Токке Луи
Токке́ Луи́ (Луи Токе; Louis Tocqué) (19.11.1696, Париж – 10.2.1772, там же), французский живописец и гравёр, член Королевской академии живописи и скульптуры (1734). Портретист, придворный художник короля Людовика XV; работал на стыке барочной и рокайльной традиций.
Родился в семье художника Люка Токке, был младшим из четырёх детей. Его крёстным отцом стал придворный художник Ж.-Б. Лемуан. В 10 лет оставшись круглым сиротой, воспитывался при участии старшей сестры, которая помогла ему устроиться в ученики к мастеру аллегорических и мифологических картин Н. Бертену. Около 1718 г. попал в мастерскую популярного придворного портретиста Ж.-М. Натье, с которым в 1747 г. породнился благодаря женитьбе на его старшей дочери Марии Катерине Паулине. Пердположительно создавал гравюры по работам Ш. Лебрена в Версале под руководством портретиста Ж.-Б. Массе (около 1724). Благодаря Натье получил возможность изучать и копировать живопись старых мастеров в королевских коллекциях, прежде всего П. П. Рубенса, Рембрандта, А. ван Дейка, Тициана, Г. Рени; копии пользовались большим успехом у покупателей. Из живописного метода Натье Токке позаимствовал изысканный колорит, построенный на сочетании блёклых, мягких тонов, лёгкость кисти, стремление к подчёркнутой грации в позах моделей. Влияние учителя больше всего сказалось в мифологических портретах Токке («Портрет актёра Желиота в роли Аполлона», 1755, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Портрет графини А. М. Воронцовой в виде Дианы», 1758, Русский музей, Санкт-Петербург); близки рокайльной традиции и ряд исполненных им поясных и погрудных портретов («Портрет мадам Дуайен», 1733, музей Карнавале, Париж; «Портрет графини Е. И. Головкиной», 1757, Эрмитаж).
Репрезентативные работы Токке выполнены в барочной стилистке. В них чувствуется влияние искусства старших современников и наставников Токке, Г. Риго и Н. де Ларжильера, которое проявилось в сходстве постановки моделей и свойственного барокко антуража, с торжественными интерьерами, украшенными пилястрами, колоннами и драпировками («Портрет Ш. Ф. де Турнехема», 1750; «Портрет маркиза де Мариньи», до 1756, оба – Национальный музей Версаля и Трианонов). Так, «Портрет Л. Галлоша» (1734, Лувр, Париж) Токке в общих чертах повторяет композицию «Портрета П. Миньяра» кисти Риго (1691, Национальный музей Версаля и Трианонов). Подобно Риго, Токке старался придать мужским образам внутреннее благородство и силу, а в работах Ларжильера мастера привлекали живость лица моделей, выразительные жесты и позы, скрупулёзная и убедительная передача красоты видимого мира. Однако, несмотря на внимательное изучение почерка других художников, Токке обладал индивидуальным стилем, которому присуща бóльшая простота и естественность, и меньшая помпезность по сравнению с композициями Ларжильера и Риго.
Для официальных парадных изображений в полный рост Токке варьировал единожды найденные композиционные решения: «Портрет Марии Лещинской» (1740, Лувр) послужил образцом для изображения представительниц монархических семей, «Портрет маркиза де Матиньона» (1740, Национальный музей Версаля и Трианонов) – для полководцев и военных, а «Портрет Ш. Ф. де Турнехема» – для высокопоставленных государственных деятелей. Подчёркивая социальный статус модели, одновременно стремился к точной индивидуальной характеристике своих героев. Считал, что нужно точно следовать натуре, верно передавать не только сходство лица, но и всей фигуры.
В 1731 г. причислен к Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1734 г. за портреты живописца Л. Галлоша и скульптора Ж.-Л. Лемуана, сына его крёстного отца, (оба – Лувр) удостоен звания академика. В 1737–1759 гг. выставлял свои произведения в парижских Салонах 14 раз. В 1750 г. выступил на заседании Академии с программной речью «Размышления о живописи и, в частности, о портретном жанре», где изложил свой взгляд на задачи портретного жанра. Работал по заказам королевского двора, исполнил несколько портретов дофина Людовика (1739, Лувр, Национальный музей Версаля и Трианонов, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), его матери королевы Марии, урождённой Лещинской (1740, Лувр, Национальный музей Версаля и Трианонов, Национальный музей Фонтенбло и др.), первой супруги дофина Людовика, Марии Терезы Рафаэлы Испанской (1748, Национальный музей Версаля и Трианонов).
По приглашению вице-канцлера графа Священной Римской империи М. И. Воронцова, получив разрешение от Людовика XV, в 1756 г. прибыл в Россию для написания парадного портрета императрицы Елизаветы Петровны (1758, Эрмитаж). Работу Токке высоко оценили современники (Я. фон Штелин, П.-Ф. де Галюцци, маркиз де Л’Опиталь и др.); портрет императрицы неоднократно копировался, был гравирован Г. Ф. Шмидтом (1761). Пробыл в России около 2 лет [контракт с Токке заключался на 18 месяцев, с 6 апреля 1756 по 25 сентября 1757, затем был продлён; прощальная аудиенция дана Токке и его жене 22 августа (2 сентября) 1758]; за это время прославленному французскому художнику позировал ряд высших сановников, придворных, промышленников: М. И. Воронцов (портрет известен по копии Ф. С. Рокотова, Эрмитаж и по гравюре Г. Ф. Шмидта, 1758), Н. А. Демидов (из рода Демидовых) (1756, Русский музей; между 1756 и 1758, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), канцлер граф А. П. Бестужев-Рюмин (1757), гетман граф К. Г. Разумовский (1758, оба – Третьяковская галерея, Москва), И. И. Шувалов (2-я половина 1750-х гг., Эрмитаж).
В 1758–1759 гг. Токке провёл 7 месяцев в Копенгагене: написал парные портреты датских короля Фредерика V и королевы Юлианы Марии (Амалиенборг, Копенгаген), а также несколько портретов принцев; принят в члены Датской королевской академии изящных искусств.
После 1762 г. перестал заниматься живописью (одна из последних работ – «Портрет Ж.-М. Натье», 1762, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Всю жизнь был дружен с художниками Ж.-Б. Массе, Ж. С. Шарденом, Ж. Аведом.
Токке не оставил после себя школы. Возможно, к числу его учеников принадлежал французский портретист Жан Валад (1710–1787), которому мастер покровительствовал при поступлении в Академию в 1750 г. Тем не менее Токке оказал огромное влияние на развитие репрезентативного барочного портрета не только во Франции, но и в России (Ф. С. Рокотов и др.). Его произведения, которые пользовались огромной популярностью уже при жизни, становились образцами для копирования другими живописцами и оригиналами для гравирования Г. Ф. Шмидтом, Н.-Г. Дюпюи, И.-Г. Вилле.