#Филологические науки
Филологические науки
Тег

Филологические науки

Филологические науки
Найденo 4 статьи
Плита с текстом договора на этрусском языке между семьями Велтина и Афуна. 3–2 в. до н. э.
Научные направленияНаучные направления
Этрускология
Этрусколо́гия, комплексная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю, язык и культуру этрусков. Интерес к этрускам появился ещё в эпоху Античности и сохранялся после падения Западной Римской империи. Новые попытки осмыслить доступные сведения, вписать их в общий контекст знаний о древности начались в эпоху Возрождения. В 1616–1619 гг. шотландский учёный Томас Демпстер написал обобщающий труд по этрусской истории и культуре («Семь книг о царской Этрурии»), который был издан только в 1723–1724 гг. Этрускологами 18 в. были преимущественно тосканские эрудиты и антиквары. Это было время сбора и публикации археологического материала, создания центров научной активности и формирования учёного сообщества. В 1-й половине 19 в. шло накопление археологического материала: раскапывались города, храмовые комплексы и некрополи, формировались коллекции великих герцогов Тосканских, римских пап, частных лиц. Во 2-й половине 19 в. велась активная дискуссия о происхождении этрусского языка и методологии его изучения, об этногенезе этрусков. В 20 в. археологи в большей степени занимались раскопками поселений. Европейские и отечественные учёные внесли большой вклад в изучение этрусков. Например, итальянский этрусколог Массимо Паллотино выдвинул и обосновал теорию, что этногенез этрусков состоялся на территории Апеннинского полуострова. Ведущую роль в организации изучения этрусков играет Национальный институт этрусских и италийских исследований.
Научные направления
Сравнительно-историческое литературоведение
Сравни́тельно-истори́ческое литературове́дение, раздел науки о литературе, изучающий сходства и различия, связи и взаимовлияния литератур стран и народов мира. Предметом компаративистики могут быть жанры, стили, направления, конкретные литературные произведения, особенности творческой манеры отдельных писателей. Своеобразный манифест сравнительно-исторического литературоведения – предисловие немецкого филолога Т. Бенфея к переводу «Панчатантры» (1859). Первой книгой компаративизма считается исследование английского учёного Г. М. Поснетта «Сравнительное литературоведение» (1886). В России сравнительный метод одним из первых применил О. Ф. Миллер (диссертация «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных», 1858). Крупнейший представитель сравнительно-исторического литературоведения в 19 в. – Александр Н. Веселовский. В 20 в. наиболее значительные труды принадлежат М. П. Алексееву, А. И. Белецкому, Н. К. Гудзию, В. М. Жирмунскому, Н. И. Конраду, В. Ф. Шишмарёву.
Литература
Научные направления
Россия. Литературоведение
Литературоведение в России. У истоков литературоведения в России – поэтики и риторики 17 – начала 18 вв. (митрополита Макария, Феофана Прокоповича и др.), стиховедческие трактаты В. К. Тредиаковского, филологические труды М. В. Ломоносова. Ко 2-й половине 19 в. в русском литературоведении складываются три крупных направления: мифологическая школа (Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский и А. Н. Афанасьев, а также А. А. Потебня), сравнительно-историческое литературоведение (Александр Н. Веселовский), культурно-историческая школа (А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов, Н. И. Стороженко, С. А. Венгеров и др.). Развивается психологическая школа (Д. Н. Овсянико-Куликовский). Огромное влияние на отечественную и зарубежную филологию 20 в. оказала формальная школа (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон). В 1920-х гг. развивается психоаналитическое литературоведение (И. Д. Ермаков); социологический метод в литературоведении представлен работами П. Н. Сакулина, В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева. Типологию романно-прозаического слова разрабатывали Б. А. Грифцов и М. М. Бахтин; аналитический подход к изучению произведения как идейно-стилистической целостности предложил А. П. Скафтымов. Мифологические истоки литературного сюжета и жанра выявила О. М. Фрейденберг. Структура и генезис индоевропейской волшебной сказки исследованы в работах В. Я. Проппа. Применением в литературоведении «точных методов», основанных на количественном анализе, занимался Б. И. Ярхо. В СССР структуралистский подход к литературе развивался с начала 1960-х гг. в рамках семиотики. Основателями отечественной структурно-семиотической школы (московско-тартуская семиотическая школа) были учёные из университета г. Тарту (Эстония) и из Москвы: Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др. Большое влияние на отечественное и зарубежное литературоведение оказали концепции М. М. Бахтина, которые стали активно входить в научный обиход в последней трети 20 в.
Литература
Научные направления
Литературоведение
Литературове́дение, наука о художественной литературе. Включает ряд дисциплин, основные из которых – теория литературы и история литературы. Промежуточное место между теорией и историей литературы занимает историческая поэтика, изучающая литературные формы в развитии (например, прослеживая эволюцию романа как жанра). Иногда к литературоведению причисляют литературную критику, но существует выраженная тенденция к их размежеванию. Сложная структура литературного произведения, которое, с одной стороны, является самоценным словесно-языковым феноменом, а с другой стороны, соотносится с различными культурными областями (философией, религией, искусством, общественной жизнью и т. п.), обусловливает многосоставность литературоведения как науки, наличие в нём широких междисциплинарных связей (особенно тесны связи литературоведения с языкознанием, с которым оно составляет единую гуманитарную дисциплину – филологию). Взаимодействие литературоведения с другими гуманитарными науками привело к возникновению в нём различных направлений и методов: социологический метод, духовно-историческая школа, ритуально-мифологическая критика, психоаналитическая критика и др. Литературным произведением как собственно словесным феноменом занимается, в частности, стилистика, изучающая язык художественной литературы. Специфику поэтической речи изучает стиховедение. Материальная сторона литературного произведения как рукописи или совокупности рукописей, является предметом изучения текстологии и палеографии.
Литература