Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Сан-Па́оло-фуо́ри-ле-Му́ра (Базилика Святого Павла за стенами [города]; San Paolo fuori le Mura), папская базилика, одна из четырёх великих базилик Рима, памятник архитектуры. На правах экстерриториальности принадлежит Святому Престолу.
Включена в список Всемирного наследия в составе исторического центра Рима и владений Святого Престола, пользующихся правами экстерриториальности.
История базилики в 4 – начале 19 вв.
Основана императором Константином Великим в 1-й четверти 4 в. на месте погребения апостола Павла, освящена в 324 г. в понтификат Сильвестра I (Liber Pontificalis XXXIII. 21). Первая церковь – небольшая трёхнефная базилика, по аналогии со старой базиликой Святого Петра ориентированная на запад. Фрагменты южной стены и апсиды с захоронением апостола Павла в центре найдены в ходе археологических раскопок В. Веспиньяни (велись с 1869).
В связи с активным ростом числа паломников тремя императорами-соправителями – Феодосием I, Валентинианом II и Аркадием – издан рескрипт Саллюстию, префекту Рима, согласно которому требовалось украшать, расширять и возвеличивать базилику (387). Прежняя базилика была снесена, и на её месте построена новая, более крупная, ориентированная на восток. Базилика трёх императоров предварялась атриумом и представляла в плане латинский крест с пятью нефами, широким трансептом и апсидой. Саркофаг апостола Павла был поднят и установлен как сакральный центр базилики (Filippi. 2007–2008). Строительство завершилось в 395 г. при императоре Гонории. План базилики и её архитектурное решение, несмотря на многочисленные перестройки, оставались в значительной степени нетронутыми до пожара в 1823 г., почти полностью разрушившего храм.
Согласно Liber Pontificalis (XLVII. 6), церковь горела и в 5 в.; работы по её восстановлению шли под эгидой папы Льва I Великого в 440–461 гг. Место погребения апостола Павла было преобразовано в алтарь. В конце 6 – начале 7 в. при папе Григории I Великом трансепт и алтарь перестраивались, а уровень пола был приподнят (Camerlenghi. 2018. P. 82–118). В 801 г. землетрясение повредило трансепт; ремонт был осуществлён при папе Льве III в начале 9 в., тогда же построена алтарная преграда. Рядом с северным проходом со стороны фасада в 11 в. возведена колокольня (не сохранилась), около 1140 г. трансепт разделён продольной стеной на две части, вследствие чего в его торцах образовались капеллы.
Начиная с 16 в. восточная часть церкви подвергалась значительным изменениям. В конце 16 в. при Сиксте V пресбитерий перестроен для увеличения литургического пространства, а к юбилейному 1600 г. разобрана средневековая алтарная преграда. Расположенная непосредственно перед алтарём часть созданной при Григории I крипты была разрушена при реставрации, и прямой доступ к мощам апостола оказался закрыт. В трансепте возвели два дополнительных алтаря. Один из них предназначался для мозаичной иконы 13 в., другой – для деревянного «Распятия» 14 в., согласно Дж. Вазари выполненного П. Каваллини и ранее находившегося в пресбитерии (Вазари. 2008. С. 149). Современные исследователи на основе стилистических особенностей атрибутируют реликвию как работу сиенского мастера – предположительно, Тино ди Камаино (Toesca. 1966. P. 27). По распоряжению Бенедикта XIII для размещения «Распятия» к северу от апсиды построена отдельная капелла (1724), там же установлена барочная статуя святой Бригитты (17 в.). В 1779 г. пресбитерий вокруг главного алтаря расширен.
Декоративное убранство
Интерьер базилики претерпевал регулярные и достаточно существенные изменения до пожара 1823 г. Во 2-й половине 5 в. там прослеживались типичные черты базилик конца 4 – начала 5 вв. Мраморные колонны-сполии были тщательно подобраны из разных построек – все с одинаковыми фустами и капителями. Интерьер был украшен стукковым орнаментом с флоральными мотивами, стукковыми полуколоннами и фризами, позолотой. По заказу Галлы Плацидии триумфальная арка декорирована мозаикой, программа которой опирается на текст Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4.4–11) и напоминает композиции на триумфальных арках римских базилик Санта-Мария-Маджоре и Санта-Прасседе: в центре помещён лик Пантократора в медальоне; на золотом небе изображены раскалённые облака и символы евангелистов, в среднем регистре по двум сторонам арки – 24 апокалиптических старца, под ними святые Пётр и Павел.
По заказу папы Льва I стены главного нефа церкви были украшены фресками. Система росписей складывалась из двух циклов: ветхозаветного на правой стене и новозаветного на левой стене нефа. Ветхозаветные сцены, иллюстрировавшие тексты книг Бытие и Исход от Сотворения мира до смерти первенцев египетских, читались слева направо и были расположены в два регистра. Новозаветные сцены читались справа налево и также располагались в два регистра. Круг их сюжетов включал историю апостола Павла (из Деяний апостолов): избрание семи диаконов, Стефан перед советом, побивание Стефана камнями, Савл (имя, данное Павлу при рождении), преследующий христиан, обращение Савла, видение Анании и исцеление Павла, проповедь Павла в Дамаске, бегство Павла из Дамаска и др. Всего на ветхо- и новозаветные программы приходилось по 42 сцены. Использован характерный для росписей раннехристианских базилик параллельный порядок циклов, однако в отличие от мозаик центрального нефа Санта-Мария-Маджоре, созданных также в 5 в., авторы программы фресок Сан-Паоло-фуори-ле-Мура не прибегали к типологическому принципу и не пытались соотнести ветхозаветные сюжеты с новозаветными (Eleen. 1985). Иконография фрескового цикла стала первоисточником для т. н. римского типа, который восходит к более раннему, вероятно дохристианскому, протографу и обнаруживает связь со средневизантийскими октатевхами. Фрески оказали влияние на иконографию миниатюр «Атлантовских Библий» 11–12 вв. Изображения обнаруживают параллели и с миниатюрами Коттоновского Генезиса (Kessler. 1979. P. 488–489). Около 700 г. фрески были поновлены, а фриз над арками центрального нефа украшен серией тондо с портретами понтификов (часть портретов уцелела в пожаре 1823 и экспонируется на территории аббатства).
Новозаветный цикл и Деяния апостолов составили иконографическую программу бронзовых дверей, подаренных базилике дипломатом и купцом Панталеоном из Амальфи (выполнены константинопольским мастером Ставракием, 1070). Бронзовые врата были декорированы 45 вертикальными панелями с циклом жизни Христа от Благовещения до Пятидесятницы, апостольским циклом (изображениями апостолов и историй их мученичества), фигурами пророков, евангелистов и донатора (в сопровождении святого Павла), преклоняющего колени перед Христом. В пожаре 1823 г. 3 панели полностью уничтожены, 18 панелей частично повреждены; первоначальный облик дверей и порядок размещения панелей восстанавливаются по гравюре французского антиквара Ж. Б. Серу д’Аженкура (Seroux d'Agincourt. 1823. P. 48).
Фрески 5 в. в нефе сильно пострадали из-за землетрясения 801 г. и пожара 1118 г. В 1270-х – 1280-х гг. над реставрацией росписей работал П. Каваллини с мастерской. Каваллини следовал ранним композициям, дополняя их отдельными деталями (трон Творца в виде сферы, готические архитектурные элементы). Фрески погибли в пожаре 1823 г., однако их программа известна по акварельным копиям, созданным в 1634 г. по приказу кардинала Ф. Барберини и собранным в виде альбома в Библиотеке Ватикана (cod. Barb. lat. 4406) и по серии картин и гравюр с 17 по 19 вв., изображающих интерьер церкви, среди которых работы Ж. Б. Серу д’Аженкура, Дж. Б. Пиранези, Ф. Барбаццы и др.Система декора базилики дополнялась в 12–13 вв.: ораторий Святого Юлиана расписан фресками с изображениями особо почитаемых святых, в том числе небесных покровителей монастырей, ранее существовавших при церкви (святые Стефан и Кесарий из Террачины). По заказу папы Гонория III приглашённые из Венеции мастера, которые работали в соборе Сан-Марко, создали мозаику для конхи апсиды (Liber Pontificalis. CLXXXI). В центре композиции – Иисус Христос на троне с благословляющим жестом десницы и с раскрытым Евангелием в шуйце. По правую руку от Христа изображены апостол Павел и евангелист Лука, по левую – апостолы Пётр и Андрей. У подножия престола размещена крошечная фигура заказчика – Гонория III, облачённого в папские одежды. В нижней части мозаики по центру изображён крест, который поддерживают ангелы; по сторонам от креста – 10 апостолов. Рядом с крестом представлены папа Николай III, один из настоятелей монастыря и пять святых, которые были захоронены в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, пока по воле Сикста V их мощи не перенесли в церковь Санта-Мария-Маджоре.
Ансамбль алтарной части дополнили скульптурные произведения. Около 1170 г. мастера Никколо д’Анджело и Пьетро Вассаллетто создали канделябр для пасхальной свечи, декорированный барельефами со сценами Страстей и Воскресения, флоральными и зооморфными мотивами. Романские рельефы канделябра, изображающие сцены из Нового Завета, созданы под влиянием пластики раннехристианских саркофагов. При настоятеле Бартоломео (около 1282–1297) над главным алтарём появился готический киворий, созданный в 1285 г. Арнольфо ди Камбио. В нём остроконечная форма сени со множеством шпицев, крокетов, заострённых арок-трифолиев и ниш сочетается с гармоничными пропорциями и традиционной для Рима полихромией (порфировые колонны, мозаичные вставки). Мастер создал киворий под влиянием своего учителя Никколо Пизано. При пожаре 1823 г. сень рухнула, также пострадали рёбра, части арок, тимпан и колонны. Многие утраченные фрагменты были воссозданы в ходе реставрации скульпторами 19 в. (Moreschi. 1840. P. 35).
В период авиньонского пленения пап монахи Сан-Паоло обратились к понтифику с письмом о необходимости ремонта базилики. Пожертвования Иоанна XXII позволили не только восстановить здание, но и украсить фасад церкви мозаикой (1325–1330); для этого из Неаполя вновь вызван П. Каваллини. Уцелевшие фрагменты этой мозаики перенесены на восточную стену триумфальной арки и стены по сторонам от апсиды в интерьере базилики (Hetherington. 1979. P. 111–115). Первоначальный вид фасада с мозаикой может быть восстановлен по рисункам и гравюрам. Композиция строилась в два регистра: в верхнем – медальон с изображением Пантократора, который поддерживают ангелы; по обе стороны от него – символы евангелистов. Ниже в простенках окон – Богоматерь на троне, стоящие фигуры святых Иоанна Крестителя, Петра и Павла, вместе составляющие деисус. У стопы Иоанна изображена маленькая коленопреклонённая фигура донатора – папы Иоанна XXII. Выбор деисуса как иконографической основы фасадного декора базилики – закономерная тенденция для римских памятников 13–14 вв.; это один из сформировавшихся в этот период вариантов фасадного убранства, которые отсылают к теме власти, легитимации папского престола (Harding. 1997. P. 24–25).
Монастыри при базилике
Сохранились свидетельства того, что при Григории I к базилике примыкали мужской монастырь Святого Кесария и женский монастырь Святого Стефана, которые вскоре пришли в упадок. Папа Григорий II в 1-й трети 8 в. поручил монахам ордена святого Бенедикта восстановить оба монастыря и объединить их. В 846 г. нашествие сарацин привело к разграблению и повреждению базилики и выявило необходимость в лучшей защите монастыря. Папа Иоанн VIII окружил местность стеной, образовав укрепление Иоаннополь с базиликой Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в центре (Spera. 2011. P. 119–161). С 1-й половины 10 в. монастырь оказался под контролем клюнийской конгрегации, которая по велению Святого Престола занималась возрождением и реформированием обители. Тогда же за монастырём окончательно закрепилось название Сан-Паоло.
Архитектурную и символическую связь между аббатством и базиликой создавал клуатр, возведённый с южной стороны трансепта резчиками семьи Вассаллетто (между 1220 и 1241): монахи выходили из келий и проходили по галереям клуатра для совершения литургии на месте погребения апостола Павла. Аркада с мозаичными архитравами, окружающая клуатр, опирается на парные колонны, различные по форме и декоративным элементам – гладкие, витые, спиралевидные, ребристые, с инкрустацией смальтой и кусочками мрамора. Наряду с клуатром при базилике Сан-Джованни-ин-Латерано клуатр Сан-Паоло-фуори-ле-Мура является ключевым памятником «стиля косматеско», уступая первому по размерам, но превосходя по богатству мозаичного убранства.
Реконструкция после пожара 1823 г.
В ночь с 15 на 16 июля 1823 г. по неосторожности рабочего случился пожар, который продолжался в течение пяти часов и привёл к разрушению базилики. Во время пожара уцелели трансепт, апсида, клуатр, пасхальный канделябр, фрагменты мозаик триумфальной арки, кивория Арнольфо ди Камбио и византийских бронзовых врат. Перекрытия, стены, колонны, фрески нефа были утрачены. Реконструкцию начал папа Лев XII, выпустивший в 1825 г. энциклику Ad plurimas с обращением к епископам о необходимости сбора пожертвований на восстановление базилики. В числе тех, кто откликнулся на призыв папы, египетский хедив Мухаммед Али, приславший алебастровые колонны, и российский император Николай I, отправивший малахит для украшения алтарей (Sanders. 2005. P. 103). В 1833 г. архитектор Л. Полетти был назначен ответственным за восстановление церкви. После масштабной реконструкции здание повторяет в плане базилику трёх императоров с пятью нефами, широким трансептом и апсидой. Нефы разделены четырьмя рядами колонн.
Боковым нефам в трансепте соответствуют четыре капеллы. Слева от апсиды – построенные в 18 в. капелла Святого Стефана (картина «Мученичество святого Стефана» Ф. Подести, статуя мученика работы Р. Ринальди) и капелла Святого Причастия. Справа от апсиды – капелла Святого Лаврентия (1625, архитектор К. Мадерна; картины Дж. Гецци и мраморный триптих А. Бреньо, 1494) и капелла Святого Бенедикта (19 в., архитектор Полетти; мраморная статуя сидящего в кресле святого Бенедикта, скульптор П. Тенерани). Стены нефа украсили мозаиками со сценами из жизни апостола Павла (работа П. Гальярди, Ф. Подести, Ф. Бальби и др.). Во фризе над арками, разделяющими проходы, создана серия мозаичных тондо с портретами всех пап от святого Петра до папы Франциска по аналогии с утраченными тондо.
В 1928 г. архитекторы Г. Кальдерини и Дж. Саккони завершили работу над атриумом на основе проекта Л. Полетти. В его декоре применён полихромный мрамор. Верхняя часть фасада базилики в 1854–1874 гг. украшена мозаикой по рисункам Ф. Агриколы и Н. Консони, которые предприняли попытку переосмыслить утраченную фасадную мозаику П. Каваллини. Новая композиция выстраивается в три регистра. В нижнем регистре в простенках окон, на золотом фоне, изображены четыре ветхозаветных пророка – Исайя, Даниил, Иеремия, Иезекииль. В центре представлен Агнец Божий на райской горе, из которой истекают четыре реки. 12 агнцев, символизирующих апостолов, утоляют в них жажду. Над ними во фронтоне изображён благословляющий Христос в мандорле, по сторонам от которого стоят святые Пётр и Павел.
На территории современного аббатства действует пинакотека, расположенная в сакристии и в двух дополнительно пристроенных залах. Здесь хранятся наиболее ценные предметы из старой базилики – фресковые тондо с портретами понтификов, алтарные образы, гравюры, копии редких документов, в том числе копия каролингской Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (9 в.). Оригинальная рукопись, созданная в скриптории в Реймсе и также хранящаяся в аббатстве, была подарена папе Иоанну VIII королём Карлом II Лысым в 9 в., а затем передана Григорием VII монахам аббатства Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, благодаря чему и получила своё название.
В галерее клуатра собраны раннехристианские саркофаги и около 2 тыс. надгробных плит, обнаруженных во время восстановительных работ и археологических раскопок в окрестностях базилики. Отсюда также происходит «Догматический саркофаг» (около 340, музей Пио-Кристиано, Ватиканские музеи).
В ходе раскопок 2002–2006 гг. под руководством ватиканского археолога Дж. Филиппи был найден мраморный саркофаг, закрытый панелями с фрагментами надписи PAULO APOSTOLO MART[IRI] и содержавший человеческие останки (согласно радиоуглеродному анализу, датируются 1–2 вв.), крупинки ладана и фрагменты текстиля. На основании данных археологической комиссии 28 июня 2009 г., накануне дня памяти святых апостолов Петра и Павла, папа Римский Бенедикт XVI объявил, что обнаруженные в саркофаге останки принадлежат апостолу Павлу.