Прозелитная норма
Прозели́тная но́рма, разновидность юридической нормы, содержащая требования (предписания), носящие технический характер. Её главная цель – регулирование внедрения и применения новых достижений науки в практику, а также условий взаимодействия человека и техники.
Понятие «прозелитная норма»
Понятие «прозелитная норма» было введено в научный оборот ещё в 1970-х гг. известным советским учёным-маринистом, капитаном дальнего плавания Т. Б. Вандановым (Ванданов. 1973), который длительное время занимался правовыми проблемами обеспечения безопасности мореплавания. Специалист в области истории международных отношений В. А. Троицкий полагает, что «прозелитные нормы выполняют ещё одну чрезвычайно важную задачу – задачу развития и нормативного закрепления достижений научно-технического прогресса» (Троицкий. 2011. С. 238).
Термин «прозелитный» происходит от греческого слова «прозелитизм» (proselytes), что буквально означает «обращённый, нашедший своё место» (Цыпин. Прозелитизм).
Вне религиозного подтекста речь идёт о понятии, отражающем переход в новое качество. Именно это значение Т. Б. Ванданов считал определяющим и полагал, что «этот термин характеризует усиливающуюся взаимосвязь техники и международного права» (Ванданов. 1990. С. 96).
В работах западных юристов термин «прозелитный» используется не только в религиозном контексте, но большей частью – в широком смысле, когда имеется в виду прозелитизм как деятельность, направленная на достижение определённой цели. Термины «прозелитинг», «прозелитизм» зарубежные авторы применяют в трудах, посвящённых правовым вопросам. Директор Брюссельского института исследований современного Китая Г. Герертс в статье, посвящённой отношениям Китая и Европейского союза, сетовал, что «недальновидные политики в государствах – членах ЕС противодействуют прозелитингу Еврокомиссии» (Geeraerts. 2013. P. 67). Профессор международного права Б. Рамчаран, исследуя проблемы системы международного права, считал, что «была возможность прозелитинга и в этой области» (Ramcharan. 1990. P. 94).
Канадский юрист Ян Таунсенд-Голт в работе, посвящённой выполнению положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, писал об «усилиях, затраченных на прозелитизм в интересах ратификации» Конвенции 1982 г. (Townsend-Gault. 1999. P. 240).
Таким образом, термин «прозелитный» используется как в отечественной, так и в зарубежной юридической доктрине.
Одна из главных особенностей прозелитной нормы состоит в том, что в процессе её создания участвуют не только юристы, но и технические специалисты в той или иной области.
Например, Конвенция 1982 г. содержит целый ряд прозелитных норм, относящихся к правовому режиму морских пространств. Так, согласно ст. 76 Конвенции 1982 г. прибрежное государство при определении континентального шельфа устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, с помощью линии, проведённой в соответствии с п. 7 cт. 76 Конвенции 1982 г. путём отсчёта от наиболее удалённых фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере один процент кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона, либо линии, проведённой в соответствии с п. 7 ст. 76 Конвенции 1982 г. путём отсчёта от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона.
В свою очередь, согласно п. 7 ст. 76 Конвенции 1982 г. прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные точки, определяемые с помощью координат широты и долготы.
Если нет доказательств об обратном, подножие континентального склона определяется как точка максимального изменения уклона в его основании.
В Конвенции 1982 г. в основу определения внешней границы континентального шельфа прибрежного государства положены специфические критерии, которые, очевидно, разработаны с привлечением специалистов в морской геологии.
Неверно противопоставлять правовые нормы и прозелитные. Последние являются лишь разновидностью первых и в целом также направлены на регулирование общественных отношений, имея в виду их социально ориентированный характер, с той лишь разницей, что прозелитные нормы имеют свои особенности, обусловленные их юридической природой и назначением.
Использование терминов «технические», «технико-юридические», «юридико-технические» (Черданцев. 1964; Венгеров. 2013; Пчелкин. 2004) в применении к правовым нормам, содержащим технические требования, может привести к путанице, смешению различных понятий. В юриспруденции под «юридической техникой» понимается как система научных знаний о том, как осуществлять правотворчество и правоприменение, так и система практических навыков составления нормативных актов и их реализации (Томин. 2015. С. 4).
Признаки прозелитной нормы
Первый и основной признак прозелитной нормы – наличие требований в конкретном цифровом выражении. Например, в соответствии с правилом 29 «Рулевой привод» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (далее – Конвенция СОЛАС) главный рулевой привод и баллер руля должны обеспечивать перекладку руля с 35° одного борта на 35° другого борта при максимальных эксплуатационных осадке и скорости переднего хода судна и, при тех же самых условиях, с 35° одного борта на 30° другого борта не более чем за 28 с.
Другой пример. Согласно правилу 19 «Подготовка персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях и учения» Конвенции СОЛАС ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие по меньшей мере в одном учении по оставлению судна и в одном учении по борьбе с пожаром. Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на этом судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта.
Прозелитная норма не обязательно должна содержать установленные количественные требования, она может включать, например, определённую последовательность действий или их перечень, который может носить и неисчерпывающий характер. Так, согласно правилу 19 Конвенции СОЛАС каждый член экипажа должен пройти инструктаж, который включает, не обязательно ограничиваясь этим, следующее:
1) приведение в действие и использование судовых надувных спасательных плотов;
2) проблемы гипотермии, первую помощь при гипотермии и оказание первой помощи в других случаях;
3) специальные инструкции по использованию судовых спасательных средств в суровых погодных условиях и при сильном волнении;
4) приведение в действие и использование судовых средств пожаротушения;
5) риски, связанные с закрытыми помещениями, и судовые процедуры по безопасному входу в такие помещения, в которых соответствующим образом должны учитываться руководящие указания, представленные в рекомендациях, разработанных Международной морской организацией (ИМО).
К прозелитной норме можно отнести требования к эксплуатации и обслуживанию технических средств. Правило 9 Конвенции СОЛАС предусматривает, что на спасательной шлюпке и спасательном плоту и органах управления их спуском либо вблизи них должны быть предусмотрены плакаты или пиктограммы, которые должны:
1) пояснять назначение органов управления и процедуры приведения в действие средства, а также содержать соответствующие инструкции или предупреждения;
2) быть хорошо видимыми при аварийном освещении;
3) использовать символы в соответствии с рекомендациями ИМО.
Таким образом, для отнесения той или иной нормы к прозелитной она должна соответствовать условию: наличие технического требования в конкретном цифровом выражении и/или её «сопряжение» с техникой (техническим устройством).
Другая важная особенность прозелитных норм заключается в том, что они действуют не изолированно от других правовых норм. Так, ст. 62 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) гласит, что капитан судна обязан, если он может это сделать без серьёзной опасности для своего судна и находящихся на нём людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Причём за нарушение этой обязанности капитан судна несёт уголовную ответственность в соответствии с российским уголовным законодательством (ст. 270 Уголовного кодекса Российской Федерации). Однако реализовать эту обязанность капитан не может без использования целого ряда прозелитных норм, которые содержатся как в международно-правовых актах (например, в положениях гл. IV «Радиосвязь» Конвенции СОЛАС, инкорпорировавшей Глобальную систему связи при бедствиях на море – ГМССБ; в Международном регламенте радиосвязи, Международном своде сигналов и др.), так и в национальном законодательстве (в Правилах радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы 2022, Обязательных постановлениях в морских портах и т. д.).
Прозелитные нормы по своей юридической природе являются социальными нормами, поскольку направлены на достижение определённого социального результата (например, эффективную защиту морской среды от загрязнения).
Виды прозелитных норм
Прозелитная норма, как и правовая, по своей структуре состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем её особенностью является отсылочный характер санкции. А сами санкции могут быть либо административно-правовыми, либо уголовно-правовыми.
В зависимости от содержания диспозиции можно выделить запрещающие, обязывающие и управомочивающие прозелитные нормы.
Также различаются процессуальные и материальные прозелитные нормы. К первым, например, можно отнести положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который, в частности, определяет содержание и применение технических регламентов.
С учётом используемого метода правового регулирования можно выделить императивные (предписывающие единственно возможный конкретный вариант поведения) и диспозитивные (когда существует возможность выбора варианта поведения) прозелитные нормы.
Если прозелитная норма действует в рамках системы международного права, то она является международно-правовой и, соответственно, – внутригосударственной, когда сформирована в национальном праве.
Прозелитные нормы могут быть обязательными и факультативными (рекомендательными). Последние относятся к нормам «мягкого права» (soft law) и содержатся, например, в т. н. факультативных инструментах ИМО (non-mandatory instruments).
В зависимости от вида субъекта правотворчества прозелитные нормы могут быть разбиты на 7 групп. Первые три действуют в рамках международного права, четыре последующие относятся к внутреннему праву государств:
1) универсальные, получившие отражение в многосторонних международных договорах;
2) содержащиеся в двусторонних соглашениях государств;
3) разрабатываемые и принимаемые международными организациями в рамках своей компетенции (международные технические стандарты);
4) содержащиеся в законодательных актах, принимаемых высшими органами представительной власти государств;
5) содержащиеся в подзаконных актах, принимаемых органами государственной власти того или иного уровня (указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств и т. п.);
6) принимаемые в рамках внутреннего права специализированными организациями, осуществляющими технический контроль и надзор (национальные технические стандарты);
7) принимаемые непосредственно самими организациями и предприятиями (локальные технические стандарты).
Главной отличительной особенностью универсальных международно-правовых прозелитных норм является тот факт, что они содержатся в многосторонних международных договорах (конвенциях), посвящённых тем или иным аспектам морского судоходства. Лидирующую роль здесь занимает Конвенция СОЛАС, содержащая наибольшее число прозелитных норм. Универсальные прозелитные нормы обладают высшей юридической силой, поскольку вступление в силу соответствующих международно-правовых актов обусловлено необходимостью наличия определённого числа ратификаций государствами-участниками.
Примеры прозелитных норм
Примером прозелитной нормы, содержащейся в двустороннем соглашении, может послужить ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. Указанная статья, в частности, устанавливает, что дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договорённости сторон. В свою очередь, модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от базисных линий и определяются с учётом островов, геологических структур, а также с учётом других особых обстоятельств и понесённых геологических затрат. Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчёта от точек на побережьях сторон с учётом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 1 января 1998 г., равного отметке −27 м Балтийской системы высот (относительно Кронштадтского футштока).
Международные технические стандарты являются наиболее важным и многочисленным видом прозелитных норм. В самом общем виде под международными техническими стандартами следует понимать совокупность прозелитных норм, принятых международной специализированной организацией. Например, в сфере морского транспорта наиболее широкими полномочиями по разработке и принятию международных технических стандартов обладает ИМО – специализированное учреждение Организации Объединённых Наций, в активе которого огромное число кодексов, руководств, рекомендаций, унифицированных толкований и т. д.
Наряду с ИМО международные технические стандарты в сфере морского транспорта разрабатывает и принимает ряд международных неправительственных организаций. Например, Международный морской комитет, Балтийский и международный морской совет (БИМКО), Международная палата судоходства, Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) и др.
«Число международных технических стандартов постоянно растёт, и, видимо, рост этот будет продолжаться и в будущем» (Гуцуляк. 2017. С. 92).
Особой разновидностью международных технических стандартов являются т. н. межгосударственные стандарты, принимаемые государствами – членами Евразийского экономического союза. Правовой основой для их разработки и принятия служит приложение 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе («Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза», ратифицирован Федеральным законом от 3 октября 2014 № 279-ФЗ, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015).
В качестве примера в этом отношении можно привести Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов», принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии 15 июня 2012 г. № 33.
Другой пример – ГОСТ ISO 9093-2-2016, который был введён в действие на территории России Приказом Росстандарта от 30 июня 2017 г. № 616-ст.
В рамках национального права высшей юридической силой обладают прозелитные нормы, которые содержатся в нормативно-правовых актах, принимаемых высшими органами законодательной власти. Примером такого акта является уже ранее упоминавшийся Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», другой пример – Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который, в частности, предусматривает минимальные противопожарные расстояния от складов сжиженных углеводородных газов до объектов речного и морского транспорта.
Национальные технические стандарты являются составной частью общих национальных стандартов.
Наряду с национальным техническим стандартом Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» также выделяет стандарт организации – документ по стандартизации, утверждённый юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Например, ключевую роль в разработке национальных технических стандартов на морском транспорте играет Российский регистр морского судоходства – федеральное автономное учреждение, осуществляющее технический надзор за морскими судами и их классификацию.
По мере дальнейшего развития науки и техники число прозелитных норм увеличивается, также растёт их значение в современном праве.