Россия. Литературоведение
Литературоведение в России. У истоков литературоведения в России – поэтики и риторики 17 – начала 18 вв. (митрополита Макария, Феофана Прокоповича и др.), стиховедческие трактаты В. К. Тредиаковского, филологические труды М. В. Ломоносова, пособия 1770–1790-х гг. по теории поэзии (А. Д. Байбакова, 1774) и прозы (И. С. Рижского, В. С. Подшивалова, оба 1796). Первые историко-литературные опыты носили комментаторский характер: таковы примечания А. Д. Кантемира к выполненным им переводам сборника анакреонтики (1736, изд. 1867) и посланий Горация (1744); примечания А. П. Сумарокова к «Эпистоле о стихотворстве» (1747), в которых прокомментированы все встречавшиеся в тексте имена писателей, и др. Первым крупным историко-литературным трудом стал «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (1772).
В первые десятилетия 19 в. начинается отход теоретико-литературной мысли от старой, риторической традиции [её приверженцами оставались А. С. Никольский («Основания российской словесности», части 1–2, 1807), И. С. Рижский («Наука стихотворства», 1811), Н. Ф. Остолопов («Словарь древней и новой поэзии», части 1–3, 1821), а также И. М. Борн, А. Ф. Мерзляков, Н. Ф. Кошанский] и переориентация её на новые идеи, связанные со становлением эстетики: сочинения Н. И. Язвицкого, П. Е. Георгиевского, А. И. Галича («Опыт науки изящного», 1825). Крупный стиховедческий трактат этого времени – «Опыт о русском стихосложении» А. Х. Востокова (1812).
Импульс историко-литературным исследованиям дан опубликованием в 1800 г. «Слова о полку Игореве». В 1801–1802 гг. вышла в свет первая (и единственная) часть «Пантеона российских авторов» – собрания гравированных портретов с текстами, сочинёнными Н. М. Карамзиным. Начинается активное собирание и изучение произведений древнерусской литературы. Одним из первых общих курсов по истории русской литературы стало «Краткое руководство к российской словесности» И. М. Борна (1808). Появились «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (части 1–2, 1818) и «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России» (полностью издан в 1845) митрополита Евгения (Болховитинова), «Опыт краткой истории русской литературы» Н. И. Греча (1822), «История древней русской словесности» М. А. Максимовича (1839), «Опыт истории русской литературы» А. В. Никитенко (1845), «История русской словесности, преимущественно древней» С. П. Шевырёва (1846).
В 1820–1840-х гг. отдельные теоретические и историко-литературные проблемы (основные принципы новых литературных направлений – романтизма, натуральной школы, реализма) разрабатывались главным образом в журнальной критике (статьи П. А. Вяземского, А. А. Бестужева, В. К. Кюхельбекера, Н. А. Полевого, В. Г. Белинского) и лишь изредка – в форме научного трактата («О романтической поэзии» О. М. Сомова, 1823; «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической» Н. И. Надеждина, 1830).
Во 2-й половине 19 в. в русском литературоведении складываются три крупных направления: мифологическая школа (Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский и А. Н. Афанасьев, создавший главный труд школы – «Поэтические воззрения славян на природу», тома 1–3, 1865–1869, а также А. А. Потебня, развивший теорию Буслаева в своих исследованиях мышления, языка и народной мифологии как взаимосвязанных компонентов и способствовавший формированию психологического направления в литературоведении), сравнительно-историческое литературоведение (Александр Н. Веселовский, разработавший общую теорию развития поэзии и заложивший основы исторической поэтики), культурно-историческая школа (А. Н. Пыпин, создатель фундаментальной «Истории русской литературы», тома 1–4, 1898–1899; Н. С. Тихонравов, Н. И. Стороженко, С. А. Венгеров и др.).
Значительную роль в развитии литературной теории и разработке историко-литературных проблем в этот период продолжает играть литературная критика (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.).
На рубеже 19–20 вв. в трудах А. А. Шахматова и В. Н. Перетца складывается научная текстология. Развивается психологическая школа (Д. Н. Овсянико-Куликовский), а также вненаправленческое литературоведение (историко-литературные работы В. С. Соловьёва, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, К. Н. Леонтьева, И. Ф. Анненского). В начале 20 в. формируются новые направления в русском литературоведении. Огромное влияние на отечественную и зарубежную филологию 20 в. оказала формальная школа (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон), в теориях которой нашли отражение отдельные положения А. А. Потебни и Александра Н. Веселовского, а также стиховедческие взгляды А. Белого. В 1920-х гг. развивается психоаналитическое литературоведение (И. Д. Ермаков); социологический метод в литературоведении представлен работами П. Н. Сакулина, В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева.
В 1920–1950-х гг. созданы значительные труды по теории поэтического слова («Композиция лирических стихотворений» В. М. Жирмунского, 1921; «Проблема стихотворного языка» Ю. Н. Тынянова, 1924; «Теория литературы. Поэтика» Б. В. Томашевского, 1925, и др.), стилистике (работы В. В. Виноградова). Типологию романно-прозаического слова разрабатывали Б. А. Грифцов («Теория романа», 1927) и М. М. Бахтин («Проблемы творчества Достоевского», 1929, и др.); аналитический подход к изучению произведения как идейно-стилистической целостности предложил А. П. Скафтымов (работы о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, А. П. Чехове). Мифологические истоки литературного сюжета и жанра выявила О. М. Фрейденберг. Структура и генезис индоевропейской волшебной сказки исследованы в работах В. Я. Проппа. Применением в литературоведении «точных методов», основанных на количественном анализе, занимался Б. И. Ярхо. Интенсивно развивалось пушкиноведение (М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, Б. С. Мейлах, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский, П. Е. Щёголев и др.); фундаментальные работы по истории древнерусской литературы созданы В. П. Адриановой-Перетц, Н. К. Гудзием. Значительный вклад в исследование русской литературы 18 в. внёс Г. А. Гуковский; в изучение зарубежных и восточных литератур – Е. Э. Бертельс, Б. Я. Владимирцов, А. К. Дживелегов, В. Ф. Шишмарёв; вопросы стиховедения разрабатывал А. П. Квятковский.
В литературоведении 2-й половины 20 в. выделяются труды о русской литературе Средних веков и Петровской эпохи (Д. С. Лихачёв, А. А. Морозов, А. М. Панченко); истории европейских литератур (Л. Г. Андреев, Н. Я. Берковский, Ю. Б. Виппер, И. Н. Голенищев-Кутузов, А. В. Карельский, А. В. Михайлов, Д. Д. Обломиевский и др.), работы в области стиховедения (М. Л. Гаспаров, В. Е. Холшевников). В СССР структуралистский подход к литературе развивался с начала 1960-х гг. в рамках семиотики. Основателями отечественной структурно-семиотической школы (московско-тартуская семиотическая школа) были учёные из университета г. Тарту (Эстония) и из Москвы: Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др. Продуктивным направлением стало изучение поэтики – эпоса и фольклорно-мифологических циклов (Е. М. Мелетинский), античной, византийской и средневековой литератур (С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, М. И. Стеблин-Каменский, А. А. Тахо-Годи, В. Н. Ярхо), русской литературы 19 в. (С. Г. Бочаров, В. Э. Вацуро, Л. Я. Гинзбург, В. В. Кожинов, Ю. В. Манн, А. П. Чудаков) и советского периода (М. О. Чудакова). Большое влияние на отечественное и зарубежное литературоведение оказали концепции М. М. Бахтина, которые стали активно входить в научный обиход в последней трети 20 в.: теория романа, разработанная на большом историко-литературном материале; идеи о значимости карнавального смеха в литературе, о двух типах художественного мышления – диалогическом и монологическом, и др. В изучение литератур Востока большой вклад внесли В. М. Алексеев, И. Ю. Крачковский, Н. И. Конрад, И. С. Брагинский, П. А. Гринцер, Б. Л. Рифтин, Л. З. Эйдлин.