Флоровский Георгий Васильевич
Флоро́вский Гео́ргий Васи́льевич [28.8(9.9).1893, Елисаветград, Российская империя, ныне Кропивницкий, Украина – 11.8.1979, Принстон, США], церковный деятель русского зарубежья 20 в., православный богослов и священник (с 1932); деятель экуменизма, один из организаторов Всемирного совета церквей (ВСЦ).
Сын протоиерея В. А. Флоровского, ректора Одесской духовной семинарии (1900–1903), брат А. В. Флоровского. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1916), с 1919 г. там же – приват-доцент. С 1920 г. в эмиграции. Преподавал в Софии и Праге. В 1923 г. при Русской академической группе в Праге защитил диссертацию «Историческая философия Герцена» на звание магистра философии. Один из основателей евразийства, от которого вскоре отошёл (статья «Евразийский соблазн», 1928). Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926–1939, 1947–1948), Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (с 1948, в 1951–1955 декан), Гарвардского (с 1956) и Принстонского (с 1964) университетов. В рамках экуменического движения принимал участие в деятельности православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия, в конференциях движения «Вера и церковное устройство», в работе подготовительного комитета ВСЦ и его первой учредительной ассамблее (Амстердам, 1948), долгое время был членом Центрального комитета ВСЦ; в 1954 г. также был избран одним из президентов Национального совета церквей США.
Богословский вклад Флоровского связан с провозглашённым им проектом «неопатристического синтеза» – нового, современного прочтения творений отцов и учителей древней неразделённой Церкви (под лозунгом «Вперёд – к Отцам!»). Церковное Предание для него есть «тождество опыта» и предполагает не археологический подход, но скорее свободу от прошлого. Вместе с тем, согласно Флоровскому, выработанные в ходе творческих поисков и споров богословский язык и догматические формулировки не могут быть произвольно трансформированы или отброшены без ущерба для истины Церкви: догматы – не просто вербальные конструкции, но прежде всего догматические события, факты церковной истории. Для Флоровского «христианский эллинизм» эпохи Вселенских соборов и греческой патристики (4–8 вв.) является непреходящей парадигмой православного богословствования. Новое осмысление древнего христианского наследия возможно лишь из глубины непрерванного церковного опыта. Этот подход реализован Флоровским в лекциях по патрологии («Восточные отцы IV века», 1931; «Византийские отцы V–VIII веков», 1933), в работах на догматические темы, рассмотренные в патрологическом аспекте, а также в фундаментальном и весьма влиятельном труде «Пути русского богословия» (1937).
Прослеживая историю религиозных исканий, интеллектуальных и духовных движений в России на протяжении последних столетий, Флоровский обнаружил нарастающую тенденцию к отходу от подлинного православного Предания, частично сохраняющегося лишь в аскетической и литургической практике Русской православной церкви. Начиная с 17 в. русская религиозная мысль оказывается в «западном пленении», попадая в сферу католических и протестантских влияний, что Флоровский обозначил заимствованным у О. Шпенглера термином «псевдоморфоза»: православный духовный опыт и жизнь Церкви принимают чуждые, взятые из иного контекста, а потому неадекватные языковые и организационные формы. Встреча с Западом была некритической и потому насильственной; религиозная мысль устремилась за вдохновением в пространство европейской философии и богословия, минуя собственные церковные источники. Исключение составляла линия, намеченная И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым, богословское творчество митрополита Филарета (Дроздова) и некоторых других мыслителей. Религиозно-философские искания конца 19 – начала 20 вв. Флоровский оценивал в целом отрицательно (в особенности софиологию).
Флоровский призывал к «воцерковлению» богословского разума и аскетическому собиранию духа, без чего, по его мнению, невозможен творческий христианский ответ на вызовы современного мира. Преодоление богословского «западничества» он видел не в конфессиональной замкнутости, а наоборот, в новой, свободной встрече с христианским Западом и его проблемами, на которые православие должно дать ответы из глубины своего опыта. Последнее, по его мнению, – экуменическое призвание православной церкви: свидетельство разделённому христианскому миру о едином древнем церковном Предании.
В православном богословии 20 в. Флоровский занимает исключительное место по своему влиянию и значимости. Он стал авторитетным выразителем восточно-христианской традиции как для православных богословов следующего поколения в разных странах, так и для представителей иных христианских церквей, вовлечённых в экуменическое движение. Будучи одним из зачинателей «неопатристики» и настаивая на необходимости для всех христианских традиций вернуться к наследию неразделённой Церкви 1-го тыс. (т. н. экуменизм во времени), Флоровский выступал одновременно как консерватор и как новатор, что в период исторических трансформаций и радикального изменения места религии в обществе привлекало к нему внимание с разных сторон.
Феноменальная эрудиция Флоровского, в частности его познания в области патристики, византинистики и русского православия, обусловила его авторитет как в православном сообществе, так и в академической науке; в Гарварде и Принстоне Флоровский выполнял роль наставника для многих будущих специалистов в области русистики. Среди его учеников – не только богословы [Я. Пеликан, Иоанн (Зизиулас)], но и светские учёные (Дж. Х. Биллингтон).
В то же время судьба «неопатристического проекта» Флоровского оказалась амбивалентной. С одной стороны, он инициировал (параллельно с В. Н. Лосским) целое направление в современном православном богословии, которое постепенно стало своего рода каноном. С другой стороны, он не создал богословской академической школы с чёткой методологией, что со временем привело к отходу многих его формальных последователей от его идеи творческого современного богословия «в духе древних отцов», так что в результате его теологический призыв породил либо просто патрологические штудии, либо начётническое отношение к наследию авторитетных древних христианских авторов.
В целом Флоровского можно назвать одним из главных деятелей творческой «консервативной революции» в православном богословии 20 в., которые пытались не только выявить специфику восточнохристианской традиции в ситуации «скандала христианского разделения», опознанного в экуменической перспективе, но и определить её место как в динамике экуменического взаимодействия, так и по отношению к инновационному направлению, представленному софиологией и русской религиозной философией в целом.
Доктор богословия honoris causa университета Святого Андрея в Эдинбурге (1937), почётный доктор наук Бостонского университета (1950).
Похоронен на кладбище святого Владимира в муниципалитете Гамильтон, округ Мерсер, штат Нью-Джерси.