Результаты толкования норм права по объёму
Результа́ты толкова́ния норм пра́ва по объёму, официальные, формально закреплённые интерпретации нормативных правовых актов, имеющие обязательное значение для всех участников отношений.
Необходимость толкования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, применение права по своей природе герменевтический процесс. Чтобы применить норму права, субъект должен вникнуть в суть нормы, понять волю законодателя. Во-вторых, не всегда безупречная юридическая техника затрудняет понимание норм. В-третьих, существуют нормы, которые содержат общее формально закреплённое правило (установление) для множества подобных отношений, тогда как в индивидуально-определённых отношениях возникают неучтённые законодателем обстоятельства.
Результаты толкования норм зависят от субъекта толкования. В широком смысле субъектами толкования могут быть любые физические лица, организации, в том числе и не уполномоченные на то законом. В этом случае толкование не может иметь каких-либо правовых последствий, оно не является обязательным для субъектов права. Такое толкование называется неофициальным. К этому типу относят доктринальное (научное), профессиональное и обыденное толкования (Теория государства и права. 2000. С. 383). Результаты доктринального толкования отражены в комментариях, научных статьях, монографиях.
Профессионально нормы права интерпретируют специалисты в области права (адвокаты, судьи, прокуроры). Такое толкование не оказывает прямого воздействия на правовое регулирование, тем не менее представляет ценность для формирования доктрины.
Обыденное толкование, как следует из названия, осуществляется субъектами на непрофессиональном уровне. В зависимости от уровня правосознания толкующего субъекта и его намерений результаты этой интерпретационной деятельности могут выражаться в разных формах. Однако неофициальное толкование, в отличие от официального, носит необязательный характер, его результаты не имеют юридической силы и не воздействуют напрямую на общественные отношения.
Если толкование норм осуществляют компетентные органы или уполномоченные лица, официальные представители судебной власти, то результаты такого толкования имеют формальную закреплённость и являются одним из этапов правового регулирования. Документы, содержащие в себе такое толкование, являются официальными результатами толкования норм права и обязательны для субъектов права. Они называются «акты толкования права» и могут быть классифицированы как по отраслям (гражданские, уголовные, административные), так и по издающему органу (судебные, законодательные, исполнительные, арбитражные).
Результаты толкования, в зависимости от субъекта, его выпустившего, имеют разное юридическое значение.
Юридические последствия имеет только официальное толкование норм. Оно является обязательным для участников отношений. В свою очередь, официальное толкование может быть нормативным и ненормативным.
Одной из разновидностей нормативного толкования является аутентичное (авторское) толкование (Матузов. 2004. С. 169). По форме это акты, выпущенные органами власти или правомочным должностным лицом и содержащие толкование акта, изданного ранее этим органом (лицом). Иногда орган, издавший нормативный правовой акт, помещает пояснения в тексте самого акта (т. н. дефинитивные нормы) либо издаёт специальный отдельный акт, поясняющий особенности его применения. Примером может служить Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», комментирующий некоторые положения Гражданского кодекса (Теория государства и права. 2000. С. 383).
Легальное толкование – второй вид официального нормативного толкования, его осуществляют органы, уполномоченные законом. Так, Конституционный Суд оценивает нормативные акты на их соответствие Конституции РФ. Верховный Суд РФ уполномочен давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). К этому виду толкований относятся постановления Конституционного Cуда РФ о проверке конституционности отдельных положений и нормативных актов, обзоры практики, подготовленные Верховным Cудом РФ, постановления Пленума Верховного Cуда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Их роль – обеспечить единообразие применения правовых норм. Аутентичное и легальное толкования содержат положения, обязательные для всех субъектов права. По этому признаку они объединяются в группу, обычно именуемую нормативным толкованием.
В отличие от предыдущих типов интерпретации норм права, акты частного характера и казуальные акты относятся к ненормативному официальному толкованию. Они издаются уполномоченными государственными органами, в их исполнении участвуют многие субъекты, но действуют они однократно, применительно к конкретным правоотношениям.
К такому виду толкований права относятся правоприменительные акты, имеющие индивидуально-определённый характер и направленные на регулирование конкретных отношений. Их издают, например, органы законодательной, исполнительной власти или судебные и прокурорские органы.
Толкование по объёму – один из способов профессионального толкования норм, в процессе которого текст нормы соотносится с её смыслом.
В зависимости от метода интерпретации различают три вида толкования норм по объёму: буквальное, расширительное и ограничительное.
Так, существуют нормы, которые следует понимать буквально. То есть текст нормы равен её смыслу. Этот способ толкования по объёму называется буквальным толкованием. К подобному типу норм относятся наиболее однозначные и предельно конкретные формулировки. Например, п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ гласит, что местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В данном случае положения нормы не допускают разночтений или неоднозначного понимания, а потому не требуют дополнительной интерпретации.
Второй тип толкования – расширительное (распространительное) толкование. Этот способ используется, когда смысл нормы шире, чем её текст. Кроме непосредственно указанных в тексте субъектов и объектов, положения таких норм могут распространяться и на иных, не упомянутых в положении, участников или на неопределённый круг обстоятельств. Чаще всего в таких нормах содержатся открытые перечислительные ряды с конструкциями «и др.», «и т. д.». Так, ст. 61 Уголовного кодекса РФ содержит открытый перечень смягчающих обстоятельств и допускает возможность учёта иных смягчающих обстоятельств, не указанных в ч. 1 статьи. Закрытые перечни субъектов и обстоятельств, а также исключения не могут подвергаться расширительному толкованию. Например, ст. 91 Жилищного кодекса РФ содержит закрытый перечень оснований для выселения нанимателя и членов его семьи. Также Конституционный Суд РФ указал на то, что установленный в п. 1 ст. 52 Семейного кодекса РФ перечень лиц, имеющих право подать исковое заявление об оспаривании записи об отце ребёнка в книге записей рождений, не подлежит расширительному толкованию (постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2021 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части первой статьи 134 и абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О. С. Шишкиной»).
Иногда расширительно толкуют нормы, имеющие неточные или неясные формулировки. Суть этого метода заключается в том, что при таком типе толкования «факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом законодательства, хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного акта» (Теория государства и права. 2000. С. 381).
Как правило, расширительно не могут толковаться нормы об ответственности, поскольку лицо должно осознавать последствия своих деяний и меру ответственности за них (см., например: Львовский. 2020. С. 56–59). Так, например, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) указано на невозможность расширительного толкования ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ об административной ответственности (утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018), административная ответственность наступает лишь за те действия, которые прямо предусмотрены диспозицией указанной нормы.
Третий тип толкования по объёму носит название «ограничительное толкование». В этом случае содержание нормы требует более узкого понимания, чем её буквальное значение. Например, многие статьи Конституции РФ содержат выражения «все», «каждый», но в действительности некоторые из этих норм имеют исключения, связанные с ограничениями дееспособности, например несовершеннолетних.
Важность толкования норм права сложно переоценить, поскольку на этапе применения права следует соотнести текст нормы с её сутью, «духом», уяснить её, выявить точный смысл и волю законодателя. И затем применить это общее правило к конкретным отношениям и обстоятельствам, что позволит сделать толкование по объёму. От того, насколько точно будет интерпретирован текст нормы, зависит качество правоприменения.