбль, мастер впервые в Европе за пределами Италии продемонстрировал барочный синтез искусств. При работе над «Воздвижением креста» и «Снятием с креста» (1611–1614, собор Богоматери, Антверпен) сформировался зрелый индивидуальный стиль Рубенса, определивший дальнейшее развитие искусства Фландрии (А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс) и других европейских стран.
Питер Пауль Рубенс. Триптих «Воздвижение креста». 1610–1611
Архитекторы, градостроители
Ухтомский Дмитрий Васильевич
У́хто́мский Дми́трий Васи́льевич (1719–1774), князь, российский архитектор, один из крупнейших представителей барокко в отечественной архитектуре. Работал в Москве, в том числе над перепланировкой городских кварталов по регулярной схеме, благоустройством территории Московского Кремля. Разработал итоговый проект колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741–1770). Создал первую в Москве профессиональную школу архитекторов (1749–1764), ученики которой в дальнейшем значительно повлияли на развитие классицизма в России.
Вид на Красные ворота и Храм Трёх Святителей в Огородниках, Москва. Начало 20 в.
Архитекторы, градостроители
Растрелли Бартоломео Франческо
Растре́лли Бартоломе́о Франче́ско [1700(?) – 1771], граф Папского государства (1704), российский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель барокко в отечественной архитектуре; генерал-майор (1762); почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1771). Перестраивал императорские резиденции в Петергофе (Большой дворец, 1746–1755) и Царском Селе (ныне г. Пушкин; Екатерининский дворец, 1752–1756). Создатель таких значительных произведений русской архитектуры, как Зимний дворец (1754–1762) и ансамбль Смольного монастыря (1748–1761) в Санкт-Петербурге.
Франческо Бартоломео Растрелли. Воскресенский всех учебных заведений собор в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. 1748–1761, достроен в 1832–1835 Василием Стасовым
Архитекторы, градостроители
Джонс Иниго
Джонс Ини́го (1573–1652), английский архитектор, живописец, сценограф. Популяризировал в Великобритании основы палладианской архитектуры и внёс существенный вклад в распространение архитектурной теории, основанной на классическом наследии. Оформлял спектакли (маски) при дворе английских королей Якова I и Карла I Стюартов (1605–1641). Основные сохранившиеся постройки: дворец Куинс-хаус (1616–1619, достроен в 1630–1635; ныне в черте Большого Лондона), Банкетинг-хаус (1619–1622), часовня Королевы при Сент-Джеймсском дворце (1623–1627), церковь Святого Павла на лондонской площади Ковент-Гарден (1631 – около 1634; все в Лондоне).
Роберт ван Вурст. Портрет Иниго Джонса. 1630–1636. Гравюра по картине Антониса ван Дейка
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Ямницер
Я́мницер, семья немецких ювелиров 15 – начала 17 вв., работавших в Нюрнберге. Ключевые представители – Венцель и Кристоф Ямницер. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами (кубок «Наутилус», около 1570, сокровищница Резиденции, Мюнхен; «Кубок с орлом», 1594–1595, Оружейная палата, Москва).
Венцель Ямницер. Колокол. Ок. 1550
Архитекторы, градостроители
Трезини Доменико
Трези́ни Доме́нико (около 1670 – 1734), швейцарский и российский архитектор итальянского происхождения, фортификатор, полковник от фортификации российской службы (1726). Крупнейший представитель петровского барокко. Спроектировал для Санкт-Петербурга Петропавловскую крепость (возведена в 1706–1740) с собором Святых Петра и Павла (1712–1733) и триумфальными Петровскими воротами (1716–1718, скульпторы К. Оснер, Н. Пино), Летний (1710–1714, при участии А. Шлютера, Г. И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона) и 2-й Зимний (1711–1712) дворцы, здание Двенадцати коллегий (1722–1742; ныне вмещает Санкт-Петербургский государственный университет) и др.
Доменико Трезини. Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), Санкт-Петербург. 1712–1733
1
2
3
4