Самуил (пророк)
Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל, šəmûʾēl, греч. Σαμουήλ), библейский пророк, последний из судей Израилевых. Один из основных персонажей 1-й книги Царств. Самуил сыграл ключевую роль в установлении израильской монархии, пришедшей на смену эпохе судей. Именно он помазал на царство первого израильского царя Саула, а позже – его преемника Давида.
Имя
Этимология имени Самуил – предмет научных дискуссий. Библейский текст предлагает народную этимологию: «и дала ему имя: Самуил (šəmûʾēl), ибо, [говорила она], от Господа я испросила (šəʾiltîw) его» (1 Цар 1:20). Предполагаемая здесь связь имени с глаголом šəʾiltîw, однако, сомнительна; данному в 1 Цар 1:20 объяснению гораздо лучше соответствует имя Саул, šāʾûl.
Консонантное написание имени можно буквально прочесть как «имя Бога» или «Его имя Бог», но такая интерпретация, видимо, смущала исследователей. Некоторые предполагают, что библейский автор имел в виду форму šəmûʿ ʾēl – «услышанный Богом». Сегодня такой перевод имени можно нередко встретить в популярной литературе.
Однако наиболее авторитетные исследования этимологизируют имя, не меняя его консонантный состав. 2-й элемент имени, без сомнения, теофорный (ʾēl – «бог»). Что касается первого элемента (šəmû), обычно рассматривается приведенная выше интерпретация «имя» или «его имя». Параллели с аморейскими и угаритскими именами позволяют рассматривать несколько толкований элемента šəmû:
Как имени божества (таким образом, šəmûʾēl можно этимологизировать как «Шуму – бог»).
Как когнат (однокоренное слово) арабского корня samāʾ – «превозноситься, быть возвышенным» (т. е. šəmûʾēl – «Бог превознесен»).
Как слова со значением «сын» (т. е. šəmûʾēl – «сын бога»).
Книги Самуила
В еврейском каноне (а вслед за ним в Вульгате и других переводах, связанных с католической и протестантской традициями) 1-я и 2-я книги Царств называются 1-й и 2-й книгами Самуила соответственно (православный канон следует названиям книг в Септуагинте, где они называются книгами Царств – Βασιλειῶν Αʹ и Βασιλειῶν Βʹ). Традиция считает именно Самуила, а также пророков Гада и Натана авторами этих двух книг. Эта традиция, вероятно, основана на 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 29:29–30), где названные пророки упоминаются как авторы неких записей о делах царя Давида. Современная библейская критика склоняется к гораздо более поздней датировке книг Самуила. Большинство ученых согласны в том, что эти книги связаны с традицией Второзакония: либо их окончательная редакция была вдохновлена Второзаконием (в рамках гипотезы Ю. Велльгаузена), либо они вообще составляли вместе со Второзаконием единый корпус (М. Нот). Таким образом, появление 1–2-й книг Царств, как правило, датируется предполагаемым временем работы девтерономиста – концом 7 – 6 вв. до н. э.
В 1-й книге Царств
Библейские сведения о принадлежности Самуила к одному из израильских колен противоречивы. Согласно 1 Цар 1:1, отец Самуила, Елкана, происходил из «Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой», т. е., вероятно, относился к колену Ефремову. Однако в 1 Пар 6:28 сыновья Самуила упоминаются как левиты. Возможно, причисление Самуила к левитам должно было снять противоречие между тем, что он приносит жертвы Богу, и нормами «священнических текстов» Пятикнижия, согласно которым служить Богу должны только потомки Левия.
Мать Самуила, Анна, была одной из двух жён Елканы. У второй его жены, Феннаны, были дети, в то время как Анна никак не могла забеременеть. Соперничество между женами усугубляли страдания бесплодной Анны (ср. напряженные отношения между Саррой и Агарью в Быт 16 и 21). Анна взмолилась о сыне в святилище в Силоме и дала обет, что, если родит, посвятит ребёнка Богу как назорея [«я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар 1:11); ср. провозвестие рождения Самсона в Суд 13:3–5 и описание обета назорейства в Числ 6]. Бог услышал мольбы Анны, она зачала и родила сына. Когда Самуил был ещё маленьким ребёнком, едва отлучённым от груди, мать, исполнив обет, привела его в Силом, где он начал своё служение Богу при священнике Илии (который, согласно 1 Цар 4:18, был в то же время судьёй Израиля).
Самуил рос при храме и был «в благоволении у Господа и у людей» (1 Цар 2:26). Однажды ночью Самуил услышал голос, зовущий его по имени. Трижды ходил он к Илию, думая, что тот зовет его. На 3-й раз Илий понял, что это Господь обращается к Самуилу; он научил Самуила в следующий раз, когда голос позовет его, ответить: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар 3:9). Когда Самуил ответил так, как научил его Илий, Господь открыл ему, что из-за многочисленных нечестий и беззаконий сыновей Илия его род обречен на погибель. Это был первый случай, когда Самуил получил откровение от Бога.
Все слова, сказанные Самуилу Богом, исполнились, и он прославился как пророк (1 Цар 3:19–20). В 1 Цар 7:3–6, уже после смерти Илия, Самуил предстает как судья: он велит израильтянам избавиться от «Ваалов и Астарт» (очевидно, от языческих идолов), а затем правит израильтянами в Массифе. Как до него Илий, он совмещал функции судьи и священника. В отличие от большинства судей Самуил не воин; во время нападения филистимлян он не повёл израильтян в бой, а вместо этого принёс жертву Богу. Бог послал сильнейший гром, который обратил филистимлян в бегство (1 Цар 7:7–11). Это библейский идеал того, как должен разрешаться военный конфликт: успех в нем зависит от ритуала, а не от силы оружия, как в рассказе о взятии Иерихона (Нав 6:2-20), где израильтяне также совершают ритуал, после чего Бог делает так, что стены города рушатся, позволяя израильтянам беспрепятственно его захватить (ср. также Пс 19:8–9).
Когда Самуил состарился, он поставил 2 своих сыновей, Иоиля и Авию, судьями над Израилем. Однако его сыновья, как и сыновья Илия, не отличались праведностью: «уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8:3). Это вызывало недовольство народа, и старейшины потребовали у Самуила поставить над ними царя. Самуил, согласно книгам Царств, скептически отнесся к этой идее: Бог – истинный царь и спаситель Израильского народа. Тем не менее, следуя повелению Бога («послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» – 1 Цар 8:7), Самуил согласился с требованием, предупредив однако, как сильно может усложнить жизнь простому народу самоуправство и деспотизм монарха; но израильтян не убедили его слова. Возможно, эта история отражает негативное отношение «девтерономиста» к царской власти.
В 1 Цар 9–10 друг за другом рассказываются две истории о призвании Саула на царство. Согласно первой, он искал пропавших ослиц своего отца и, отчаявшись, решил обратиться за помощью к провидцу Самуилу. Бог предупредил Самуила, что к нему придет человек из земли Вениаминовой – этот человек и есть будущий правитель Израиля. Самуил тайно помазал Саула на царство. Это первый случай совершения обряда помазания на царство, упомянутый в Библии.
Согласно второму рассказу, Саул был выбран по жребию (подобная процедура описывается в Нав 7:16-18; видимо, это был обычный способ узнать Божью волю). Самуил созвал весь народ в Массифу для выбора царя. Жребий сперва указал на колено Вениаминово, затем на племя Матриево (к которому относился Саул) и потом – на Саула. 1 Цар 10:25 сообщает, что Самуил написал книгу, где изложил «права царства», подобно Втор 17:14–20, где упоминается «список закона», хранящийся у священников-левитов, копию которого должен иметь каждый царь.
В 1 Цар 12:6–25 Самуил произносит перед всем народом прощальную речь, где еще раз упрекает израильтян за то, что они предпочли земного правителя небесному, и предупреждает о наказании, которое неминуемо последует, если они или их царь отойдут от Бога.
После того как Саул стал царем, Самуил, судя по всему, продолжил исполнять обязанности священника. Перед тем как отправиться на войну против филистимлян, Саул ждал Самуила, чтобы тот совершил всесожжение. Самуил запоздал, и царь, не дождавшись, принёс жертву сам. Придя, Самуил строго осудил его за непослушание и предупредил, что царствование Саула ждет крах, а Господь усмотрит другого правителя для Своего народа (1 Цар 13:7–14).
Сцены жертвоприношений, совершаемых Саулом, противоречат нормам жреческих текстов Пятикнижия: приносить жертвы может только священник. В этой связи обращает на себя внимание, что Самуил упрекает Саула за непослушание, но не акцентируется, что это было непослушание именно законам (Торе).
Второй конфликт царя и пророка описывается в 1 Цар 15. Самуил передал Саулу волю Господа о том, что тот должен пойти войной против Амалика, истребить всё и всех, никого не щадя и не беря трофеев и пленников. Саул, тем не менее, поступил по-своему: он захватил местного царя живым, а также увёл лучший скот с намерением принести его в жертву Яхве. Однако Самуил не одобрил столь благочестивый порыв царя и вновь осудил его за непослушание: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар 15:22) (ср.: Ос 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»). Он передал Саулу слова Господа, который отверг его: Саул больше не царь Израиля.
Несмотря на это, Саул ещё долгое время продолжает править Израилем. В 1 Цар 15:35 говорится, что они с Самуилом больше не виделись при жизни. Самуил, тем не менее, очень печалился о судьбе Саула. В 1 Цар 16:1 Бог обратился к Самуилу с призывом не переживать о Сауле и послал его к Иессею Вифлеемлянину, между сыновьями которого он усмотрел нового царя (1 Цар 16:1). Когда Самуил пришёл к Иессею Вифлеемлянину, Бог указал на самого младшего его сына, Давида. Самуил помазал Давида на царство.
Согласно 1 Цар 19:18, Самуил предоставил убежище Давиду после того, как Саул впервые попытался убить его.
В 1 Цар 25:1 говорится о смерти Самуила: все израильтяне собрались проститься с ним и похоронили Самуила в его доме, в Раме. На этом, однако, появления этого персонажа в 1 Цар не заканчиваются. В 28-й главе Саул, измученный многочисленными неудачами («Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне», 1 Цар 28:15), обращается к волшебнице с просьбой вызвать дух Самуила. Тот довольно жёстко отвечает Саулу, что Господь уже давно отступил от него, царство будет передано Давиду, а Саула и его сыновей убьют филистимляне.
В других библейских книгах
В 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 9:22–23) Самуил упоминается вместе с Давидом как тот, кто установил обычай ставить привратников у дверей скинии собрания. В книге пророка Иеремии (Иер 15:1) он и Моисей предстают ходатаями о судьбе народа Иудеи. В Псалтири (Пс 98:6–7) псалмопевец рисует Самуила, Моисея и Аарона предстоящими перед Господом, который внимает их словам. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 46:16–23), Самуил воспевается как великий пророк и судья (ср.: 3 Ездр 1:18). Имя Самуила мельком упоминается также в 1 Пар 6:33; 11:3; 26:28; 2 Пар 35:18.
Новый Завет следует раннеиудейской традиции. В Деяниях святых апостолов (Деян 3:24) и в послании к Евреям (Евр 11:32) о нем говорится как об одном из пророков, а в Деян 13:20 – как о последнем из судей. В проповеди апостола Петра Самуил, как и другие пророки, называет Иисуса Мессией, и для иудеев наступает время принять решение (Деян 3:24). В проповеди Павла в синагоге Антиохии Писидийской Самуил изображается как пророческая фигура на стыке времени судей и эпохи царей (Деян 13:20).
В послании к Евреям Самуил вместе с Давидом и пророками Ветхого Завета выступает как образец веры (Евр 11:32–33). Примечательно, что в этом списке Самуил назван после Давида, хотя исторически он предшествует ему. Хвалебная песнь Анны, матери Самуила (1 Цар 2:1–10), возможно, оказала влияние на гимн «Величит душа моя Господа» в Евангелии от Луки (Лк 1:46–55).