Самсон (судья Израилев)
Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן; греч. Σαμψών), ветхозаветный судья народа Израильского в период, когда израильтяне находились под игом филистимлян. Повествованию о подвигах Самсона посвящены главы 13–16 книги Судей Израилевых.
Имя
Большинство исследователей связывают этимологию имени со словом שֶּׁמֶשׁ – ‘солнце’ (подробнее о возможной мифологической природе повествования о Самсоне см. ниже). Основные интерпретации, предлагаемые для этого имени: 1) «дитя солнца» (Noth. 1966); 2) «человек солнца» (Dictionary of deities and demons in the Bible. 1999.) 3) «солнышко» = שֶּׁמֶשׁ с диминутивным суффиксом וֹן. (Альтернативные интерпретации см. в: The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. 1994–2000.)
В книге Судей
Согласно книге Бытия (Быт 13:1), жизнь Самсона приходится на период, когда израильтяне были под игом филистимлян. Его отец, человек по имени Маной, жил в Цоре и происходил из колена Данова. История рождения Самсона перекликается с историями многих ветхозаветных персонажей: его мать была бесплодна и родила первенца лишь в результате божественного вмешательства (ср. истории Сарры, Ревекки, Рахили; Анны, матери пророка Самуила). О скором рождении сына ей возвестил ангел (этот мотив также появляется в Новом Завете – в истории о появлении на свет Иоанна Крестителя и Благовещении). Уже из слов ангела становится понятно, что родится совершенно особенный ребёнок: ангел строго наказал жене Маноя воздерживаться от вина, сикера (ивр. שֵׁכָר, это слово означает алкогольный напиток, отличный от вина, возможно пиво) и нечистой пищи; то же самое должен соблюдать и сам Самсон. Ангел также запретил стричь мальчику волосы, «потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд 13:5) [см. книга Чисел (Числ 6), где описывается обет назорейства].
От повествования о чудесном рождении Самсона библейский автор сразу переходит к рассказу о свершениях уже взрослого персонажа. Все случаи из жизни Самсона, которые описаны в Библии, так или иначе связаны с его непростыми отношениями с филистимлянами; постоянными мотивами являются его непрекращающиеся конфликты с филистимским народом и большая любовь к филистимским женщинам.
Первая история, изложенная в 14-й главе книги Судей, начинается с того, что Самсону приглянулась одна филистимлянка, жившая в Фимнафе, и он потребовал у родителей, чтобы те отдали её ему в жёны. Родители пытались отговорить сына: «разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всём народе моём, что ты идёшь взять жену у Филистимлян необрезанных?» – но Самсон настоял на своём. Библейский автор раскрыл нам божественный замысел, стоящий за увлечением Самсона филистимлянкой: Господь ищет повода отомстить филистимлянам (Суд 14:3–4).
По дороге в Фимнафу Самсону встретился лев. На Самсона сошёл Дух Господень, и он разорвал льва голыми руками. Спустя несколько дней, идя той же дорогой, Самсон обнаружил, что в львином трупе пчёлы построили улей, и ел оттуда мёд. На свадебном пиру он загадал гостям из филистимлян загадку, основанную на его недавнем приключении со львом: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд 14:14). По условиям спора, они должны были отгадать её до конца пира; на кон были поставлены 30 синдонов (льняных рубашек) и 30 перемен одежд. Филистимляне никак не могли найти ответ и, не желая проигрывать, начали угрожать жене Самсона. Та, испугавшись, выведала у мужа правильный ответ и раскрыла его гостям. На проигравшего спор Самсона снова снизошёл Дух Господень, он отправился в филистимский город Аскалон и убил там 30 человек, чтобы забрать их одежды и отдать их отгадавшим загадку. Расплатившись по условиям спора, обиженный Самсон покинул свадьбу и вернулся в дом своего отца.
Обострение конфликта описано в главе 15, когда спустя несколько дней Самсон пришёл повидаться с женой и узнал, что, после того как он покинул свадьбу, его невесту отдали другому. «Теперь я буду прав пред филистимлянами, если сделаю им зло», – сказал Самсон (Суд 15:3). Он придумал изощрённый план мести: поймал 300 лисиц, связал им хвосты, а между хвостами привязал по факелу, после чего поджёг факелы и выпустил лисиц в филистимские поля и сады.
Удивительная параллель к этому эпизоду – описанная Овидием римская церемония, проводившаяся в праздник Цериалий (торжество в честь богини плодородия и земледелия Либеры). Церемония заключалась в том, что в Большой цирк выпускали лис с привязанными к хвостам горящими факелами. Происхождение и цель этого ритуала неизвестны; вероятно, он был призван защитить посевы римлян от болезней и вредителей.
Филистимляне, потерявшие свой урожай, обвинили в разгоревшейся ярости Самсона его бывшую жену и её отца и сожгли их дом. Самсон, однако, не успокоился: он перебил филистимлянам голени и бёдра, а после засел в ущелье скалы Этам в Иудее. Филистимляне расположились лагерем в Иудее, и местные жители, опасаясь нападения, отправили делегацию к Самсону, чтобы связать его и передать филистимлянам. Тот не стал давать отпор. Однако, как только Самсона подвели к стану врага, он разорвал верёвки и убил 1000 человек одной ослиной челюстью.
Похоже, что здесь, как и в эпизоде с мёдом в трупе льва, Самсон нарушил обет назорейства [прикасаясь к трупам животных – см. книга Чисел (Числ 6:6)], запрещающий назорею подходить к мёртвому телу. Однако, по всей видимости, в Числ 6:6 речь идёт исключительно о человеческом теле.
Второй филистимлянкой, с которой связался Самсон, была блудница из Газы. Местные жители окружили её дом в надежде подкараулить и убить Самсона, когда тот выйдет утром. План был сорван, когда Самсон встал в полночь, вырвал двери городских ворот и отнёс их на вершину горы в окрестностях Хеврона (Суд 16:1–3).
Последняя и, вероятно, самая известная история, произошедшая с Самсоном (Суд 16:4–31), связана с женщиной по имени Далида (ивр. דְּלִילָה, русская передача этого имени основана на Септуагинте, где оно передаётся как Δαλιδα). Библейский автор открыто не называет её филистимлянкой, однако за определённую плату она вступает с филистимлянами в сговор против Самсона – соглашается выведать, в чём секрет его великой силы. Трижды спрашивала Далида об этом Самсона, и трижды он давал неправильные ответы. Наконец он признался ей, что сила его связана с его назорейством и обетом не стричь волосы; если остричь их, пропадёт и сила. Усыпив Самсона, Далида остригла его и выдала филистимлянам. Те ослепили его и заточили в темницу.
Во время одного из религиозных праздников филистимлян Самсона привели в дом (по-видимому, храм бога Дагона), чтобы потешаться над пленным врагом. Самсон, у которого уже начали отрастать волосы – источник его силы, – попросил мальчика-поводыря подвести его к колоннам, поддерживающим крышу здания. Обуреваемый жаждой мести, он в последний раз взмолился Богу и сдвинул колонны с места, погубив под обвалившейся крышей всех филистимлян, он погиб сам.
Согласно книге Судей (Суд 16:31), Самсон был похоронен между Цорою и Естаолом, в родовой гробнице.
Поскольку «судьи» книги Судей – это военные вожди-правители, про каждого из них обычно сообщается, сколько длилось его правление. Про Самсона говорится, что он был судьёй Израиля 20 лет (Суд 15:20, 16:31). Видимо, эти хронологические примечания – попытка вписать нестандартный для «судьи» образ Самсона в стандартную схему.
Самсон – единственный «судья», попавший в плен и погибший в неволе.
Рассказы о Самсоне, несмотря на то что их нынешняя форма датируется довольно поздним периодом, отражают предания о жизни в Шефеле на границе Филистии и территорий колен Иуды и Дана в 12–11 вв. до н. э. Возможно, эти предания относятся к эпохе до переселения племени Дана на север (Суд 18), хотя неочевидно, что это переселение затронуло всё племя Дана.
Поскольку про Самсона говорится, что он только «начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд 13:5), можно предположить, что в преданиях о Самсоне отражено самое начало израильско-филистимского противостояния.
Широко распространены теории о возможной мифологической природе повествований о Самсоне. Они вдохновлены, в частности, некоторыми деталями рассказа. Кроме того, что имя героя очевидно связано со словом «Солнце», его дом находился в Цоре, которая была расположена на горном хребте к северу от Вади Сорек, прямо напротив Бет-Шемеша, города, название которого означает «Храм Солнца»; имя Далиды (ивр. דְּלִילָה), женщины, предавшей Самсона, созвучно еврейскому слову לַיְלָה – ‘ночь’; ослепление Самсона сравнивают с солнечным затмением. Образ самого Самсона нередко связывают с архетипическим образом богатыря, сравнивая его с Гераклом и Гильгамешем. Иногда историю Самсона считают популярной народной сказкой о легендарном силаче. Действительно, Самсон – персонаж, наделённый сверхъестественной силой и предающийся обычным земным страстям, но при этом совершенно не обременённый хотя бы долей благочестия. В историях о Самсоне никак не фигурируют идеи Завета, традиции Исхода и т. п.; единственная религиозная нота в них (не имеющая при этом ничего общего с благочестием) – упоминание Духа Божиего, сходящего на Самсона всякий раз, когда тот собирается совершить очередной «подвиг». Кажется, что Самсон, несмотря на свой статус судьи, не обременён также заботой об Израиле – все его «подвиги» против филистимлян мотивированы личной местью.
В других библейских книгах
Вне книги Судей Самсон упоминается всего один раз – в послании к Евреям апостола Павла (Евр 11:32) – как один из многих ветхозаветных персонажей, показавших пример подлинной непоколебимой веры.
В более поздней христианской традиции Самсон часто воспринимается как прообраз Христа. Интерпретаторы видят сходство в чудесном рождении, которому предшествует благовестие от ангела, претерпеваемых страданиях и мученической смерти, из которой и Самсон, и Христос вышли победителями.