Анархизм без прилагательных
Анархи́зм без прилага́тельных (исп. anarquismo sin adjetivos), доктрина самодостаточного анархизма без ярлыков, таких как коммунизм, коллективизм, мютюэлизм или индивидуализм, т. е. чистый анархизм. Может употребляться также по отношению к позиции, толерантной к существованию различных анархистских школ.
Корни аргумента о необходимости анархизма без ярлыков можно найти в развитии коммунистического анархизма после смерти М. А. Бакунина в 1876 г. Анархисты-коммунисты развили и обогатили анархо-коммунистические идеи Бакунина точно так же, как Бакунин развил и обогатил социальный анархизм П.-Ж. Прудона. Эти идеи вытеснили коллективистский анархизм, став основной анархистской тенденцией во всей Европе, за исключением Испании, где приоритетным являлся не вопрос о коммунизме, а вопрос о модификации стратегии и тактики, подразумеваемой коммунистическим анархизмом. В 1880-е гг. анархисты-коммунисты подчёркивали важность создания чисто анархистских ячеек и выступали против профсоюзного (и любого другого организованного) движения, хотя, например, П. А. Кропоткин видел важность боевых рабочих организаций.
Анархизм без прилагательных стал реакцией на доктринёрское строительство утопических моделей и конфликты между сторонниками различных всеобъемлющих планов возведения нового общества – в первую очередь на конфликт конца 19 в. между индивидуалистами, представленными свободным предпринимательством Б. Такера, и коммунистами в лице И. Моста (Carson. 2015).
Начиная с 1886 г. анархисты, сгруппировавшиеся вокруг барселонской ассоциации печатников La Academia, издававшей журнал Acracia, предприняли первую серьёзную попытку изгнать доктринальные споры из испанского анархистского движения. Признаки того, что их усилия не были напрасными, проявились в том, что на короткое время среди анархистов получил распространение термин «акрация» как замена слова «анархизм». Однако большинство анархо-коммунистов упорно сопротивлялись подобным попыткам компромисса и утверждали, что введение такого неточного термина, как «акрация», только вносит путаницу (Esenwein. 1989).
Создателем термина «анархизм без прилагательных» считается родившийся на Кубе испанский анархист Ф. Таррида дель Мармоль.
Таррида, входивший в группу «Беневенто», которая придерживалась убеждения, что новому обществу не следует навязывать какой-либо особый экономический режим, был назначен делегатом группы на собрание анархистов, проходившее в Париже в сентябре 1889 г. Для секции Segundo certamen socialista («Вторая социалистическая дискуссия») группа предложила тему, на которую Таррида 26 октября 1889 г. написал эссе «Революционная теория», где и был сделан вывод в пользу «анархизма без прилагательных».
Первенство в использовании термина установить сложно, так как Р. Мелла писал в севильской газете La Solidaridad («Солидарность») 27 сентября 1888 г. и 12 января 1889 г. что «анархизм… не допускает прилагательных», а анархистские издания Circular и El Productor как раз в то время, когда Таррида писал своё эссе, печатали манифест Э. Малатесты Appello, в котором он заявлял: «Нам, по меньшей мере, не подобает вступать в спор из-за одних лишь гипотез» (цит. по: Nettlau. 1996. P. 198–199).
Немецкий анархист и историк анархистского движения М. Неттлау отмечает, что эта идея была в ходу в Барселоне уже во второй половине 1888 г. «Тот же самый вопрос позже был поднят во [французском журнале] La Révolte от 6 и 13 сентября 1890 года товарищем из Барселоны (очевидно, речь о Тарриде) в очень важной статье, раскрывающей разницу между испанской и французской интерпретациями. Таррида, разговаривая со мной по-французски, употреблял выражения "анархизм sans phrase" и "анархизм в чистом виде". В 1908 году, когда его эссе переиздавалось, он предложил, следуя идее Феррера 1906 и 1907 годов, исключить слово "анархизм", поскольку оно имело неблагоприятный для публики оттенок, и использовать вместо него термин "либертарианский социализм". Позже он сообщил, что его выводы 1889 года были приняты подавляющим большинством испанских анархистов, "которые отвергают все сектантские предрассудки"» (Nettlau. 1996. Р. 198).
Таррида критиковал «промышленную деревню» П. А. Кропоткина, которая сводила концепцию анархизма к совокупности небольших сообществ, в то время как Э. Малатеста считал необходимым создание крупных организаций, которые обменивались бы друг с другом своей продукцией. В конечном счёте, полагал Таррида, любое ограничение противоречит самой сути анархизма и «каждый могучий ум прокладывает новые пути к обществу будущего и своей, так сказать, гипнотической силой всегда найдёт последователей для распространения своих идей» (Nettlau. 1996. Р. 199).
Дебаты о необходимости «чистого» анархизма оказали влияние на анархистское движение. Такие анархисты, как В. де Клер, Э. Малатеста, М. Неттлау и Э. Реклю, приняли точку зрения, воплощённую в выражении «анархизм без прилагательных». В течение следующих нескольких лет всё чаще стали появляться другие подобные определения. Х. Монтсени (Ф. Уралес) в статье в La Anarquía заявил, что анархизм не знает эксклюзивизма, «назвав себя "anàrquico a secas" (анархист простой и понятный)» (Nettlau. 1996. P. 199).
Современные анархисты полагают, что в настоящее время анархизм без прилагательных занимает доминирующее положение внутри анархистского движения (An Anarchist FAQ. 2020. P. 166).
Единственным течением, с которым непримиримы современные анархисты без прилагательных, является анархо-капитализм. Они ссылаются на то, что в эпоху возникновения этого термина было общепризнано, что после победы анархических идей экономика будет антикапиталистической. Это не обязательно должен быть коммунистический анархизм, допускал Малатеста, но важно то, что настоящие анархисты желают уничтожить политическую власть и частную собственность. Поскольку анархо-капиталисты не стремятся к упразднению капитализма вместе с государством, они не анархисты, и поэтому анархизм без прилагательных неприменим к «анархистским» капиталистам (Carson. 2015 ; An Anarchist FAQ. 2020).