Левиты
Леви́ты (евр. לְוִיִּם), священнослужители в Древнем Израиле. Для всей совокупности книг Ветхого Завета невозможно дать единообразное определение левитов. В исторических и пророческих (допленного периода и эпохи плена) книгах Ветхого Завета левиты – это потомственные священнослужители; их отношение к Левию, 3-му сыну Иакова, оценивается неоднозначно (ср. Суд 17:7 и 3 Цар 12:31). Левиты здесь не противопоставляются священникам. В Пятикнижии Моисеевом, книгах Паралипоменон и в 3-й части книги пророка Исаии (т. н. Тритоисаия, единственный пророческий текст послепленного периода, в котором используется термин «левиты») левиты – это все представители колена Левия, не являющиеся священниками. Последние противопоставляются левитам как потомки одного конкретного рода в колене Левия – рода Аарона. Не раз подчёркивается функциональное различие священников и левитов. Если священники были ответственны главным образом за совершение жертвоприношений и должны были принимать решение в вопросе о ритуальной чистоте или нечистоте, то левитам надлежало выполнять второстепенные храмовые работы. Соответственно, при описании левитов как социально-религиозного института в Древнем Израиле имеет смысл проводить различие между двумя данными текстовыми корпусами в составе Ветхого Завета.
В исторической и пророческой литературе допленного периода и эпохи Вавилонского плена
Самое раннее историческое свидетельство разделения функций священников и левитов, которое при имеющихся источниках следует считать terminus post quem («предел, после которого» – термин датировки) для данного события, относится к книге пророка Иезекииля. Порицая левитов допленной эпохи за то, что они совершали служение перед идолами для израильтян, Иезекииль объявляет, что они должны искупить свою вину, исполняя различные низшие работы при святилище (Иез 44:10–14). Привилегия совершения жертвоприношений и воскурения ладана даётся потомкам первосвященника Садока – за то, что они всегда сохраняли лояльность Иерусалимскому храму (Иез 44:15–16). Из этого текста следует, что пророк Иезекииль не считал функциональное разделение священников и левитов изначальным. Напротив, этого разделения не существовало на всём протяжении истории Первого храма, и установление этого разделения мыслится как наказание левитов за то, что они служили идолам. При этом речь не идёт о том, что левиты оставили своё служение при Иерусалимском храме: использование труда наёмников-язычников в этом храме вменяется в вину всему народу, а не левитам. Показателен стих Иез 44:13, в котором говорится о том, что левиты не смогут «приближаться» к Богу (подразумевается доступ к сакральным предметам святилища) для того, чтобы служить в качестве священников (lǝḵahēn – לְכָהֵן; по синодальному переводу – «священнодействовать»). Данные слова подразумевают, что ранее у левитов была такая возможность. Наиболее простое объяснение распределения между потомками Садока и левитами заключается в том, что первые несли служение в Иерусалимском храме как в центральном святилище, а вторые – в различных местных святилищах на территории Древнего Израиля со своими особенностями культа, которые пророк Иезекииль отвергает как нелегитимные. В 3-й книге Царств (3 Цар 3:3–4) говорится о существовании «высот», на которых приносились жертвы Яхве (указание на «великую высоту» в Гаваоне, на которой Соломон вознёс Богу тысячу всесожжений и жертв, оставлено неясным в синодальном переводе, где речь идёт о «главном жертвеннике»), при этом ничего не сказано о том, что они были уничтожены царём Соломоном по завершении строительства Иерусалимского храма; об этом уничтожении известно только в связи с религиозной реформой царя Иосии, осуществлённой незадолго до Вавилонского плена.
В исторической литературе допленного периода содержатся указания на то, что левиты не противопоставляются священникам [неоднократно употребляется выражение «священники-левиты» – Нав 8:33 (hakkōhănȋm halwiyyȋm, по синодальному переводу – «священники [и] левиты»), Иер 33:18 (lakkōhănȋm halwiyyȋm), Иер 33:21 (ʼeṯ-halwiyyȋm hakkōhănȋm); тот факт, что предлог l- и частица ʼeṯ не повторяются перед вторым словом в приведённых фразах, указывает на статус второго слова как грамматического приложения, поэтому понять эти фразы как перечисления невозможно], а также что в роли левитов могли выступать представители разных колен. Так, Самуил, живший при скинии, носивший левитский льняной ефод (1 Цар 2:18) и даже спавший близ Ковчега Завета (1 Цар 3:3; по всей видимости, чтобы охранять его), происходил из колена Ефремова (см. 1 Цар 1:1); сыновья Давида, назначенные священниками, принадлежали к колену Иуды; в книге Судей Израилевых упоминается странствующий левит из колена Иуды («Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там», Суд 17:7; слово mišpāḥā, «семья, клан» – указывает именно на родственную связь, а не на территорию). Это отсутствие жёстких границ, выделявших левитов в качестве священного сословия, подтверждается и многочисленными указаниями на совершение жертвоприношений светскими лицами (1 Цар 6:14,14:34–35; 3 Цар 3:4, 8:62–64) и на возможность их доступа в святилище. Так, Анна молилась «пред Господом», т. е. в непосредственной близости от Ковчега Завета (данные слова имеются в Септуагинте, 1 Цар 1:12, но отсутствуют в масоретском тексте, несмотря на то, что без них текст теряет связность).
В Пятикнижии, книгах Паралипоменон и 3-й части книги пророка Исаии
Установление
В Пятикнижии установление института левитов как особой категории израильтян, выполняющей сакральные функции, связывается с их религиозной ревностью, проявленной в ответ на призыв Моисея наказать израильтян, совершивших служение золотому тельцу (Исх 32:2–29). Именно в этом контексте левиты впервые в Пятикнижии упоминаются как колено, имеющее сакральный статус, хотя об обрядовых функциях левитов ещё ничего не говорится. При следующем упоминании левиты предстают уже служителями при строящейся скинии (Исх 38:21).
Посвящение
Посвящение левитов описано в 8-й главе книги Чисел. Ему предшествовало очищение: левитов окропляли очистительной водой, а сами они должны были сбрить все волосы на теле и омыть свою одежду. На церемонию посвящения созывалась вся община. Израильтяне возлагали руки на головы левитов в ознаменование видимого подтверждения того, что они посвящаются «пред Господом от сынов Израилевых». Затем следовал обряд, названный в книге Чисел tǝnûpā (буквально – «взмахивание»). Трудность интерпретации этого обряда побудила авторов русского синодального перевода передать его общим понятием «посвящение» (Числ 8:11). По мнению Ю. Велльгаузена, речь идёт о движении, имитирующем прыжок в жертвенное пламя: так выражалось представление о том, что левиты были «начатком» от всех израильтян, и, хотя они не могли быть принесены в жертву в прямом смысле этого слова, вся их последующая жизнь была подчинена их особому сакральному статусу (Велльгаузен. 2017). Далее левиты возлагали руки на двух быков, которых приносили в жертву всесожжения и в жертву за грех (Числ 8:12). Упоминается также «хлебное приношение», которое левиты должны взять для своего посвящения (Числ 8:8). Хотя оно и не называется среди совершённых жертвоприношений (Числ 8:12), однако очевидно, что хлебное приношение совершалось вместе со всесожжением и жертвой за грех, подобно тому, как во многих других местах Ветхого Завета оно упоминается как сопровождающий жертву ритуал (3 Цар 8:64; Иер 17:26).
Обязанности левитов
Обязанности левитов подробно описаны в 3-й главе книги Чисел. Они подчинены Аарону и его сыновьям (Числ 3:6, 9, см. также Числ 3:32, 8:22) (которые выступают прототипом всех первосвященников и священников соответственно); должны нести стражу при скинии (Числ 3:7) (которая выступает прототипом храма). Левиты несут ответственность за всю храмовую утварь (Числ 3:8). В книге Чисел приведён большой список утвари и предметов устройства скинии, которые были распределены между тремя группами левитов, чьё происхождение возводится к сыновьям Левия Гирсону, Каафу и Мерари (Числ 3:17–37). Левиты начинали службу при скинии в возрасте 25 лет и освобождались от неё в 50 лет, когда они могли оказывать помощь в несении стражи при скинии (храме), но уже не должны были заниматься физическим трудом (Числ 8:24–26). Показательно, что в книге Левит, несмотря на её название в Септуагинте и христианской традиции, собственно левитам уделяется мало места: её предписания обращены преимущественно к священникам и первосвященнику.
Подробный список обязанностей левитов содержится в 1-й книге Паралипоменон. В ней сообщается о том, как царь Давид, завещавший своему сыну Соломону построить Иерусалимский храм (1 Пар 22:6–19), распределил семейства левитов по чередам. Как и в книге Чисел, распределение обязанностей левитов сделано в соответствии с тремя сыновьями Левия (1 Пар 23:6). Из 38 тыс. левитов при Давиде 24 тыс. должны были выполнять храмовые работы, 6 тыс. назначены исполнять обязанности писцов и судей, 4 тыс. – привратников и 4 тыс. – музыкантов (1 Пар 23:3-5). Детальному описанию обязанностей каждой из этих категорий левитов посвящены 25-я и 26-я главы 1-й книги Паралипоменон.
Левитские города
В отличие от представителей других израильских колен, левиты не имели собственного удела. Они должны были жить в городах, выделенных на территории всех колен, и пользоваться окружающими их полями (размер полей был строго фиксированным и был равен 2 тыс. локтей во всех направлениях). В общей сложности левитам было выделено 48 городов (Числ 35:1–8). 6 среди них являлись городами для убежища, в которых могли укрываться от кровной мести те, кто совершил убийство неумышленно (см. Числ 35:13–32).
Десятина
Принципиальное различие между священниками и левитами, которое проводит Священнический кодекс, получило выражение в постановлении о 2 десятинах (Числ 18:21–32). Первую десятину отдавали левитам израильтяне, она должна была служить источником их содержания за службу при скинии собрания (Числ 18:21). Предписание о выплате десятины левитам ставится в соответствие с тем обстоятельством, что левиты не имели собственного удела в Земле обетованной (Числ 18:23–24). Десятина как источник содержания отличала левитов от священников, последним полагались доли от жертвоприношений, выкуп за первенцев и всё первородное от скота (см. Числ 18:8–19). Кроме того, левиты сами должны были отдавать десятину в пользу священников. Эта выплата должна была очистить приношения, получаемые левитами, подобно тому, как десятина израильтян должна была очистить собранный ими урожай (Числ 18:26–32).