Якобсон Роман Осипович
Я́кобсо́н Рома́н О́сипович (Roman Jakobson) [28.9(10.10).1896, по другим сведениям, 29.9(11.10).1896 или 11(23).10.1896, Москва – 18.7.1982, Кембридж, США, по другим сведениям, Бостон], языковед и литературовед.
Окончил Лазаревский институт восточных языков (1914) и отделение славянской филологии историко-филологического факультета МГУ (1918). В 1919 г. служил в литературно-издательской секции отдела изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса. В 1920 г. в составе миссии Красного Креста выехал в Прагу; в 1921–1927 гг. работал здесь в советском полпредстве. В 1933 г. переехал в Брно, где до 1939 г. преподавал в Университете имени Масарика. В 1939–1941 гг. в Дании, Норвегии, Швеции (читал лекции в Копенгагенском университете, работал в Институте сравнительной культурологии в Осло, в Уппсальском университете). С 1941 г. в США. В 1942–1946 гг. профессор Вольной школы высших исследований (École Libre des Hautes Études) в Нью-Йорке, где среди его слушателей был К. Леви-Строс. Профессор Колумбийского (1943–1949), Гарвардского (1949–1967) университетов, Массачусетского технологического института (1957–1967), в котором вёл семинары совместно с Н. Бором с целью выявления связей языкознания с другими науками. Читал лекции во многих университетах мира. Начиная с 1956 г. неоднократно приезжал в СССР, 29 сентября 1979 г. прочёл лекцию в МГУ.
Якобсон был в числе создателей Московского лингвистического кружка, Пражской лингвистической школы, Нью-Йоркского лингвистического кружка (1943) и его журнала Word; один из основоположников структурализма. Внёс вклад в исследование многих областей языкознания и многих языков. В Чехословакии разрабатывал совместно с Н. С. Трубецким фонологическую теорию, основанную на роли фонем в смыслоразличении, свои фонологические идеи применял к другим явлениям языка («К общему учению о падеже», 1936), на основе идей Трубецкого изучал языковые союзы. Дальнейшим развитием фонологической концепции Якобсона стала теория дифференциальных признаков, разработанная им вместе с Г. Фантом и М. Халле, где предлагалось описывать фонологическую систему любого языка на основе небольшого количества звуковых противопоставлений – дифференциальных признаков, а фонемы рассматривались как наборы этих признаков. В области общей теории языка Якобсон разработал классификацию функций языка, подверг критическому анализу идеи Ф. де Соссюра, в частности об отсутствии естественной связи между звучанием и значением языкового знака. Подчёркивал необходимость учёта двух сторон языковой коммуникации – говорящего (кодирующего), преобразующего смысл в текст, и слушающего (декодирующего), преобразующего текст в смысл. Рассматривал параллели между языкознанием и точными науками, в том числе с теорией связи и кибернетикой, использовал в лингвистике идеи теории информации. Изучал детскую речь, афазии, языковые универсалии и др. Якобсон занимался русским и другими славянскими языками, в 1940–1950-е гг. во многом заложив основы славяноведения и русистики в США. Велика роль Якобсона в развитии контактов между языковедами разных стран и континентов, в том числе с 1950-х гг. он знакомил советских лингвистов с западной наукой о языке и пропагандировал в США и Западной Европе работы ряда отечественных учёных.
Исследовал проблемы поэтики художественной литературы и фольклора, преимущественно на отечественном материале; отстаивал необходимость изучения поэтики в её связях с языкознанием. Первая крупная работа – книга «Новейшая русская поэзия. Набросок первый» (создана в 1919, опубликована в 1921), посвящённая творчеству В. Хлебникова; тезис «поэзия есть язык в его эстетической функции» стал манифестом русской формальной школы. Совместно с П. Г. Богатырёвым в работе «Фольклор как особая форма творчества» (1929) Якобсон обосновал концепцию народного творчества как коллективного, в котором важную роль играет цензура всего сообщества, в противоположность бытовавшему в науке того времени выдвижению на первый план индивидуального начала в фольклоре. В 1930–1950-е гг. много занимался вопросами стихосложения, установив связь славянского стиха с индоевропейским, придав новый импульс исследованиям по сравнительной метрике. Автор фундаментальных трудов: исследования «Основа сравнительного славянского литературоведения» (1953), работ о «Слове о полку Игореве» (в том числе опроверг гипотезу А. Мазона о поддельности текста этого памятника), «Задонщине», творчестве А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, а также о Данте, У. Блейке, Ш. Бодлере, Б. Брехте и др. Обращался к раннеславянскому эпосу, славянской мифологии, отдельным видам искусства (в том числе к семиотике кино).
Член Польской АН (1959), Нидерландской королевской академии наук (1960), член-корреспондент Британской академии (1974). Член Норвежской академии наук и литературы (1939), Датской королевской академии наук и литературы (1949), Американской академии искусств и наук (1950), Сербской академии наук и искусств (1955), Королевской ирландской академии (1961). Член Международной фонетической ассоциации (1951). Президент Американского лингвистического общества (1956); вице-президент Международного комитета славистов (1958), Международной ассоциации семиотических исследований (1974). Основатель (1959) и главный редактор журнала International Journal of Slavic Linguistics and Poetics.
В 1962 г. номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Награждён орденом Томаша Гаррига Масарика 2-й степени (1991; посмертно).