Интернирование
Интерни́рование (нем. internieren, лат. internus – внутренний), осуществляемое в условиях международного вооружённого конфликта временное принудительное задержание, лишение свободы передвижения и последующее административное содержание под стражей посредством помещения в места изоляции (лагеря для интернированных/военнопленных, располагаемые вне района боевых действий) лиц из состава вооружённых сил или гражданских лиц, принадлежащих воюющему государству-противнику. Осуществляется по внесудебному решению административных/военных властей либо по решению компетентных судебных органов воюющего государства. Проводится до окончания такого конфликта или заключения специального соглашения, равно как и принудительное задержание, разоружение и содержание в местах изоляции властями нейтрального государства комбатантов любого из воюющих государств, оказавшихся на его территории.
В период внутригосударственных вооружённых конфликтов в отношении лиц, интернированных или задержанных (т. е. лишённых свободы) по причинам, связанным с таким конфликтом, действуют общие правила о гуманном обращении (п. 1 ст. 5 и п. 5 ст. 6 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949) (Русинова. 2014. С. 1049).
Лица, подвергаемые интернированию
Интернированию во время международного вооружённого конфликта могут быть подвергнуты 2 категории лиц:
1) гражданские лица, оказавшиеся во время войны на территории воюющего государства-противника или на оккупированной этим государством территории, – с целью обеспечения безопасности государства, а также оккупационных войск от враждебных действий потенциально опасных лиц;
2) лица из состава вооружённых сил стороны в конфликте [ст. 12 Женевской конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, ст. 13 Женевской конвенции (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море, ст. 4 Женевской конвенции (III) об обращении с военнопленными; в том числе раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море]:
а) оказавшиеся на территории государства-противника (например, в период временного прекращения военных действий), а также гражданские лица, официально уполномоченные сопровождать вооружённые силы, демобилизованные военнослужащие на оккупированной территории – с целью недопущения участия таких лиц в вооружённой борьбе против данного государства, в том числе в случае возвращения этих лиц в свою страну;
б) оказавшиеся на территории нейтрального государства [ст. 111 Третьей Женевской конвенции 1949, ст. 19 Дополнительного протокола (I) к Женевским конвенциям] – с целью обеспечения режима его нейтралитета, поскольку иное может рассматриваться другой стороной в конфликте как нарушение нейтралитета или причастность к вооружённому конфликту на стороне противника.
Интернирование лиц из состава вооружённых сил носит характер превентивной меры, поскольку они сохраняют долг верности стороне противника, а порядок их содержания подчинён правилам, установленным для военнопленных (статьи 21–108 Третьей Женевской конвенции 1949). Определение их статуса возложено на специальные военные комиссии или «компетентный судебный орган». Иные интернированные покровительствуемые лица должны размещаться отдельно от военнопленных, а также лиц, лишённых свободы по любым другим причинам.
Круг потенциально опасных гражданских лиц, подлежащих «карательному» интернированию, достаточно широк и определяется исходя из того, что они не могут претендовать на статус военнопленного, а именно: гражданские лица, которые принимали непосредственное участие в военных действиях, участвовали в актах саботажа, организации беспорядков, осуществляли подрывную деятельность либо совершали предумышленные убийства; наёмники; лица из состава вооружённых сил, занимавшиеся шпионажем (это категория т. н. непривилегированных или незаконных комбатантов) (Мельцер. 2017. С. 207–208). К ним также могут быть отнесены патриотически мотивированные правонарушители, оказывавшие помощь противнику, для которых создаются условия содержания более мягкие, чем для лиц, совершивших преступления.
Интернирование (наряду с принудительным поселением в определённом месте) касается покровительствуемых лиц, вынужденных покидать своё постоянное место жительства (Ожегов. 2007. С. 250) в силу потенциальной угрозы национальной безопасности с их стороны, и является одной из обеспечивающих безопасность государства мер, применяемых государством в период международного вооружённого конфликта, поскольку носит превентивный, а не карательный характер (Мельцер. 2017. С. 230), когда это:
а) «совершенно необходимо» – на своей территории [абзац 1 ст. 42 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны];
б) необходимо «по настоятельным соображениям безопасности» – на оккупированной территории (п. 1 ст. 78 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
В деле о расследовании событий, произошедших в лагере для военнопленных Челебичи (прокурор против З. Делалича, З. Муцича, Х. Делича и Э. Ланджо; Celebici IT-96-21, решение Судебной камеры Международного трибунала по бывшей Югославии от 16 ноября 1998), было указано, что интернирование возможно только в случае действительной необходимости, и сформулированы строгие критерии толкования терминов «безопасность» и «необходимость» (§ 576–578).
В некоторых случаях (например, во время войны) под интернированием понимается лишение свободы или переселение государством своих граждан, считающихся «неблагонадёжными», в силу потенциальной возможности оказания помощи или пособничества противнику. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. в северо-восточные области Казахской ССР, Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую области было отправлено почти 480 тыс. этнических немцев (Жаркой. 2022. С. 35).
Иностранные граждане, проживающие на территории государства – участника международного вооружённого конфликта, могут обращаться с просьбой о добровольном их интернировании (абзац 2 ст. 42 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Четвёртая Женевская конвенция 1949 г. в 62 статьях (статьи 79–141) детально регламентирует правила, касающиеся условий содержания интернированных и обращения с ними. Основные принципы этих правил приобрели характер обычного права (в частности, о праве на справедливое судебное разбирательство, о свиданиях с близкими родственниками и об освобождении интернированных) (Хенкертс. 2006. С. 100, 126, 128).
Начало интернирования гражданских лиц
Распоряжение (решение) об интернировании или принудительном поселении гражданских лиц может быть дано административными или военными властями только в том случае, если это «совершенно необходимо» для безопасности державы, во власти которой они находятся, или если они сами об этом просят, и должно соответствовать нормальной процедуре, определяемой оккупирующей державой (статьи 41, 42, 68, 78 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Судебная процедура, осуществляемая неполитическими военными судами, применяется в отношении гражданских лиц на оккупированной территории, которые подвергаются уголовному преследованию, а также гражданских интернированных лиц, совершивших преступление (статьи 31, 33, 66–75, 117, 118, 126 Четвёртой Женевской конвенции 1949). По решению суда лицо, совершившее правонарушение с единственным намерением навредить оккупирующей державе, подлежит интернированию или простому тюремному заключению.
Исключение составляют случаи посягательства на жизнь или физическую неприкосновенность личного состава оккупационных войск или администрации, что создаёт серьёзную коллективную опасность и наносит серьёзный ущерб имуществу оккупационных войск или администрации или используемым ими объектам (ст. 68 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Каждое интернированное лицо имеет право на пересмотр касающегося его решения в кратчайший срок надлежащим судом или соответствующим административным органом, назначенным для этой цели оккупирующей державой (ст. 43 Четвёртой Женевской конвенции 1949). Первоначальное решение об интернировании должно подвергаться периодическому, по крайней мере 2 раза в год, пересмотру (ст. 43 Четвёртой Женевской конвенции 1949). Кроме того, если решение об интернировании или принудительном поселении лишило кого-либо из гражданских лиц возможности поддерживать своё существование, то находящаяся в конфликте держава, принявшая это решение, должна обеспечить средства его существования, а также его иждивенцев (ст. 39 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Каждая из находящихся в конфликте сторон передаёт всю имеющуюся информацию об интернированных лицах Центральному справочному агентству по делам покровительствуемых лиц через Национальное справочное бюро (статьи 136–141 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Места интернирования
Места интернирования / принудительного поселения покровительствуемых лиц (статьи 83–88 Четвёртой Женевской конвенции 1949) располагаются в специально отведённой для этих целей местности, которую запрещается покидать. Такие места изоляции не должны располагаться в районах, особо подвергающихся военной опасности. Они представляют собой территориальные объекты, создаваемые вне района боевых действий, получающие охрану посредством одностороннего уведомления противника другой стороной вооружённого конфликта (Батырь. 2023. С. 53). О географическом положении мест интернирования сообщают неприятельским державам при посредстве держав-покровительниц.
Помещения должны быть защищены от сырости, оборудованы достаточным отоплением и освещением. Интернированные должны располагать надлежащими постельными принадлежностями, тёплыми одеялами, с учётом климата, а также возраста, пола и состояния их здоровья. Они будут располагать днём и ночью санитарными установками, отвечающими правилам гигиены, будут получать достаточное количество воды и мыла для ежедневного туалета, для стирки и уборки помещений (ст. 85 Четвёртой Женевской конвенции 1949).
Лагеря для интернированных должны быть обозначены буквами «IC» (internes civils – интернированные гражданские лица), расположенными таким образом, чтобы они были днём отчётливо видны с воздуха (заинтересованные державы могут договориться о другом способе обозначения). Никакое другое место, кроме лагеря для интернированных, не может быть обозначено таким образом. В случае если территория, на которой находятся интернированные, подвергается воздушным налётам или иным опасностям войны, государство обязано принимать для защиты интернированных все меры, которые принимаются на данной территории для защиты собственного гражданского населения (постройка убежищ, использование системы оповещения и др.).
Специальная квалификация умышленных нападений на места интернирования / принудительного поселения покровительствуемых лиц как военных преступлений отсутствует.
Содержание интернированных
Вопросы организации питания и обеспечения одеждой интернированных решаются следующим образом (статьи 89–90 Четвёртой Женевской конвенции 1949): дневное пищевое довольствие должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразным для того, чтобы обеспечить нормальное состояние их здоровья и предотвратить явления, связанные с недостатком питания; интернированные должны быть обеспечены одеждой и обувью с учётом климатических условий, и сменами белья; все работающие получают рабочее снаряжение, включая спецодежду, где этого потребует род их работы.
Каждое место интернирования в целях обеспечения гигиены и медицинской помощи (статьи 91–92 Четвёртой Женевской конвенции 1949) должно иметь лазарет, а медицинские осмотры интернированных – производиться не реже одного раза в месяц для проверки общего состояния здоровья, питания и чистоты, выявления заразных болезней. В случае необходимости они должны быть приняты в любое учреждение, обеспечивающее надлежащее лечение.
Вопросы религии, интеллектуальной и физической деятельности интернированных решаются следующим образом (статьи 93–96 Четвёртой Женевской конвенции 1949): они должны иметь возможность отправления своих религиозных обрядов, включая посещение богослужений; им должны быть предоставлены возможности для занятий спортом, интеллектуальной и просветительной деятельностью; они могут привлекаться к работе по их желанию, помимо работы, непосредственно связанной с жизнью в лагере.
Личное имущество, а также документы и удостоверения личности остаются у интернированных, денежные средства зачисляются на лицевой счёт (статьи 97–98 Четвёртой Женевской конвенции 1949). За каждый предмет, переданный администрации лагеря, им должна быть выдана подробная расписка. Удерживающей державой производятся выплаты для покупки продуктов питания и др. Интернированные могут получать финансовую помощь от державы, гражданами которой они являются, от держав-покровительниц, от организаций, которые могут оказать им помощь, или от своих семей. Они должны иметь возможность посылать денежную помощь своим семьям и лицам, зависящим от них в материальном отношении.
Руководство и дисциплина (статьи 99–104 Четвёртой Женевской конвенции 1949) обеспечиваются посредством назначения коменданта места интернирования (офицера или ответственного должностного лица), надзирательского персонала и установления соответствующего режима содержания. Интернированные избирают свою администрацию – членов Комитета, который представляет их перед властями державы и перед всеми организациями, оказывающими им помощь.
Сношения с внешним миром (статьи 105–116 Четвёртой Женевской конвенции 1949) осуществляются посредством направления карточки-извещения об интернировании в страну гражданства, державе-покровительнице, Центральному агентству по розыску, Международному комитету Красного Креста, а также семье. Интернированным разрешено отправлять и получать письма и почтовые карточки, а также индивидуальные или коллективные посылки; разрешены свидания через определённые промежутки времени с их близкими родственниками. Они могут передавать свои завещания ответственным властям.
Уголовные и дисциплинарные наказания интернированным, совершившим правонарушения во время интернирования (статьи 117–126 Четвёртой Женевской конвенции 1949), применяются с учётом положений законодательства, действующего на территории, на которой находятся интернированные. Дисциплинарные взыскания (штраф, лишение преимуществ, внеочередные наряды, арест) налагаются комендантом места интернирования и не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья интернированных. Побег или попытка к побегу подлежат лишь дисциплинарному взысканию даже в случаях рецидива.
Перемещение интернированных (статьи 127–128 Четвёртой Женевской конвенции 1949) осуществляется гуманно с соблюдением мер безопасности, их интересов и имущественных прав.
Смерть интернированных (статьи 129–131 Четвёртой Женевской конвенции 1949) должна констатироваться врачом с составлением акта. Умершие подлежат погребению, списки могил передаются державам, за которыми они числились.
Окончание интернирования
Окончание интернирования включает освобождение, возвращение всех интернированных на место их прежнего жительства, репатриацию или госпитализацию в нейтральной стране (статьи 132–135 Четвёртой Женевской конвенции 1949), как только прекратится действие причин, обусловивших интернирование [п. 3 ст. 75 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949]
Правовое регулирование интернирования в законодательстве Российской Федерации
Правовое регулирование вопросов интернирования в период международных вооружённых конфликтов должно относиться к законодательству военного времени (Батырь. 2022. С. 97). Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – ФКЗ о военном положении), в период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы иностранных граждан, а также лиц без гражданства (на всей территории РФ или в отдельных её местностях). В соответствии с п. 16 ст. 7 ФКЗ о военном положении в рамках мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, может осуществляться интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией. Обеспечение режима интернирования возложено на федеральные органы исполнительной власти (подпункт 13 п. 2 ст. 14 ФКЗ о военном положении). Наряду с этим может вводиться запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства (п. 8), а также принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено (п. 12.2).
Законодательство мирного времени содержит основополагающие нормы обращения с иностранными гражданами, нарушившими законодательство РФ. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях (ст. 35.1), находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также их права и обязанности (ст. 35.2). Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» определяет процедуры приёма и содержания, убытия иностранцев из специального учреждения.
Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, где урегулированы вопросы содержания соответствующих категорий лиц, их права и обязанности.
Военнослужащие, находящиеся в положении интернированных в нейтральных странах, считаются исполняющими обязанности военной службы (подпункт «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), за ними сохраняется статус военнослужащего (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и денежное довольствие (ч. 31 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил круг лиц, на которых распространены такого рода социальные гарантии (ч. 21 ст. 2). Членам семей военнослужащих, интернированных в нейтральных странах, предоставляются материальные и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения (постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 № 641). Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению интернированных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.
Указом Президента РФ от 30 апреля 2005 г. № 480 образована Межведомственная комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.