Виткоп Милли
Ви́ткоп Ми́лли [Милли Уиткоп; Милли (Маня) Рокер; англ. Milly (Manya) Witkop Rocker; Эмилия Витковская; укр. Емілія Віткопська, идиш מילי ויטקופ] (1.3.1877, местечко Златополь Киевской губернии Российской империи – 23.11.1955, Мохиган, Кромпонд , штат Нью-Йорк, США), еврейская анархо-синдикалистка украинского происхождения, писательница-феминистка. Спутница жизни анархо-синдикалиста Р. Рокера. Одна из самых заметных женщин в еврейском и анархистском рабочем движении конца 19 – начала 20 вв. Известна как организатор, оратор, писатель, редактор анархистских газет, но прежде всего как соучредитель и активная участница «Лиги женщин-синдикалистов» в Берлине в 1920-х гг. Была последовательным борцом за мир без угнетения, иерархии, патриархата, расизма и антисемитизма.
Эмилия (Маня) Витковская, старшая дочь небогатого портного из местечка Златополь Исаии Витковского, родилась 1 марта 1877 г. Её мать, Фрида (Фрейдл), была очень набожной женщиной. У Милли были 3 сестры: Полли (1879–1967), Фанни и Рахиль. Младшая Рахиль, в замужестве Роза Лилиан Олдред (9.4.1890–4.7.1932), также стала журналисткой, придерживалась анархистских взглядов; занималась вопросами контроля над рождаемостью и полового воспитания (Walter. 2004. P. 870). Средняя сестра, Фанни Виткоп (1884–1968), в замужестве Покрасс, помогала семье Рокеров в их эмиграции в США.
В 1894 г. Витковская через Вильну уехала в Лондон, где поселилась в районе Уайтчепел, одном из рабочих районов Ист-Энда, специализирующемся на производстве одежды и населённом в основном еврейскими эмигрантами из Российской империи. В соответствии с европейскими стандартами она поменяла официальное имя на Милли Виткоп.
Работая в Уайтчепеле, Виткоп через своих друзей познакомилась с революционерами, которые вели агитацию среди еврейских рабочих, начала регулярно посещать собрания радикальных групп, а в 1895 г. стала членом анархистской группы «Друзья рабочих» (Арбайтер Фройнд, идиш ארבייטער פריינד), издававшей на идише одноимённую газету.
На одном из этих собраний Милли познакомилась с немецким анархо-синдикалистом Рудольфом Рокером, с которым связала дальнейшую судьбу, – они прожили вместе 58 лет. В 1907 г. у них родился сын Фермин (22.12.1907, Лондон – 18.10.2004, Лондон), названный в честь Фермина Сальвочеа (Fermín Salvochea), испанского анархиста и мэра Кадиса.
В 1898 г. Виткоп и Рокер в первый раз попытались эмигрировать в США, однако из-за того, что в список пассажиров они были внесены как супруги, но, придерживаясь свободных взглядов на брак, отказались формально зарегистрировать свои отношения, их не пустили в страну, и они были вынуждены вернуться, так и не ступив на американскую землю.
В октябре 1898 г. Рокер получил предложение стать главным редактором газеты «Арбайтер Фройнд», и Виткоп совместно с ним редактировала её, продолжая работать швеёй. Неустойчивое финансовое положение «Друзей рабочих» означало, что даже небольшую обещанную зарплату редактора Рокер получал крайне нерегулярно и в финансовом отношении зависел от Виткоп. В конце 1899 г. издание «Арбайтер Фройнд» прекратилось, и в марте 1900 г. Рокер при активной помощи Виткоп начал издавать журнал «Жерминаль» (идиш זשערמינאל), названный в честь одноименного романа Э. Золя, в котором публиковал материалы по теории анархизма, а также переводы европейских литературных классиков.
В отличие от некоторых других анархистов, в частности П. А. Кропоткина, вставшего после начала Первой мировой войны на сторону Франции как жертвы немецкой агрессии, Рокер и Виткоп заняли пацифистскую позицию и вели активную агитацию против империалистической войны. Для облегчения положения жителей Ист-Энда, страдавших от вызванных войной снижения доходов и безработицы, Виткоп и Рокер открыли столовую, работавшую по схеме «кто сколько сможет заплатить или бесплатно». Рокеры считали, что взаимопомощь между трудящимися не должна быть ограничена национальностью или родом занятий.
В июле 1916 г. Милли была арестована за антивоенную агитацию, в частности за призывы к русским гражданам, проживающим в Великобритании, скрываться от царской мобилизации. Обвинение Милли так и не было предъявлено, но её содержали в женской тюрьме Холсбери до последних месяцев войны.
Семья смогла воссоединиться в ноябре 1918 г. в Нидерландах, откуда они в том же месяце уехали в Берлин по приглашению Фрица Катера, чтобы восстановить Свободную ассоциацию немецких профсоюзов (нем. Freie Vereinigung deutscher Gewerkschaften, FVdG). В 1919 г. на двенадцатом национальном конгрессе FVdG была переименована в Союз свободных рабочих Германии (нем. Freie Arbeiter Union Deutschlands, FAUD) и приняла новую политическую платформу «Декларация принципов синдикализма» (нем. Prinzipienerklärung des Syndikalismus), разработанную Рокером. Виткоп вместе с Рокером стала членом FAUD.
Виткоп была одной из основательниц Женского союза, учреждённого в 1920 г. в Берлине. 15 октября 1921 г. женские союзы Германии провели конгресс в Дюссельдорфе, на котором был учреждён общенациональный Синдикалистский союз женщин (нем. Syndikalistische Frauenbund, SFB). Вскоре после этого Виткоп составила манифест «Чего хочет женский синдикалистский союз?» («Was will der Syndikalistische Frauenbund?»), ставший политической платформой SFB. В качестве дополнения к печатному органу FAUD Der Syndikalist начал издавался Der Frauenbund (Frauen-Bund, 1921–1930), а Виткоп была одним из его основных авторов.
В статьях Виткоп рассуждала о том, что женщину-пролетария эксплуатирует не только капиталист, как мужчину-рабочего, но и её коллега-пролетарий. Она настаивала на необходимости участия женщин в классовой борьбе и на том, что даже домохозяйка может в ней участвовать (Witkop-Rocker. 1923). Виткоп также считала, что домашняя работа должна считаться столь же ценной, как и наёмный труд.
Виткоп не только занималась синдикалистской и феминистской деятельностью, но и была борцом с расизмом и антисемитизмом. Она была обеспокоена быстрым подъёмом национал-социалистического движения в Германии в конце 1920-х гг. В то же время Виткоп видела, что рабочие организации, несмотря на своё численное превосходство над национал-социалистами, реагировали довольно нейтрально и не оказывали серьёзного противодействия. Она предвидела, что немецкое рабочее движение не помешает НСДАП прийти к власти. Пожар Рейхстага и приход к власти А. Гитлера вынудил Виткоп и Рокера покинуть Берлин. Они бежали через Швейцарию, Францию и Великобританию и в августе 1933 г. оказались в США.
Вторая мировая война и планы Гитлера по «окончательному решению еврейского вопроса» привели Виткоп к осознанию того, что моральные стандарты категорического пацифизма и традиционного антимилитаризма не работают. Виткоп посчитала, что остановить нацистскую машину убийств пацифистскими средствами невозможно.
Виткоп испытывала симпатию к сионистскому движению, особенно в свете открывшихся после войны фактов уничтожения евреев нацистами, но скептически относилась к идее, что еврейское национальное государство, основанное на Ближнем Востоке по решению Организации Объединённых Наций в 1948 г., позволит добиться решения насущных «еврейских вопросов». Она выступала за совместное управление спорной территорией арабами и евреями в рамках идеи двунациональности, разработанной Ахадом Ха-Амом и М. Бубером, и приветствовала создание кооперативных кибуцев.
В послевоенный период работала над новыми формулировками либертарианской теории и практики, ей казалось необходимым развивать анархо-синдикализм в Западной Германии. В последний год жизни Виткоп страдала от нарастающего затруднения дыхания. За день до смерти она была госпитализирована в больницу в г. Пикскилле недалеко от Нью-Йорка, где её подключили к аппарату ИВЛ, но спасти не смогли.