#Раннехристианское и раннесредневековое искусство
Раннехристианское и раннесредневековое искусство
Тег

Раннехристианское и раннесредневековое искусство

Раннехристианское и раннесредневековое искусство
Найденo 6 статей
Интерьер базилики Санта-Сабина в Риме. Ок. 422–432
ТерминыТермины
Базилика (тип здания)
Бази́лика, тип прямоугольного, протяжённого в плане здания, разделённого рядами опор на три или пять продольных нефов, освещаемых через клеристорий – окна в стене повышенного центрального нефа. В Древнем Риме – общественная постройка, предназначенная для собраний; в христианской культуре – храм, церковь. Древнейшие базилики появились в Риме во 2 в. до н. э. Массовое возведение христианских базилик началось после издания Миланского эдикта в 313 г.; в 4–6 вв. они представляли собой главный архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов. В восточнохристианской архитектуре с 8 в. происходило постепенное оттеснение больших базилик более компактными зданиями с центрическим планом. В западнохристианской архитектуре со 2-й половины 8 в. базилика утвердилась как основной тип церковного здания.
Периоды (эпохи) в культуре
Раннехристианское искусство
Раннехристиа́нское иску́сство, художественное наследие первых веков существования христианства (около 230–240 – середина 6 в.). В этот период складывался образный язык христианской культуры. До издания Миланского эдикта 313 г. (официальное признание христианства) создавалось преимущественно в катакомбах (архитектурные элементы, вырубленные в горной породе; с 3 в. – символико-аллегорические росписи, саркофаги) и в сооружениях типа domus ecclesiae. С 4 в. главенствующим типом культовой постройки стала базилика, нередко украшенная мозаичными и фресковыми циклами с нарративными и «догматическими» композициями; возводились баптистерии, мавзолеи и мартирии. Создавались памятники скульптуры, декоративно-прикладного искусства, книжной миниатюры.
Купол Баптистерия православных, Равенна (Италия). Ок. 400–450
Монастырские общины
Сен-Виктор (монастырь в Марселе)
Сен-Викто́р, бенедиктинское аббатство в Марселе. Предположительно основан около 416 г. Иоанном Кассианом Римлянином на кладбище, где похоронен мученик Виктор (казнён около 290 или около 303). В 8–10 вв. резиденция епископов Марселя, с 1005 г. бенедиктинский монастырь. Переживал периоды расцвета при аббатах Бернарде и Ришаре де Мийо (1065–1106) и Гийоме Гримоаре (в 1362–1370 папа Римский Урбан V). В позднее Средневековье пришёл в упадок, в 1726 г. преобразован в коллегиальную церковь, упразднённую в ходе Французской революции 18 в. Большинство зданий снесены, церковь преобразована в приходскую (с 1934 имеет статус малой папской базилики).
Вид на башни аббатства Сен-Виктор, Марсель (Франция)
Религиозные сооружения
Сан-Педро-де-ла-Наве
Сан-Пе́дро-де-ла-На́ве, церковь в Центральной Испании, в посёлке Эль-Кампильо в составе муниципалитета Сан-Педро-де-ла-Наве-Альмендра, провинция Кастилия-Леон; памятник архитектуры. Впервые упомянута в 907 г. При строительстве дамбы Рикобайо перенесена в 1930–1932 гг. с берега реки Эсла на новое место в 2 км от первоначального. Мнения исследователей о дате постройки храма разнятся: считается памятником архитектуры вестготов конца 7 – начала 8 вв. или мосарабской архитектуры 9–11 вв.
Сан-Педро-де-ла-Наве, посёлок Эль-Кампильо (Испания). Конец 7 – начало 8 вв. или 9–11 вв.
Термины
Лоратные одежды
Лора́тные оде́жды (от лат. lorum, греч. λῶρος – пояс, ремень, впоследствии консульский и императорский шарф), одеяния, включающие в себя лор – широкую тканевую ленту, расшитую орнаментальными и фигуративными изображениями из драгоценных камней, жемчуга, золотых нитей и др., которую оборачивали вокруг плеч и бёдер, спуская один конец спереди от округлого ворота и перекидывая второй через левую руку. В Древнем Риме и в Византии лор – элемент облачения консула и императора. В христианской иконографии лоратные одежды стали атрибутом Христа как Царя Небесного и ангелов как его служителей.
Резная пластина с изображением Христа, благословляющего императора Константина VII Багрянородного на царство. Византия. Ок. 945