Обледенение
Обледене́ние, образование корки плотного льда на поверхности земли, покрытиях дорог, аэродромов; на судах и наземных предметах – проводах, столбах, фермах, деревьях; на самолётах и др. Различают гололёд, гололедицу, зернистую изморозь, кристаллическую изморозь, замёрзшие отложения мокрого снега. Возникает при отрицательных температурах воздуха, сильных ветрах, в тумане и облаках. Весьма опасно обледенение судов, находящихся в море, когда нарастающий на палубе, бортах, судовых надстройках, мачтах и винтах лёд резко снижает скорость движения и устойчивость судна. Обледенение самолётов приводит к резкому увеличению полётной массы, потере подъёмной силы и скорости. Оно происходит главным образом при полёте в переохлаждённых облаках или в зоне переохлаждённого дождя, преимущественно при температурах от 0 до –10 °C. Существует несколько способов борьбы с обледенением: механические – околка, вибрация и др.; физические – применение тепловых, ультразвуковых, электрических и магнитных устройств; физико-химические – использование солей или жидкостей, растворяющих лёд и понижающих температуру замерзания воды. Наиболее эффективно применение специальных покрытий, уменьшающих адгезию льда. Обледенение причиняет большой вред хозяйственной деятельности, опасно для природы; например, выпадение ледяного дождя и последующее обледенение в конце 2010 г. в Москве и Московской области повредило лесные массивы, линии электропередачи, оставив без электричества многочисленные населённые пункты в Московской области, приостановило работу аэропортов, нанеся большой материальный ущерб.