Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
Ко́декс торго́вого морепла́вания Росси́йской Федера́ции (КТМ), систематизированный законодательный акт, регулирующий отношения в области торгового мореплавания. Принят Государственной Думой РФ 31 марта 1999 г., одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 г., вступил в силу с 1 мая 1999 г. Неоднократно дополнялся и изменялся. Включает 27 глав, 430 статей.
Под торговым мореплаванием в КТМ понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и/или буксировки, а также хранения грузов; рыболовства; проведения морских ресурсных исследований; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых и спасательных операций; подъёма затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей (ст. 2 КТМ).
Традиционным для торгового мореплавания является использование судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Поэтому этот и сопутствующие ему виды деятельности наиболее полно урегулированы в КТМ.
Правила, установленные КТМ, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река – море) плавания во время их плавания по морским путям и по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт; во время спасательной операции и при столкновении с морским судном. Также прибрежное государство вправе устанавливать иные правила прохода судов через свои внутренние морские воды.
Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нём предусмотренных, не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы, а также на некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
КТМ регулирует отношения, связанные с собственностью на судно, регламентирует правила флага и национальности судна, идентификации судна, регистрации судов. Устанавливает требования к экипажу и капитану судна; определяет статус морских лоцманов, условия обязательной и необязательной лоцманской проводки судна. Регламентирует правила договоров морской перевозки груза, пассажиров, фрахтования судна на время (тайм-чартер), фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), буксировки, морского посредничества, морского страхования, морского залога на судно (в том числе ипотеки судна).
Нормами КТМ регламентируются порядок предъявления морских протестов, претензий и исков; вопросы ареста судов по морскому требованию; устанавливается порядок плавания судов по Северному морскому пути.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены КТМ, применяются правила международного договора (ст. 427 КТМ).