«Пионеры американской свободы: происхождение либеральной и радикальной мысли в Америке»
«Пионе́ры америка́нской свобо́ды: происхожде́ние либера́льной и радика́льной мы́сли в Аме́рике» (англ. Pioneers of American Freedom: Origin of Liberal and Radical Thought in America), книга немецкого анархо-синдикалиста Р. Рокера, вышедшая в 1949 г., об истории либеральной, либертарианской и анархистской мысли в Соединённых Штатах.
История создания
Рокер, уже хорошо известный как автор вышедшей в 1937 г. (на английском языке) книги «Национализм и культура», начал работу над серией очерков об американских либеральных мыслителях после поражения Испанской революции и начала Второй мировой войны. На английский с родного немецкого языка Рокера книгу перевёл профессор Артур Э. Бриггс, поскольку прежний переводчик Рокера Рей Чейз умер в 1941 г. Книга была издана с помощью издательского комитета Рокера (Rocker Publications Committee).
Содержание
Рокеру были близки взгляды на американскую историю как на историю исконно американских либеральных мыслителей – Т. Пейна, Т. Джеферсона, Р. У. Эмерсона, Г. Д. Торо, У. Л. Гаррисона, Уэнделла Филлипса и А. Линкольна. Рокер подчёркивал, что все они проповедовали индивидуализм, свободу и подчинение государства благосостоянию личности. В этом, как утверждает Рокер, есть большое сходство между анархистской и либеральной мыслью.
Часть книги посвящена американским анархистам: Джосайе Уоррену, Стивену Перлу Эндрюсу, Лисандру Спунеру, У. Грину, Эзре Хейвуду и Бенджамину Такеру. Рокер утверждает, что акцент этих анархистов на свободном соревновании индивидуальных сил как присущем человеческой природе отличает их от авторитарных социалистов. По мнению Рокера, проблема современного общества заключается не в слишком большой конкуренции, а в её отсутствии в результате деструктивного вмешательства монополии. Кроме того, он пытается развеять миф о том, что радикализм в США был импортирован из Европы, и указывает на тот факт, что большинство мыслителей, описанных в книге, были американцами по происхождению и родились в США. Они активно действовали до того, как в Европе возникли радикальные движения, и на них больше повлияла Американская декларация независимости, чем любой европейский анархист (Gabriel. 1950. P. 156).
Значение
А. Э. Бриггс пишет в предисловии, что со времён А. де Токвиля и его самой важной работы «Демократия в Америке» ни один американец и ни один иностранец не демонстрировал такого понимания Америки и что книга имеет два достоинства: «…[она] показывает американцам их страну с точки зрения человека, воспитанного в европейских традициях, и даёт европейцам интерпретацию Америки в свете их собственных знаний и традиций» (Rocker. 1949. P. VII).
Один из основателей Американского союза гражданских свобод (American Civil Liberties Union, ACLU) Роджер Нэш Болдуин сказал о «Пионерах американской свободы»: «Ни один американец не сделал такого анализа наших еретиков и идеалистов» (цит. по: Wienand. 1981. P. 414). Джозеф Дорфман в рецензии утверждал, что Рокер совершил один из первых подходов к систематическому изложению истории американской радикальной мысли, и книга стала «долгожданным дополнением» к работе об американском анархизме историка Юнис М. Шустер «Американский анархизм: история левого американского индивидуализма» («Native American Anarchism: A Study of Left-wing American Individualism. 1931–1932») (Dorfman. 1950. P. 363).