Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич
Овся́нико-Кулико́вский Дми́трий Никола́евич (Дмитро Миколайович Овсянико-Куликовський) [23.1(4.2).1853, местечко Каховка Днепровского уезда Таврической губернии, позднее город Херсонской области, Украина, ныне в составе РФ – 9.10.1920, Одесса], российский литературовед, языковед, историк культуры, психолог, почётный академик Петербургской Академии наук (1907). Представитель харьковской лингвистической школы. Дворянин.
Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1871–1873), окончил Новороссийский университет (1876) в Одессе (ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова). Стажировался в области филологии в Праге и Париже. С 1883 г. преподавал в Новороссийском университете, в 1887–1888 гг. – в Казанском университете (ныне Казанский федеральный университет). В 1888–1905 гг. профессор Харьковского университета (ныне Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), где сблизился с А. А. Потебнёй. С 1905 г. профессор Санкт-Петербургского университета и Высших женских курсов.
Начал печататься в 1877 г. Одним из первых в России исследовал санскрит, изучал ведийскую мифологию и философию. С 1890-х гг. в работах по лингвистике и теории литературы выступал как последователь психологической школы А. А. Потебни. Наиболее полно психологическая точка зрения Овсянико-Куликовского в вопросах теории грамматики отражена в его работе «Синтаксис русского языка» (1902). В пособии «Грамматика русского языка» (1907) определил синтаксис как центральный компонент грамматики, строя анализ текста от предложения к звукам. Разработал понятие синтаксической формы, основным способом проявления которой считал грамматическое предицирование («сказуемость»).
В литературоведческих исследованиях сосредоточился на проблемах психологии творчества; исходил из идеи аналогичности психологических процессов, лежащих в основе языка и художественного мышления: «Этюды о творчестве Тургенева» (1896), «Л. Н. Толстой как художник» (1899), «Вопросы психологии творчества» (1902) и др.
Полагая, что искусство познаёт человека подобно тому, как наука – окружающий мир, вслед за Э. Золя ввёл понятия «наблюдательного» и «экспериментального» методов в искусстве.
Трактовка художественной литературы как документа общественной психологии присуща и наиболее известному сочинению Овсянико-Куликовского – «История русской интеллигенции. Итоги русской художественной литературы XIX в.» (1906–1907). В 1908–1911 гг. под его редакцией вышла «История русской литературы XIX в.», где литература представлена как одна из форм общественной мысли.
В ряде трудов Овсянико-Куликовский стремился выявить механизмы формирования психологического своеобразия этносов. Элементы интеллекта и воли (но не чувства и эмоции) считал основными факторами формирования национальной психики, язык – стержнем народной психики, особой формой сбережения психической энергии народа. Предложил собственную типологию наций (2 основных типа – активные и пассивные нации). Посвятил этим проблемам в том числе свой последний труд – «Психология национальности» (1922).