Велльгаузен Юлиус
Ве́лльга́узен Ю́лиус (Julius Wellhausen) (17.5.1844, Хамельн, Королевство Ганновер – 7.1.1918, Гёттинген), немецкий библеист и востоковед.
Родился в семье ортодоксального лютеранского пастора. В 1862–1865 гг. изучал теологию в Гёттингенском университете, где большое влияние на него оказал Г. Эвальд, один из ведущих востоковедов и германских исследователей Ветхого Завета; под его руководством Велльгаузен овладел древнееврейским, арабским и арамейским языками. Тема диссертации (1870) – «Роды и семьи иудеев, перечисляемые в Первой книге Паралипоменон (главы 2–4)» – определила круг научных интересов Велльгаузена. В 1870–1872 гг. преподавал богословские дисциплины в Гёттингенском университете, в 1872–1882 гг. – ординарный профессор в Грайфсвальдском университете.
В эти годы им написано нескольких значительных работ по Ветхому Завету в радикальном историко-критическом духе, что вызвало резко отрицательную критику у многих теологов. Во многом по причине сложившейся вокруг него атмосферы враждебности Велльгаузен осознал несовместимость своей научной деятельности с преподаванием богословия студентам, которые стремились стать евангелическими пасторами, и подал прошение об освобождении от должности профессора богословия и о переводе на философский факультет. Впоследствии его преподавательская деятельность была связана только с восточными (семитскими) языками (Галле, 1882–1885; Марбург, 1885–1892).
В основе достижений Велльгаузена в критическом анализе Ветхого Завета лежит превосходная филологическая подготовка и безупречное владение методами текстологической критики. Им руководило стремление понять развитие религиозных институтов Древнего Израиля в их целостности (тема, выбранная под влиянием Г. Эвальда). Нередко отмечают и влияние философии Г. В. Ф. Гегеля, опосредованное работами В. Фатке, прежде всего его «Библейским богословием» (1835), однако в последнее время это положение оспаривается. В работе «Композиция Шестикнижия и исторических книг Ветхого Завета» (Die composition des Hexateuchs und der historischen bücher des Alten Testaments, 1889; журнальный вариант 1876–1877) Велльгаузен предпринял детальный анализ текста ветхозаветных книг от Бытия до Иисуса Навина с точки зрения известной тогда документарной гипотезы, объяснявшей возникновение Пятикнижия или Шестикнижия из 4 источников, открытых предшественниками Велльгаузена: яхвиста и элохиста (Ж. Астрюк; датировка около 850 и 750 до н. э. соответственно), девтерономического (В. М. Л. де Ветте; около 622 до н. э.) и священнического (Э. Г. Рейс, К. Г. Граф, А. Кюнен; время Вавилонского плена или ранний послепленный период) текстов. Целостная картина истории Древнего Израиля, реконструированная на их основании, предложена Велльгаузеном в книге «История Израиля» (Geschichte Israels, 1878), 1-й том которой вышел через некоторое время отдельно под названием «Введение в историю Израиля» (Prolegomena zur Geschichte Israels, 1883; русский перевод: Введение в историю Израиля, 1909). В этой работе он аргументированно изложил концепцию религиозного развития Израиля, объяснил характер и время появления источников, взаимоотношения между ними. Велльгаузен отметил, что в исторических книгах Библии (книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книги Царств) нет указаний на существование Пятикнижия как кодекса, авторитетного для всех израильтян. Напротив, сообщения о жертвенных обычаях, местах богослужения, праздниках, о положении священников противоречат установлениям Торы. Пророки также не цитируют писаный закон, а исходят из непосредственных велений Божиих. Первое свидетельство о принятии закона относится к 622 г., когда при царе Иосии в храме была найдена рукопись «Книги закона» (по предположению де Ветте, не всё Пятикнижие, а только Второзаконие). Отсюда Велльгаузен сделал вывод: закон не предшествовал пророкам, а был завершающей стадией истории ветхозаветной религии и возник в результате объединения 4 источников в единое целое неким редактором при первосвященнике Ездре (около 450 до н. э.). Велльгаузен нашёл следы этих источников в книге Иисуса Навина и поэтому предпочитал говорить о Шестикнижии. Теория Велльгаузена вызвала бурные споры. Либеральные богословы приняли её почти как догмат, но возникла и сильная оппозиция (П. А. Юнгеров, Ф. Г. Вигуру, Ф. Делич и многие другие). Папская библейская комиссия высказалась против теории 4 источников Пятикнижия (1906). Критика оппонентов была направлена прежде всего на опровержение понимания истории ветхозаветной религии как развития, подчинённого только естественным законам. Эта религиозная эволюция, по мнению Велльгаузена, шла от язычества через гедонизм к учению пророков, которые, таким образом, оказывались своего рода основателями подлинной библейской религии, в силу этого появление Декалога Моисея он отнёс к позднему пророческому периоду. В 21 в. гипотеза источников Пятикнижия в значительно модифицированном виде продолжает оставаться наиболее распространённой в библеистике.
Велльгаузен изучал литературную, религиозную и политическую историю арабов в основном доисламского периода, имеющую определённое значение для исследования Ветхого Завета. Он участвовал в критическом издании «Истории пророков и царей» (1879–1901) Мухаммада ат-Табари (ум. 923), на основе критического анализа преданий написал книгу «Остатки арабского язычества» (1887), сохранившую научную значимость и поныне; позднейшие исследования обнаруженной в подлиннике (1913) «Книги об идолах» Хишама ибн аль-Кальби (ум. 819) подтвердили многие предположения, сделанные Велльгаузеном, которому текст этого сочинения был известен только в кратком изложении арабского географа Якута аль-Хамави. Результатом его исследований в сфере арабистики стала книга «Арабское царство и его падение» (1902), основанная на методе анализа источников.
Возвращение в Гёттинген в 1891 г., где Велльгаузен проработал до 1913 г., совпало с началом его исследований Нового Завета. В главе «Евангелие» в книге «Израильская и иудейская история» (Israelitische und jüdische Geschichte, 1894; в более поздних изданиях эта глава заключительная) образ Иисуса в некотором роде предвосхищает радикальную критику традиции и выводы диалектической теологии. Выводы Велльгаузена направлены прежде всего против характерного для либеральной теологии возведения основ христианской веры к реконструируемому историческими методами образу исторического Иисуса. Образ Иисуса здесь не имеет не только эсхатологических, но и мессианских черт; появление веры в него как в мессию отнесено лишь к периоду первоначальной христианской общины. Иисус выступал против иудейской теократии и номизма, проповедовал Царство Божие, уже наступившее в его проповеди, и главный акцент в ней был не на апокалиптическом ожидании, а на личной ответственности человека, на его благородном индивидуализме, «свободе детей Божьих» (этими словами книга заканчивается). Проповедь Иисуса, обращённая к индивиду, продолжена апостолом Павлом.
В книге «Введение в три первых Евангелия» (Einleitung in die Drei Ersten Evangelien, 1905; 1911) Велльгаузен подчёркивал, что лежащая в основе Евангелий (арамейская) традиция избирала материал с догматической интенцией, при этом композиция Евангелий создана самими евангелистами. В частности, он выдвинул гипотезу, что Евангелие от Иоанна в том виде, в котором оно известно, является переработкой более древнего документа. Во «Введении…» Велльгаузен предвосхитил концепции метода анализа жанровых форм евангельской традиции.
Вслед за И. Г. Гердером он предположил, что первоисточниками синоптиков являются устные предания, весьма разнообразные по своему характеру. В вопросе о литературной зависимости синоптических Евангелий Велльгаузеном принимается гипотеза 2 источников, при этом Марк является более старшим источником, чем источник логий Q, и находится ближе к исходной традиции. Хотя идея о страдающем Мессии возникла уже после Воскресения, Велльгаузен считает, что сам Иисус был признан Мессией учениками раньше, т. к. казнили его именно как мессианского царя. Цель Иисуса была не в создании новой религии, но в реформации иудаизма.
В комментариях к 3 синоптическим Евангелиям (Das Evangelium Marci, 1903; Das Evangelium Matthaei, 1904; Das Evangelium Lucae, 1904), отличающихся тщательным анализом текста и истории редакций, Велльгаузен также пытался показать, что Евангелия не могут служить источником по истории земной жизни Иисуса Христа, а скорее являются свидетельством мессианской веры, возникшей в первоначальной общине.