Левий (родоначальник колена Израилева)
Ле́вий (евр. לוי), третий сын ветхозаветного патриарха Иакова от его первой жены Лии. В ветхозаветной традиции считается предком левитов и священников. Имя Левия встречается в Ветхом Завете чаще всего в перечнях и родословных списках (Быт 35:23; 46:11; Исх 1:2; 6:16; Числ 16:1; 1 Пар 2:1; 6:1, 16, 38, 43, 47), а также в связи с его потомством [ben/bat lēwî, буквально – сын/дочь Левия (например, Исх 2:1; 32:26, 28); mattē lēwî – колено Левиино (Числ 1:49; 3:6; 18:2)].
Несмотря на исключительную роль левитов и священников в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о самом Левии в Библии содержится мало сведений. Сообщения о Левии в основном сводятся к 2 преданиям.
Одно предание связано с наречением имени. Согласно книге Бытия (Быт 29:34), Лия назвала сына Левием, надеясь, что её муж «прилепится» (yillāwê) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к той, что содержится в книге Чисел (Числ 18:2, 4), где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Левия (mattē lēwî) будут находиться (yillāwû wə-nilwû) при Аароне.
Иное предание, также содержащееся в книге Бытия (Быт 34:25–31), рассказывает, что Левий и его брат Симеон напали на г. Сихем, «умертвили» в нём «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесённое их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34:1–2). Отец Левия и Симеона Иаков осудил этот поступок (Быт 34:30). Это предание отражено в т. н. благословениях (или завещании) Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49:5–7).
Ю. Велльгаузен считал этот текст отражением древнееврейских преданий о гибели 2 израильских племён в эпоху судей Израилевых (Велльгаузен. 1909. С. 121–122). По его мнению, соотнесение левитов с Левием вторично и связано с тем, что имя легендарного патриарха lēwî совпало с названием древнеизраильских служителей культа – левитов (ləwiyyîm, ед. ч. – lēwî). Слабым местом этой гипотезы остается отсутствие убедительной этимологии для слова lēwî (это признавал и сам Велльгаузен: Велльгаузен. 1909. С. 123).
К. Вестерман считает, что само «завещание Иакова» в его окончательной форме нельзя считать памятником древнееврейской народной поэзии – таким, как, к примеру, песнь Деворы. В нём фольклорный материал – отдельные племенные предания, передававшиеся в поэтической форме, которые Вестерман называет «племенными пророчествами», был сведён воедино и дополнен позднейшим редактором, знакомым с традициями литературы премудрости. Этот редактор связал 2 традиции: повествовательную (Быт 34:25–30) и законодательную, предписывающую левитам жить в специально отведенных для них городах на территории других колен (ср.: Числ 35:1–8). Согласно тексту «благословений Иакова», потомки Левия будут рассеяны среди колен Израилевых в наказание за истребление жителей Сихема (город в этом тексте прямо не назван). Та же участь предрекается и потомкам Симеона, которые были ассимилированы коленом Иуды. Слова «в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя», по мнению Вестермана, представляет собой переработку топоса, хорошо известного из литературы премудрости (ср.: Пс 1:1) (Westermann. 2004. P. 328).
Ни одно из 2 преданий не содержит каких-либо указаний на сакральную роль потомков Левия. Попытка восполнить данный пробел была предпринята в ветхозаветном апокрифе книге Юбилеев. Месть Левия и Симеона за бесчестие сестры описана в ней как религиозный подвиг, смысл которого остаётся актуальным для всех последующих поколений еврейского народа. Грех Сихема, согласно книге Юбилеев, распространяется на евреев, отдающих своих дочерей или сестёр замуж за язычников: «И пусть никогда не случится более в Израиле что-либо подобное тому, чтобы бесчестили израильскую девицу. И если муж в Израиле отдаст свою дочь или сестру какому-либо мужу от семени язычников, или отдал, то да умрет он смертию, и его должно побить камнями, ибо он совершил грех и бесчестие Израилю. И жену должно сожечь огнем, ибо она осквернила имя дома своего отца, и она должна быть истреблена из Израиля. И да не обретется мерзость и блуд во Израиле во все роды земли, ибо Израиль свят Господу» (Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Казань, 1895. С. 145). Поступок Левия не только получает оправдание в книге Юбилеев, но и объявляется главной причиной избрания его потомков на роль священного колена. Примечательно, что Симеон при этом не упоминается.
Схожую мысль можно обнаружить и в другом ветхозаветном апокрифе – «Завещаниях двенадцати патриархов». Однако здесь акцент сделан не на ритуальной чистоте, а на мистике: Левий восходит до третьего неба и помимо прочих откровений получает указание отомстить Сихему (Завет Левия 5:3). Как и в книге Юбилеев, Левию отводится главная роль в этом деянии: именно он убивает Сихема, совершителя преступления, в то время как Симеон убивает Еммора (Завет Левия 6:4). В книге также говорится об обетовании священства потомству Левия, но в отличие от книги Юбилеев оно не рассматривается как награда за совершённое воздаяние.