Саул (царь Израиля)
Сау́л (ивр. שָׁאוּל, греч. Σαούλ), первый царь Израиля. История Саула излагается в 1-й книге Царств (1 Цар 9–31). Правление Саула обычно относят к концу 11 в. до н. э., однако библейский текст не позволяет точно его датировать. Одна из наиболее распространённых датировок – 1025–1005 гг. до н. э. Столицей царства Саула считается его родной г. Гива (также Гива Саулова, или Гива Вениаминова).
Имя
Форма имени соответствует пассивному причастию от корня שׁאל – «спрашивать, просить» и может быть буквально прочитана как «испрошенный [у Бога]» либо «одолженный [Богу]». Значение имени в библейском тексте не объясняется; однако толкование, которое библейский автор предлагает для имени пророка Самуила, гораздо лучше соответствует именно имени Саул: «и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его (1 Цар 1:20)». Более того, мать Самуила – Анна, говоря о своём сыне, произносит фразу «и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить [буквально: «он будет одолжен», שָׁאוּל (форма пассивного причастия от корня שׁאל, полностью соответствующая имени Саула)] Господу» (1 Цар 1:28). Возможно, героем истории из 1 Цар 1 (предании о рождении Самуила) изначально был Саул, но позднее, по ошибке или намеренно, он был заменён на Самуил.
Библейское повествование
Саул был сыном Киса из колена Вениаминова. Он описывается как «молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» (1 Цар 9:2). Саул стал первым царём Израиля, приняв бразды правления от пророка Самуила, последнего из судей Израилевых (правителей Израиля в домонархическую эпоху), который и помазал Саула на царство.
Согласно библейскому повествованию, когда Самуил состарился, он поставил 2 своих сыновей «судьями» над Израилем. Однако они «уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8:3). Это вызывало недовольство народа, и старейшины потребовали у Самуила поставить над ними царя. Самуил неодобрительно отнёсся к этой идее: Бог – истинный царь и спаситель Израильского народа. Тем не менее, следуя повелению Бога («послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» – 1 Цар 8:7), Самуил согласился с требованием, предупредив, однако, как сильно может усложнить жизнь простому народу самоуправство и деспотизм монарха; но израильтян не убедили его слова.
Бог указал Самуилу на своего будущего помазанника – Саула. В 1-й книге Царств (1 Цар 9–10) друг за другом рассказываются две различные истории о призвании Саула на царство. Согласно первой, он искал пропавших ослиц своего отца, и, отчаявшись, решил обратиться за помощью к провидцу Самуилу. Бог предупредил Самуила, что к нему придёт человек из земли Вениаминовой – этот человек и есть будущий правитель Израиля. Самуил тайно помазал Саула на царство. Это первый случай совершения обряда помазания на царство, упомянутый в Библии. Согласно второму рассказу, Саул был выбран по жребию (подобная процедура описывается в книге Иисуса Навина (Нав 7:16–18); видимо, это был обычный способ узнать Божию волю). Самуил созвал весь народ в Массифу для выбора царя. Жребий сначала указал на колено Вениаминово, затем на племя Матриево (к которому относился Саул), и потом – на Саула. Сосуществование этих 2 историй, вероятно, указывает на то, что в основе рассказа о воцарении Саула лежало несколько расходящихся преданий.
После блестящей победы Саула над аммонитянами, напавшими на г. Иавис Галаадский (1 Цар 11:1–11), израильтяне окончательно убедились в правильном выборе нового правителя. Они возвратились в Галгал и поставили Саула царём.
Таким образом, Саул как бы проходит несколько этапов избрания: божественное указание, призвание пророком и признание народом.
В повествовании о призвании Саула на царство отчётливо видны мотивы, связывающие его образ с библейскими образами судьи и пророка. В 1-й книге Царств (1 Цар 10:9–12) описывается, как после помазания Самуилом на царство на Саула сошёл Дух Божий, и он пророчествовал среди пророков, встретившихся ему на пути (похожий эпизод описан и в 1 Цар 19:20–24). Согласно 1 Цар 11:6–7, когда Саул узнал об угрозе со стороны аммонитского царя, на него также сошёл Дух Божий: «и сильно воспламенился гнев его; и взял он пару волов, и рассёк их на части (1 Цар 11:6–7) (ср. со вспышками гнева и неимоверной физической силы у судьи Самсона после схождения на него Духа Божьего; например, в книге Судей Израилевых – Суд 14:5–6).
В 1-й книге Царств (1 Цар 12) Самуил произнёс прощальную речь к израильтянам, в которой увещевал их «бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его» (1 Цар 12:14); просьба народа о царе здесь снова предстаёт как греховная: «и сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили ещё грех, когда просили себе царя» (1 Цар 12:19).
Некоторые исследователи выделяют в 1 Цар 8–12 две переплетающиеся литературные нити, два источника, выражающих разное отношение к монархии. Первый источник – «промонархический» – предлагает положительную оценку Саула и его деятельности, показывает, насколько необходим Израилю сильный правитель в этот период (эпизоды с избранием Саула в 1-й книге Царств – 9:1–10:16, его победой над аммонитянами в – 11:1–15). Ко второму источнику – «антимонархическому» – относят предостережения Самуила (8:1–22, 10:17–27, 12:1–25).
Саул женился на Ахиноами, дочери Ахимааца (1 Цар 14:50), которая родила ему 2 дочерей (Мерову и Мелхолу) и нескольких сыновей. В 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 8:33) перечисляются четыре сына Саула: Иоанафана, Мелхисуя, Авинадава и Ешбаала (последний, из-за вариаций в еврейской форме имени, во 2 Цар 2:8 в синодальном переводе назван Иевосфеем). В 1 Цар 14:49 в списке сыновей Саула упоминается некий Иессуи, но не упоминаются Авинадав и Ешбаал. По одной из версий, Иессуи – вариант имени Ешбаал, по другой – 5-й сын. У Саула также было 2 сыновей от наложницы Рицпы: Армон и Мемфивосфей (2 Цар 21:8).
Саул предстаёт в первую очередь превосходным военачальником: практически вся его деятельность, описанная в 1-й книге Царств, связана с военными столкновениями с соседними народами, главным образом с филистимлянами. Это ещё одна черта, которая роднит Саула с библейскими судьями более, чем с царями: он занят в первую очередь военными походами, а не внутренними делами Израиля. Он не предпринимает никаких попыток централизовать власть, наладить государственное управление; он не строит города или дворцы. Политическое образование, возглавляемое Саулом, вообще сложно назвать государством, – скорее, оно остаётся союзом племён.
В общей канве повествования о вооружённых конфликтах выделяются две важные истории о конфликтах Саула и Самуила. Эти конфликты связаны с непослушанием Саула воле Господа, который в конце концов отверг его и передал через пророка Самуила, что Саул больше не царь.
С этого момента в повествовании появляется Давид. По указанию Бога Самуил тайно помазал его на царство, и «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после … а от Саула отступил Дух Господень» (1 Цар 16:13). В 1-й книге Царств излагаются две разные истории о знакомстве Давида и Саула, восходящие, вероятно, к разным традициям. Согласно первой, он был музыкантом, который своей игрой успокаивал Саула (1 Цар 16:14), согласно второй – Давид был простым пастухом, навещавшим своих братьев в военном лагере во время очередного военного конфликта с филистимлянами, и победившим там филистимского силача Голиафа (1 Цар 17:4–17:51). Последнее сделало Давида популярным, и Саул стал видеть в нём соперника и претендента на престол. Несколько раз Саул пытался убить Давида, который в свою очередь имел возможность убить Саула, но не стал этого делать. Как и в других случаях повторяющихся историй, есть основания предполагать здесь соединение 2 параллельных традиций о том, как миролюбивый Давид щадит преследовавшего его Саула.
Тем временем давление со стороны филистимлян продолжало расти. Саул был в тяжёлом положении: Бог не отвечал на его призывы, Самуил к тому времени уже умер, и некому было дать царю совет и благословить войска перед битвой. Отчаявшийся Саул обратился к волшебнице с просьбой вызвать дух Самуила. Тот довольно жёстко ответил царю, что Господь уже давно отступил от него, царство будет передано Давиду, а Саул и его сыновья не переживут битву с филистимлянами (1 Цар 28:4–19).
Слова пророка сбылись: израильтяне потерпели поражение в битве; 3 сына царя – Иоанафан, Мелхисуа и Авинадав – были убиты; сам Саул, израненный стрелами и преследуемый филистимлянами, просил оруженосца убить его, и после отказа пал на свой собственный меч. Филистимляне, нашедшие тело Саула, отсекли ему голову, положили его оружие в капище Астарты, а тело повесили на стене Бет-Шеана. Жители Иависа Галаадского, узнав об этом, забрали тело Саула и тела его сыновей, сожгли их, а кости погребли под дубом в Иависе (1 Цар 31:1–13). Эта же история о смерти Саула излагается в 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 10:1–12). Однако во 2-й книге Царств (2 Цар 1:1–10) человек из стана Саула, амаликитянин, рассказывал Давиду, что нашёл Саула, павшего на своё копьё, ещё живым; по просьбе Саула, амаликитянин убил его, «ибо знал, что он не будет жив после своего падения» (2 Цар 1:10). Позднее царь Давид перенёс кости Саула и Ионафана в землю Вениаминову, в Цела, в гробницу Киса, отца Саула (2 Цар 21:12–14).
Судя по тому, что тело Саула было повешено на стене в г. Беф-Сане (Бет-Шеане), а горы Гелвуй (Гилбоа), где произошло роковое сражение, находятся на подступах к этому городу со стороны израильского (самарийского) нагорья, именно этот город был целью последнего похода Саула. Однако раскопки Бет-Шеана показали, что в нём не было филистимлян – в ту эпоху, с которой мы можем соотнести жизнь Саула, Бет-Шеан был одним из последних очагов доизраильской «ханаанейской» городской культуры, по-видимому, независимым городом. Возможно, филистимляне были союзниками жителей Бет-Шеана. Возможно, однако, что они появились в рассказе о смерти Саула уже при литературной обработке этого повествования , т. к. филистимляне в Библии выступают как архивраги Израиля на заре его существования, и для повествователя было естественно связать именно с ними смерть Саула.
В 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 10:13) говорится, что Саул умер «за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом». Тем не менее смерть Саула, несмотря на негативное отношение к самоубийству как в христианстве, так и в иудаизме, в определённой степени воспринимается как героическая: он скорее умрёт, чем попадёт в руки врага (ср. со ставшей символом израильского национального героизма историей о массовом самоубийстве в Масаде еврейских повстанцев, не желавших сдаваться римлянам).
Несмотря на многие недостатки Саула, оценка его царствования не может быть однозначно отрицательной. Он проявил себя как истинный защитник израильтян, постоянно отражая нападения соседей, а также как ревностный служитель Господа: именно Саул поставил первый жертвенник Яхве (1 Цар 14:31–35), и изгнал из земли Израиля волшебников и гадателей (1 Цар 28:3; хотя позднее, что отражено в 1 Цар 28:7–25, сам обращается к волшебнице).
Историчность
Повествование о Сауле (1 Цар) считается частью т. н. второзаконнической (девторономической) истории, которая включает в себя библейские книги с Второзакония по 4-ю книгу Царств. Т. о., появление 1-й книги Царств, как правило, датируется предполагаемым временем работы девтерономиста – 7–6 вв. до н. э. Большинство современных исследователей согласны в том, что общие рамки повествования о царстве Саула в той или иной степени отражают историческую реальность того времени. Однако вопрос о том, насколько точно девтерономист описал события трёхвековой давности, остаётся предметом дискуссий.
Библейский текст не даёт ясного представления о границах территории, которой правил Саул. Известно, что Саул происходил из колена Вениаминова, и центр его владений находился в земле его племени и к северу от неё. Сторонники буквального прочтения библейского текста настаивают на том, что власть Саула распространялась на территории всех 12 колен. Более критически настроенные учёные предпринимают попытки очертить границы царства Саула на основании данных археологии и упомянутых в библейском тексте топонимов. По одним оценкам, территория Саула включала в себя области колен Вениамина и Ефрема, а также область реки Иавок (Миллер и Хейз); другие исследователи добавляют Галаад и северную Самарию вплоть до границы Изреельской долины (Кнауф).
Согласно археологическим данным, регион от Иерусалима до Изреельской долины в позднем железном веке 1000 г. до н. э. был уже плотно заселён; однако большинство поселений лишены укреплений и общественных зданий. Согласно И. Финкельштейну, одному из самых видных израильских археологов, единственная территория, где наблюдается большое количество укреплённых поселений (укрепления казематного типа, например, Хирбет эд–Даввара, Телль эн-Насбе) – это плато Гаваон-Вефиль к северу от Иерусалима.
Плотность застройки к северу от Иерусалима контрастирует с ситуацией на юге, который, по всей видимости, был мало заселён. И. Финкельштейн, разделяющий взгляд Е. А. Кнауфа на границы территории Саула, предполагает, что плато Гаваон-Вефиль было центром северного территориального образования, управляемого Саулидами. По его мнению, это было первое и единственное государственное образование на территории Израиля в позднем железном веке I – раннем железном веке IIA (царство в Иудее, согласно Финкельштейну, появилось только в 8 в. до н. э.). Само библейское повествование о Сауле Финкельштейн считает поздним идеологическим конструктом, лишь отчасти основанным на преданиях жителей северного царства.
В Новом Завете царь Саул упоминается один раз, в речи апостола Павла в синагоге в Антиохии Писидийской в Деяниях апостолов (Деян 13:16–41). В обзоре священной ветхозаветной истории, который апостол делает в начале речи, он указывает на царя Давида как её ключевую фигуру, с ним связаны идеи мессианского царства и обетования. Саул здесь – фигура в истории обетований Бога Израилю, которые находят своё исполнение в Иисусе Христе.