Сезонные изменения тактических свойств местности
Сезо́нные измене́ния такти́ческих свойств ме́стности, изменение характеристик (свойств) одной и той же местности в различные сезоны (времена года), оказывающее влияние на ведение военных действий и применение различных видов оружия. Сезонные изменения тактических свойств местности на различных широтах отличаются друг от друга по степени выраженности. Бо́льшая часть территории Российской Федерации относится к зонам умеренного пояса.
Вопросы влияния сезонных изменений местности на применение войск в истории российской армии проявлялись не раз; одним из ярких примеров является Отечественная война 1812 г. Наполеон I вторгся в Россию в июне 1812 г., надеясь в короткие сроки захватить ключевые населённые пункты и выйти к Москве. Однако кампания затянулась: русская армия оказывала ожесточённое сопротивление, французы, продвинувшись в глубь России и захватив Москву, попали в западню (наступила зима, продовольствия в разорённом городе не было) и им пришлось отступать. Французская армия Наполеона, не привыкшая к суровым холодам, несла большие потери, и отступать ей пришлось по тому же пути, где все деревни были ими же разорены. Раненые, голодные, обмороженные французы не смогли больше выиграть ни одного крупного сражения и с позором ретировались на родину, во Францию. 30 марта 1814 г., совершив обманный манёвр, войска коалиции во главе с русской армией проникли в тыл французской армии и подошли к Парижу.
В ноябре 1941 г., приблизившись к Москве, войска вермахта оказались в затруднительном положении, уже в начале ноября столбик термометра показывал –15 °С. Не было тёплой одежды, отказывала техника, не рассчитанная на минусовые температуры, не хватало горючего и продовольствия.
Как видим из приведённых примеров, сезонные изменения погоды (времена года) оказывают огромное влияние на подготовку и действия войск. Учёт сезонных изменений тактических свойств местности при планировании боя (боевых действий) – одна из основных задач командиров (командующих) и штабов.
Сезонные изменения тактических свойств местности, в зависимости от времени года, по-разному влияют на ведение военных действий.
Сезоны весна и осень
Весна и осень в зонах умеренного пояса характеризуются резкими колебаниями температуры воздуха, наличием атмосферных осадков (дождь, мокрый снег), сплошной облачностью, туманами, сильными ветрами, которые создают значительные трудности для ведения военных действий. Весной и осенью наблюдаются такие явления, как весенняя и осенняя распутица, весеннее и осеннее половодье, паводок.
Распутица
Весенняя распутица начинается после схода снежного покрова и начала оттаивания грунтов; при оттаивании верхний слой грунта становится переувлажнённым и имеет малую прочность и вязкость. Проходимость грунтов особенно затруднена, когда они оттаивают на глубину 30–40 см, после просыхания грунта на глубину 18–22 см условия проходимости становятся удовлетворительными.
Осенняя распутица возникает в результате ещё большего, чем весной, переувлажнения грунтов в связи с обильными осенними осадками и снижением температуры воздуха, при понижении температуры до +5 °С и частых осенних дождях глинистые и суглинистые грунты переходят в пластичное состояние, что затрудняет движение машин вне дорог и по грунтовым дорогам и снижает скорость движения гусеничной техники. Сезонные изменения рек проявляются в периодическом колебании уровня воды, скорости течения и других характеристиках. Основными фазами таких изменений равнинных рек являются половодья (весеннее и осеннее), межень и паводки.
В период половодья река выходит из берегов и заливает пойму и низменности, превращая в серьёзные препятствия пути движения войск. Плывущие по реке льдины и деревья могут повредить и вывести из строя переправочные средства; во время половодья сложнее вести разведку водной преграды, разминировать подходы, берега и дно, труднее выбирать места подхода к противоположному берегу десантных переправочных средств, устанавливать пристани и собирать паромные переправы.
Половодье и паводок
Весеннее половодье для большинства рек умеренного пояса продолжается от 10 дней до 3 месяцев, амплитуда колебаний уровня воды в реках (межень) достигает иногда на равнинных реках 3–16 м, расход воды увеличивается в среднем в 5–20 раз, а скорость течения в 2–3 раза. Организация переправ через водные преграды в этот период практически невозможна, а при военных действиях войск возникают оперативные и тактические паузы.
Осеннее половодье обусловлено понижением температуры и уменьшением испаряемости влаги с почвы, а также более частыми осенними дождями, поднятие уровня воды по сравнению с весенним половодьем значительно меньше. Организация переправ через водные преграды возможна при привлечении дополнительных технических средств; осеннее половодье не приводит к возникновению оперативных и тактических пауз.
В отличие от половодий паводки случаются в любое время года, значительные паводки могут вызвать наводнения. В этих условиях переправы через водные преграды не производятся, возникают тактические паузы в действиях войск.
Сезон зима
Зимой низкие температуры воздуха, осадки в виде снега, снежный покров, нередко достигающий нескольких метров, короткая продолжительность светлого времени суток, сильные ветра, метели и бураны – всё это создаёт значительные трудности для ведения военных действий; положительным свойством местности в зимний период является мёрзлый грунт, повышающий проходимость военной техники.
Изменение характеристик проходимости местности
Изменение характеристик проходимости местности вызвано значительным промерзанием грунтов: наличие ледяного покрова на водоёмах и болотах обеспечивает проходимость местности, которая недоступна в летний сезон года, скорость движения по шоссейным дорогам уменьшается, особенно в периоды обледенения и снежных заносов, проходимость лесов зимой сокращается из-за снежных заносов и скрытых под снегом пней и других препятствий, в то же время повышение механической прочности грунтов в результате их промерзания превращает труднопроходимую и непроходимую вне дорог в летний период местность в легкопроходимую зимой для всех видов военной техники. Зимние дороги и колонные пути нередко прокладывают по долинам рек и даже по болотам, что невозможно выполнить летом; промерзание грунта затрудняет разрушение защитных сооружений огнём артиллерии, грунт ослабляет воздействие ударной волны ядерного взрыва на деревоземляные укрепления и укрытия, снижает уровни радиации, проникающей в лёгкие земляные укрытия. Замёрзшие грунты приобретают твёрдость, близкую к твёрдости скальных пород, что усложняет инженерное оборудование местности: при замерзании грунта на глубину 0,5 м трудоёмкость земляных работ увеличивается в 2,5 раза, а при глубине замерзания 1,25 м и более – в 3–5 раз по сравнению с разработкой талого грунта, разработка мёрзлых грунтов требует применения особых инструментов и машин, а также выполнения буровзрывных работ.
Глубина сезонного промерзания различных грунтов неодинакова, например пески промерзают в 2–3 раза быстрее и глубже, чем суглинки. Глубина промерзания глинистых почв на 25 % больше, чем чернозёма и торфяников. В лесу грунты промерзают в 2 раза меньше, чем в открытом поле, глубина промерзания грунта под снежным покровом в 1,5–2 раза меньше, чем на оголённой поверхности. Промерзание водоёмов позволяет использовать русла крупных рек как направления, удобные для прокладки зимних дорог. Для определения возможности переправы по льду необходимо знать не только фактическую толщину льда на реке, но и толщину льда, обеспечивающую безопасность движения данного вида транспорта.
Наиболее сильно промерзают реки в районах вечной мерзлоты, в отдельных северных районах вода в реках промерзает до дна, что затрудняет водоснабжение войск из рек, сплошной ледяной покров на реках и озёрах хорошо предохраняет воду этих объектов от радиоактивного заражения частицами, выпадающими по следу облака ядерного взрыва. Однако лёд на водоёмах под воздействием ядерных взрывов может быть взломан на больших участках, что, естественно, временно снизит проходимость местности в таких районах.
Проходимость болот зимой зависит не только от глубины промёрзшего слоя, но и от типа болота. Моховые болота при равной глубине промерзания обладают меньшей несущей способностью, чем травяные. Снежный покров наблюдается ежегодно в течение нескольких месяцев на большей части умеренного пояса. Он коренным образом изменяет внешний облик местности и её тактические свойства. При снежном покрове глубиной более 20–30 см местность практически проходима для колёсных машин только по дорогам и специально оборудованным колонным путям, с которых систематически удаляется выпавший или навеянный снег. Скорость движения в пешем порядке при глубине снега более 30 см снижается до 3 км/ч. Скорость танков, движущихся по снегу глубиной 60–70 см, снижается в 1,5–2 раза по сравнению с обычной.
Изменение характеристик ориентирования и целеуказания
Изменение характеристик ориентирования и возможности целеуказания вызвано наличием большого количества снега. Сплошной слой снега скрывает многие местные предметы-ориентиры, бо́льшую часть грунтовых дорог, ручьи, небольшие реки, промоины и овраги, канавы и заболоченные участки, что усложняет ориентирование и целеуказание.
Изменение характеристик маскирующих и защитных свойства местности
Изменение характеристик маскирующих и защитных свойства местности вызвано опаданием листвы у лиственных деревьев, что делает невозможной маскировку от наблюдений с воздуха. Вместе с тем снежный покров, маскируя одни объекты, подчёркивает своей белизной другие, поэтому белый цвет зимой становится основным цветом, под который маскируются все виды техники и личный состав. Например, при сплошном снежном покрове становятся менее видимыми с воздуха реки, озёра и болота, неэксплуатируемые дороги и все низкие строения и растения. В то же время интенсивно наезженные дороги, контуры лесных массивов, высокие строения, незамёрзшие участки рек и многие другие предметы, имеющие тёмную окраску, выделяются более рельефно на фоне снега. На снежной целине чётко фиксируются передвижения войск и места их расположения.
Снежный покров глубиной более 50 см пригоден для устройства в нём ходов сообщения с брустверами из снега. Кирпичи из плотного снега применяются для оборудования огневых позиций, окопов, противотанковых валов, а также различного рода укрытий, убежищ и маскировочных стенок. Рыхлый сыпучий снег может быть использован для удаления радиоактивных и отравляющих веществ с обмундирования, вооружения и техники. Значительный по толщине слой снега обладает хорошими защитными свойствами от радиоактивного заражения (слой снега толщиной 50 см и плотностью 0,4 г/см³ ослабляет гамма-излучение наполовину). В то же время радиус зоны поражения личного состава световым излучением ядерного взрыва на заснеженной территории из-за отражения света от белой поверхности может увеличиться в 1,4 раза по сравнению с летним ландшафтом. Плотность снежного покрова в середине зимы для большинства районов составляет 0,2–0,3 г/см³. Автомобили могут двигаться по поверхности снега плотностью 0,5–0,6 г/см³. Глубокий снежный покров увеличивает объём работ по инженерному оборудованию местности: необходимо постоянно расчищать дороги от снега, прокладывать колонные пути, оборудовать снегозащитные ограждения на дорогах и др.
Сезон лето
Летом тактические свойства местности, значительная продолжительность светлого времени суток обеспечивают эффективное ведение боевых действий и эксплуатацию боевой техники и вооружения; осадки в виде дождя могут создавать временные проблемы с проходимостью местности. Условия позволяют осуществлять наблюдение как с земли, так и с помощью аэро- и космических средств. Создание фортификационных сооружений может осуществляться как ручным способом, так и с применением механизированных средств.