Судьи Израилевы
Су́дьи Изра́илевы (евр. שׁוֹפְטֵי יִשׂרָאֵל), харизматические лидеры в домонархическом Израиле. В библеистике нередко встречается деление библейских судей на великих (или больших) и малых – возможно, по аналогии с великими и малыми пророками. В рамках ряда гипотез, в том числе М. Нота и В. Рихтера (Noth. 1991; Richter. 1963, 1964), нарративы о великих и малых судьях восходят к 2 разным источникам.
Великим судьям в книге Судей Израилевых посвящены достаточно длинные нарративы; они – герои – освободители Израиля, на которых сходил Дух Божий. Это Гофониил (в еврейском тексте Отниэл) (Суд 3:7–11), Аод (Эхуд) (Суд 3:12–30), Девора и Варак (Барак) (Суд 4–5), Гедеон (Гидеон) (Суд 6:11–8:32), Иеффай (Йифтах) (Суд 10:6–12:7), Самсон (Шимшон) (Суд 13–16).
Малые судьи в библейском тексте только упоминаются, но подробного рассказа о них не приводится. К малым судьям обычно относят Фолу (Толу) (10:1–2), Иаира (Яира) (10:3–5), Есевона (Ивцана) (12:8–10), Елона (Элона) (12:11–12), Авдона (12:13–15). Как правило, библейский текст называет имя, место рождения и/или принадлежность к колену, длительность правления и место захоронения малого судьи; иногда добавляются сведения о его потомстве. Обращает на себя внимание необычайное формальное сходство (в том числе нехарактерные для книги Судей числовые подсчёты) кратких заметок об Иаире, Есевоне и Авдоне.
Часто к малым судьям причисляют также Самегара (Шамгара) (Суд 3:31). Однако в отличие от типичного описания малого судьи, в кратком стихе, посвящённом Самегару, содержится, как в нарративах о великих судьях, описание его военных подвигов.
Всего судей, великих и малых (не считая Девору как женщину, задача которой заключается в том, чтобы вдохновить на бой героя-Варака), в книге Судей насчитывается 12. Вряд ли это случайно: для девтерономической истории очень важно, что Израиль – это совокупность 12 племён. Также нельзя не обратить внимание на то, как составитель книги Судей стремится к тому, чтобы в его рассказах были представлены так или иначе все области Израиля. Упомянуто происхождение некоторых судей из колен Вениамина (Аод), Неффалима (Барак), Манассии (Гедеон), Иссахара (Фола), Завулона (Елон) и Дана (Самсон). Генеалогия Гофониила связывает его с территорией Иуды. Иеффай и Иаир связаны с Галаадом (Заиорданьем). Возможно, число 12 должно указывать на «всеизраильский» охват нарратива книги Судей, однако однозначного соответствия между 12 её героями и 12 племенами Израиля всё же нет.
Таким образом, собирая в единую книгу предания о домонархическом Израиле, девтерономист решает 2 задачи. Во-первых, он заполняет промежуток между эпохой Моисея – Иисуса Навина и царским временем, переходя от эпохи скорее мифа к эпохе скорее истории, – и таким образом создаёт «эпоху судей». Во-вторых, он делает эту эпоху собранием наглядных примеров цикличности истории Израиля.
Список судей Израилевых
1. Гофониил (Суд 3:7–11) – первый судья, упомянутый в основной части книги Судей. Он сын Кеназа, младшего брата Халева. Согласно другому преданию (Суд 1:11–13), он участвовал в завоевании и захватил город Давир (Кириаф-Сефер), за что Халев, один из военачальников Израиля, отдал ему в жёны свою дочь Ахсу. Согласно библейскому тексту, Гофониил был сыном младшего брата Халева (Суд 3:9). Гофониил избавил израильтян от Хусарсафема, царя Месопотамского, под властью которого они находились 8 лет. После победы Гофониила мир в земле Израиля продолжался 40 лет.
2. Аод (Суд 3:12–30) – сын Геры из колена Вениаминова, Аод избавил Израиль от Еглона, царя Моава. Аод хитростью попал в покои Еглона, где без свидетелей убил его (Суд 3:16–25), а затем повёл войско на Моав и одержал победу (Суд 3:27–29). После этого 80 лет Израиль пребывал в мире.
3. Самегар (Суд 3:31) упоминается также в Песни Деворы (Суд 5:6). Самегар прямо не называется судьёй; ему посвящён лишь один стих, из которого мы узнаём, что Самегар, сын Анафов, перебил 600 филистимлян воловьим рожном. Использование необычного оружия против филистимлян сближают его с Самсоном, убившим тысячу филистимлян ослиной челюстью (Суд 15:15). Несмотря на то что библейский текст явно указывает, что Самегар сменил Аода на посту судьи, смерть Аода упоминается лишь перед историей о Деворе и Вараке (Суд 4:1).
4. Варак и Девора (Суд 4–5). После того как израильтяне в очередной раз отошли от Господа, Он предал их в руки ханаанского царя Иавина, чья столица была в Асоре. Девора, жена Лапидофа, была пророчицей; израильтяне приходили к ней за указаниями (Суд 4:4–5). Девора призвала к себе Варака, сына Авиноама из колена Неффалимова, и отправила его на сражение с военачальником Иавина, Сисарой, в Кишонскую долину, наказав взять с собой 10 тыс. воинов из колен Неффалима и Завулона. Варак согласился лишь при условии, что Девора пойдёт с ним. Пророчица согласилась сопровождать его, но предупредила, что поход не принесёт ему славы и Сисара будет предан в руки женщины. Сисара, узнав, что Варак собрал войско, отправился навстречу. После благословения Деворы Варак с войском спустился в долину с горы Фавор и сокрушил армию ханаанеев; Сисаре, однако, удалось бежать. Он добрался до шатра Иаили, жены Хевера Кенеянина, который был в союзе с царём Асора. Иаиль впустила гостя и спрятала его, накрыв ковром; когда Сисара уснул, она вонзила колышек от шатра ему в висок и убила на месте. Так сбылось пророчество Деворы о том, что Сисара погибнет от рук женщины. Израильтяне же продолжали теснить Иавина и в конце концов убили его.
Глава 5, т. н. Песнь Деворы, в поэтической форме повторяет рассказ о победе израильтян над ханаанеями и гибели Сисары. Большинство современных исследователей считают Песнь Деворы одним из наиболее архаичных библейских текстов. Датировка Песни является предметом дискуссий, однако чаще всего её датируют приблизительно 12 в. до н. э. (Soggin. 1981. P. 80). Несмотря на то что главы 4 и 5 повествуют об одних и тех же событиях, в их содержании есть значительные различия. В главе 5 не упоминается царь Иавин; в главе 4 фигурируют только колена Завулона и Неффалима, а в главе 5 упоминаются также племена Рувима, Иссахара, Вениамина, Дана, Ассира и Ефрема. Место битвы в главах также различно: Песнь Деворы помещает её севернее; тем не менее в обеих главах места битвы располагаются неподалёку от реки Киссон. В главе 5 есть два эпизода, отсутствующие в главе 4: призыв ангела Господня проклясть город Мероз «за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд 5:23) и сцена, в которой мать Сисары ждёт сына, ещё не зная, что тот погиб (Суд 5:28–30).
5. Гедеон (Суд 6–8). Гедеон был сыном Иоаса из рода Авиезера. Когда израильтяне, попав под иго мадианитян, вновь стали молить Господа о спасении, Гедеону явился ангел и призвал его стать избавителем Израиля. Гедеон засомневался в словах ангела: «...как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд 6:15). Гедеон попросил Господа о чудесном знамении, чтобы убедиться в Его словах. Получив знамение (Суд 6:17–21) и удостоверившись, что с ним действительно говорил Бог, Гедеон возвёл Ему жертвенник. Той же ночью Гедеон по поручению Бога разрушил жертвенник Ваала, принадлежавший его отцу. Увидев наутро разрушенную святыню, жители селения вознамерились убить Гедеона, но за него заступился отец: «...если он [Ваал] бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник» (Суд 6:31). После этого события Гедеону дали имя Иероваал, значение которого библейский текст объясняет как «пусть Ваал сам судится с ним» (Суд 6:32).
Когда мадианитяне, амаликитяне и восточные племена собрались вместе и стали лагерем в Изреельской долине, Гедеона «объял Дух Господень», и он начал собирать военный отряд. С ним отправился весь род Авиезера, а также колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. По просьбе сомневающегося перед битвой Гедеона Господь явил ему ещё одно чудесное знамение (Суд 6:36–40). Для того чтобы не было сомнений в том, что именно Господь спас Израиль, Он повелел Гедеону сократить количество воинов; после нескольких «испытаний» их осталось всего 300 человек. После этого Господь благословил судью перейти в наступление; вечно сомневающемуся Гедеону Он предложил сходить во вражеский лагерь на разведку и послушать, что там говорят. Там Гедеон подслушал рассказ одного человека о своём сне, иносказательно предрекающем победу израильтян (Суд 7:13–15). Убедившись в предстоящем успехе, Гедеон вернулся в лагерь, собрал войско и благодаря продуманной тактике обратил врагов в бегство. Ефремляне по зову Гедеона преградили убегающим мадианитянам путь и убили двух мадиамских князей.
Гедеон и его воины меж тем продолжали погоню. Проходя через город Сокхоф, они обратились к местным жителям с просьбой о хлебе, но те ответили отказом. То же повторилось и в Пенуэле. Гедеон поклялся отомстить жителям городов после окончательной победы над мадианитянами. Так и произошло: Гедеон нагнал врага и захватил двух мадиамских царей, а на обратном пути, вновь проходя через Сокхоф и Пенуэл, исполнил своё обещание, жестоко убив множество людей.
После триумфального возвращения Гедеон отказался от предложения израильтян стать их правителем: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд 8:23). Однако он попросил всех израильтян дать ему по одной золотой серьге из их военной добычи. Из золота Гедеон сделал эфод и поместил его в своём городе, Офре. Какой именно культовый предмет имеется в данном случае под «эфодом», непонятно, но девтерономист осуждает культовые практики, связанные с этим эфодом: «...стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд 8:27). Тем не менее ещё 40 лет, вплоть до смерти Гедеона, Израиль пребывал в мире. У Гедеона родилось 70 сыновей, умер он в глубокой старости и был похоронен в Офре, в гробнице своего отца Иоаса (Суд 8:29–32).
Авимелех (глава 9) не именуется судьёй и не фигурирует как «спаситель Израиля»; его история представляет собой дополнение к рассказу о Гедеоне. Авимелех был сыном Гедеона и его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31). Он вознамерился захватить власть в Сихеме; заручившись поддержкой местных жителей, Авимелех получил 70 шекелей серебра из храма Баал-Берита и нанял отряд «праздных и своевольных людей». Придя с отрядом в Орфу, в дом своего отца, Авимелех убил 70 своих братьев; спрятаться удалось лишь младшему из них – Иофаму. Жители Сихема поставили Авимелеха царём. Узнав об этом, Иофам рассказал горожанам Сихема притчу (Суд 9:8–20), обличающую Авимелеха (а заодно и сам принцип царской власти). Он предрёк распри между между Авимелехом и жителями Сихема и скорое падение нового правителя. Авимелех царствовал 3 года; жители Сихема действительно вскоре отвернулись от него. Когда в город пришёл Гаал, сын Еведа, они поддержали его в намерении сместить Авимелеха. Однако Зевул, начальник города, узнал о смуте и тайно отправил Авимелеху вестников. Тот устроил засаду и разбил войско горожан под предводительством Гаала, разрушил город, а место, где тот стоял, засеял солью. После Авимелех двинулся на город Тевец и взял его. В городе была неприступная башня – в ней спрятались жители города; когда Авимелех стоял у дверей башни и собирался её поджечь, одна женщина сбросила ему на голову обломок жёрнова. Авимелех, умирая, подозвал своего оруженосца и приказал убить его, чтобы не говорили, что он пал от руки женщины. Автор книги Судей подводит итог: «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих» (Суд 9:56).
6, 7. Фола и Иаир (Суд 10:1–5). Малые судьи; Фола был сыном Фуи, сына Додо, из колена Иссахара. Жил в Шамире на горе Ефремовой, судил Израиль 23 года и был погребён в Шамире. Иаир происходил из Галаада, судил Израиль 22 года и был погребён в Камоне. Имел 30 сыновей, владевших 30 селениями в Галааде, которые «до сего дня» зовутся селениями Иаира.
8. Иеффай (Суд 10:6–12:7). Израиль вновь начал поклоняться чужим богам, и Господь отдал его в руки филистимлян и аммонитян. Осознав свои грехи, израильтяне покаялись и повернулись к Господу. Тем временем аммонитяне собрались на войну и поставили лагерь в Галааде. Израильтяне также собрали войска близ Мицпы, однако у них не было военачальника; люди Галаада пообещали, что тот, кто поведёт войско против аммонитян, будет править Галаадом.
Иеффай, могучий воин из Галаада, был сыном блудницы и человека по имени Галаад. Поскольку Иеффай не был законным сыном Галаада, имевшего других сыновей от жены, он был изгнан братьями. Иеффай бежал в страну Тов, где, собрав отряд «праздных людей», совершал набеги. Именно за Иеффаем пошли старейшины Галаада, когда на Израиль напали аммонитяне. Они уговорили Иеффая вернуться и вести израильтян на войну, поклявшись, что в случае победы он станет правителем. Когда Иеффай пришёл в военный лагерь в Мицпу, он отправил посла к царю аммонитян с вопросом: «что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?» (Суд 11:12). Царь аммонитян отвечал, что хочет вернуть свои земли, «от Арнона до Иавока и Иордана», которые израильтяне захватили, когда шли из Египта. В ответ Иеффай возразил, что эти земли отдал израильтянам Господь, а значит, они принадлежат им по праву: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш» (Суд 11:24). На Иеффая сошёл Дух Господень, и он двинулся на аммонитян. Перед началом битвы Иеффай принёс обет Господу, что в случае победы принесёт в жертву того, кто первый выйдет к нему навстречу из дверей его дома. Разгромив войско аммонитян, Иеффай вернулся домой; первой навстречу вышла его единственная дочь. Убитый горем Иеффай рассказал ей о своём обете; она смиренно приняла свою участь, но попросила Иеффая отсрочить жертвоприношение на 2 месяца: «я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими» (Суд 11:37). Библейский автор добавляет, что с тех пор у израильтян появился обычай: каждый год девушки на 4 дня уходили оплакивать дочь Иеффая.
Меж тем израильтяне из колена Ефремова стали угрожать Иеффаю за то, что он не позвал их на войну с аммонитянами. Началась междоусобица, в результате которой погибло 42 тыс. ефремлян. Иеффай судил Израиль 6 лет и был похоронен в Галааде (Суд 12:7).
9, 10, 11. Малые судьи Есевон, Елон и Авдон (Суд 12:8–15). Есевон происходил из Вифлеема, где и был похоронен. Судил Израиль 7 лет, имел 30 сыновей и 30 дочерей. Елон из колена Завулонова судил 10 лет и был похоронен в Аиалоне. Авдон, сын Гиллела, Пирафонянин, судил 8 лет, имел 40 сыновей и 30 внуков. Был похоронен на родине в Пирафоне, в земле Ефрема.
12. Самсон (13–16), в отличие от большинства великих судей, не был военным предводителем, предпочитая сражаться с врагами в одиночку; более того, все его «подвиги» против филистимлян были мотивированы личной местью, а не заботой об Израиле. В книге Судей также нет ни малейшего упоминания о том, что он исполнял какие-либо общественные обязанности, которые могут лежать на вожде.
Жизнь Самсона приходится на период, когда израильтяне находились под игом филистимлян. Он был сыном человека по имени Маной, который жил в Цоре и происходил из колена Данова. История рождения Самсона (Суд 13) перекликается с историями многих ветхозаветных персонажей: его мать была бесплодна и родила первенца лишь в результате божественного вмешательства [ср. истории Сарры, Ревекки, Рахили, Анны (матери пророка Самуила)]. О скором рождении сына ей возвестил ангел (этот мотив также возникает в Новом Завете – в истории о появлении на свет Иоанна Крестителя и Благовещении). Из слов ангела становится понятно, что родится особенный ребёнок: ангел строго наказывает жене Маноя воздерживаться от вина, сикера и нечистой пищи; то же самое должен соблюдать и сам Самсон. Ангел также запрещает стричь мальчику волосы, «потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд 13:5) (см. Числ 6, где описывается обет назорейства).
Первая история о Самсоне, изложенная в 14-й главе книги Судей, начинается с того, что ему приглянулась филистимлянка, жившая в Фимнафе, и он решил на ней жениться. Библейский автор раскрывает нам божественный замысел, стоящий за увлечением Самсона филистимлянкой: Господь искал повода отомстить филистимлянам.
По дороге в Фимнафу ему встретился лев. На Самсона сошёл Дух Господень, и он разорвал льва голыми руками. Спустя несколько дней, идя той же дорогой, Самсон обнаружил, что в львином трупе пчёлы построили улей, и ел оттуда мёд. На свадебном пиру он загадал гостям из филистимлян загадку, основанную на его недавнем приключении со львом; на кон были поставлены 30 синдонов (льняных рубашек) и 30 перемен одежд. Филистимляне заставили жену Самсона выведать у мужа правильный ответ и раскрыть им. На проигравшего спор Самсона вновь сошёл Дух Господень, он отправился в филистимский город Аскалон и убил там 30 человек, чтобы забрать их одежды и расплатиться по условиям спора. После этого обиженный Самсон покинул свадьбу и ушёл в дом своего отца.
Конфликт обостряется в главе 15, когда Самсон узнал, что после того, как он покинул свадьбу, его невесту отдали другому. Он решил отомстить филистимлянам: выпустил 300 лисиц с привязанными к ним горящими факелами в их поля и сады. Филистимляне, потерявшие свой урожай, обвинили во всём бывшую жену Самсона и её отца и сожгли их дом. Самсон, однако, не успокоился: перебил многим филистимлянам голени и бёдра, а после засел в ущелье скалы Етам в Иудее. Филистимляне расположились лагерем в Иудее, и местные жители, опасаясь их нападения, отправили делегацию к Самсону, связали его и передали филистимлянам. Как только Самсона подвели к стану врага, он разорвал верёвки и убил тысячу человек одной ослиной челюстью.
Второй филистимлянкой, с которой был связан Самсон, была блудница из Газы. Местные жители окружили её дом в надежде подкараулить и убить Самсона, когда тот выйдет утром. План был сорван, когда Самсон встал в полночь, вырвал двери городских ворот и отнёс их на вершину горы в окрестностях Хеврона (Суд 16:1–3).
Последняя и, вероятно, самая известная история, произошедшая с Самсоном (Суд 16:4–31), связана с женщиной по имени Далида. Библейский автор не называет её филистимлянкой, однако за определённую плату она вступает с филистимлянами в сговор против Самсона – соглашается выведать секрет его великой силы. Узнав, что сила его связана с его назорейством и обетом не стричь волосы, Далида остригла Самсона и выдала филистимлянам. Те ослепили его и заточили в темницу. Во время одного из религиозных праздников филистимлян Самсона привели в дом (по-видимому, храм бога Дагона), чтобы потешаться над пленным врагом. Самсон, у которого уже начали отрастать волосы, – источник его силы, – в последний раз взмолился Богу и сдвинул с места колонны, которые поддерживали крышу здания, погубив под обвалами всех филистимлян и погибнув сам. Он – единственный судья, попавший в плен и погибший в неволе.
Самсон был похоронен между Цифрою и Усталом, в родовой гробнице (Суд 16:31). Он был судьёй Израиля 20 лет (Суд 15:20, 16:31). Видимо, эти хронологические примечания – попытка вписать нестандартный для судьи образ Самсона в стандартную схему. Широко распространены теории о возможной мифологической природе повествований о Самсоне. Образ самого Самсона нередко связывают с архетипическим образом богатыря, сравнивая его с Гераклом и Гильгамешем. Коллинз (Collins. 2014. P. 220–223) называет историю Самсона популярной народной сказкой о легендарном силаче.
Судьи Израилевы в других книгах Библии
Действие книги Руфи разворачивается в «эпоху судей»: она начинается словами «в те дни, когда управляли судьи» (Руфь 1:1). Должность судей упоминается также в начале 1-й книги Царств: судьями были священник Илий (1 Цар 4:18) и пророк Самуил (1 Цар 7:15); когда Самуил состарился, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей, Иоиля и Авию. Однако они «уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8:3). Это вызывало недовольство народа, и старейшины потребовали у Самуила поставить над ними царя. Так в Израиле установилась монархия и был помазан первый царь – Саул. Эпоха судей подошла к концу.
Судьи и другие персонажи книги Судей редко вспоминаются в других библейских книгах. В речи Самуила присутствуют Иероваал (Гедеон), Варак и Иеффай (1 Цар 12:11); во 2-й книге Царств – гибель Авимелеха (2 Цар 11:21). В генеалогических списках 1-й книги Паралипоменон кратко упоминается Гофониил, сын Кеназа (1 Пар 4:13). Упоминания о селениях Иаира (ср. Суд 10:4) содержатся в книге Чисел (Числ 32:41), Второзаконии (Втор 3:14); книге Иисуса Навина (Нав 13:30); 3-й книге Царств (3 Цар 4:13); 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 2:22–23). Антигерои книги Судей фигурируют в 1-й книге Царств (Сисара, 12:9), Псалтири (Сисара и Иавин, 83:9; Орив и Зив, мадиамские вожди, и Зевей и Салман, мадиамские цари, против которых воевал Гедеон, 83:11). Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, благословляет память судей, «которых сердце не заблуждалось и которые не отвращались от Господа» (Сир 46:13 ). В послании к Евреям Гедеон, Варак, Самсон и Иеффай упоминаются среди ветхозаветных персонажей, показавших пример подлинной веры (Евр 11:32).