Португалия. Литература
Литерату́ра Португа́лии, совокупность художественных произведений, созданных на территории Португалии. Развивается на португальском языке.
Средневековый период характеризуется специфичным для словесности Пиренейского полуострова взаимодействием христианской, арабо-мусульманской, иудейской традиций, сосуществованием латыни и языков иберо-романской группы (португальского, галисийского, испанского). Рубежом 12–13 вв. датируются первые образцы галисийско-португальской лирики, развивавшейся до конца 14 в. при дворах монархов. В составленных в 14–15 вв. кансьонеро представлено более 1680 текстов, зафиксированы имена свыше 170 авторов. Куртуазная поэтика воплотилась в кантигах – песнях, в том числе восходящих к португальскому фольклору; с 13 в. выделяются «песни о милом друге», «песни о любви», сатирические «песни насмешки» и «песни хулы». Со 2-й половины 12 в., наряду с поэтической, формируется драматическая традиция (фарсовая и литургическая драмы, придворные спектакли масок), однако текстов практически не сохранилось. В прозе особое место занимали хроникально-генеалогические, эпистолярные, агиографические и аллегорические жанры. С 13 в. возникали португальские версии легендарно-дидактических сюжетов (своеобразием отличаются, в частности, «Житие Марии Египетской», «Легенда о святых Варлааме и Иосафате»); в 13–15 вв. создавались переводы и обработки французских рыцарских романов (особенно бретонского цикла), акцентировавшие внимание на морально-дидактических аспектах рыцарства. Концом 13 – началом 14 вв. датируется создание рыцарского романа «Амадис Гальский» (сохранился в испанской переработке), авторство которого с начала 20 в. приписывается Ж. Пиришу ди Лобейре. К концу 13 – 1-й половине 14 вв. относятся «Родословные книги», сочетавшие скрупулёзную фактографию с легендами и преданиями и закрепившие в прозе фрагменты устной эпической традиции: сохранились отрывки легенд о короле Афонсу I Энрикише, отрывки анонимной эпической поэмы о «Битве при реке Саладу» (после 1340). С конца 14 в. формировалась хроникально-документальная традиция; в 1-й половине 15 в. Ф. Лопиш создал хроники (сохранились 3) первых 10 португальских королей, сочетающие эпичность и дидактизм, героику и повседневность.
Опыт хроник сыграл особую роль в становлении документально-художественной словесности Возрождения, в том числе в развитии «литературы открытий и заморских странствий», отразившей специфику португальской колониальной экспансии (книги, реляции, отчёты Ф. Каштаньеды, Г. Коррейи, А. Галвана, Ф. Мендеш Пинту, Д. Барбозы, Ф. Алвариша). Португальская литература 16 в. (т. н. золотого века), глубоко связанная с художественно-мировоззренческими традициями Средневековья, отмечена ощутимым драматизмом в духе маньеризма. Уникальный синтез народной драмы, религиозного и придворного театра отличает драматургию Ж. Висенте, развивавшуюся на пересечении средневекового канона и ренессансного гуманизма. В прозе выделяются рыцарские романы «Хроника императора Кларимунду» (1522) Ж. де Барруша и «Палмерин Английский» (создан в 1540–1544, испанское издание 1547, португальское – 1567) Ф. ди Морайша. Для поэзии этого периода характерна ориентация на итальянские образцы (т. н. итальянская школа; лирика Б. Рибейру и Д. Бернердиша). Крупнейший представитель португальского петраркизма – Ф. ди Са ди Миранда. Заметным явлением стало драматургическое творчество Ж. Феррейры ди Вашконселуша [комедии «Евфрозина» (около 1542–1543, издана в 1555), «Улисипу» (1547)], а также А. Феррейры, который в трагедии «Инеш ди Каштру» (написана около 1558, издана в 1587) обратился к истории любви и гибели возлюбленной короля Педру I Справедливого. Лирическую версию сюжета создал гуманист Г. ди Резенди, издав её во «Всеобщем кансьонеро» (1516) – крупнейшем собрании стихов, включившем произведения свыше 200 поэтов 15 – начала 16 вв. Вершина португальского Возрождения – творчество Л. ди Камоэнса, культивировавшего в лирике множество форм и размеров как традиционных (редондилья, вильянсико), так и новых (сонеты, эклоги и др.) и во многом предвосхитившего поэзию эпохи барокко.
Динамика португальской литературы конца 16 – середины 17 вв. в значительной степени определялась зависимым положением страны в период унии с Испанией (1580–1640). Взаимодействие маньеристских и барочных тенденций развивалось при доминирующем влиянии Камоэнса и Л. де Гонгоры; преобладали поэтические салонные жанры, религиозно-мистическая тематика, особое значение приобрела визионерская литература. Маньеристско-барочная поэтика наиболее отчётливо воплотилась в поэзии и прозе Ф. Р. Лобу. Образцом барочной риторики стали проповеди, письма и мистические пророчества А. Виейры, долгое время прожившего в Бразилии; барочная сатира представлена анонимным памфлетом «Искусство воровства» (1652), творчеством А. Серрана ди Каштру, комедиями А. Ж. да Силвы. Со 2-й половины 17 в. особую роль играли созданные по итальянскому образцу литературные сообщества – Академия благородных (1649–1668), Академия особых (1663–1665) и др. Сатирические, консептистские, культеранистские ракурсы барочной эстетики отражены в поэзии А. Барбозы Баселара, Ж. Баии, Х. Ф. ди Вашконселуша и др. Барочное мировидение нашло отражение в творчестве Ф. М. ди Мелу – сборнике «Поэтические произведения» (1665), включившем стихи на португальском и испанском языках, а также трактате «Литературный приют» (1721), содержащем историю португальской словесности, «Трактате о науке каббале» (1724) и др. В русле консептизма сформировалась поэзия монахинь Марии ду Сеу и Виоланты ду Сеу [сборники «Разные рифмы» (1646), «Лузитанский Парнас» (1733)].
С середины 18 в. особое значение начала приобретать идеология Просвещения, в области литературы тесно соотнесённая с классицизмом. Его теоретические принципы были осмыслены в трактате Ф. Ж. Фрейре (Фрейри) «Поэтическое искусство, или О правилах истинной поэзии» (1748). Сплав классицистических, сентименталистских и предромантических тенденций характерен для поэзии и драматургии П. А. Коррейя Гарсана, М. ди Фигейреду, трагедий Д. душ Рейш Киты, сатирической поэзии Н. Толентину, пасторальной лирики А. Кабрала, эстетических трактатов и стихов Ф. Мануэла ду Насименту и др.
Романтизм в литературе Португалии, предвестием которого стала лирика М. М. ду Бокажи, формировался в общей атмосфере наполеоновских войн начала 19 в. Национально-исторический пафос доминирует в творчестве Ж. Б. да Алмейды-Гаррета (настоящее имя Ж. Баптиста да Силва Лейтан): поэмах «Камоэнс» (1825), «Дона Бранка» (1826), исторической драме «Брат Луиш ди Соза» (1844), поэтическом сборнике «Романсейро» (1851) и др. Принципы романтической историографии отразились в художественном творчестве А. Эркулану. Романтический образ природы создан в поэзии А. Ф. ди Каштилью; образец романтического бунтарства – лирика и драматургия Ф. Гомиша ди Аморина. В русле романтизма начал свой творческий путь романист и драматург К. Каштелу Бранку, дополнивший романтический интерес к прошлому близким костумбризму и реализму отображением современности [бытовая комедия «Фафи-первенец в Лиссабоне» (1861), роман «Сброд» (1880)]. К современной тематике обращены драмы Ж. да Силвы Мендиша Леала. Мелодраматизм, приверженность патетике, эмоциональным эффектам характерны для т. н. ультраромантизма (прозаики А. ди Оливейра Маррека, Л. А. Ребелу да Силва; драматурги и поэты Л. А. Палмейрин, М. Пиньейру Шагаш).
Середина 19 в. отмечена многолетней полемикой (т. н. коимбрский спор) об общих принципах искусства слова, в ходе которой оформлялась поэтика реализма. Одним из первых её манифестов стало открытое письмо «Здравый смысл и хороший вкус» А. Т. ди Кентала (1865). Сплав реализма и костумбризма характерен для рисующих провинциальный быт романов Ж. Диниша «Одна английская семья» (1868), «Идальго из рода Мурисков» (1872), а также для поздней прозы К. Каштелу Бранку, обращённой к сельской жизни. Натурализм нашёл воплощение в многотомных романных циклах Ф. Тейшейра ди Кейруша (Тешейра де Кейрош) «Сельская комедия» (1876–1915) и «Буржуазная комедия» (1879–1919); в пенталогии А. Ботелью «Социальная патология» (1891–1910); в опытах социально-критической драмы Ж. да Камара – пьесах «У очага» (поставлена в 1876), «Трясина» (поставлена в 1894) и др. Всемирную известность получило творчество Ж. М. Эса ди Кейроша.
Литература рубежа 19–20 вв. ознаменована появлением символизма, ориентированного преимущественно на французские образцы. В творчестве поэтов символистского круга – А. Г. Леала, Ж. ди Деуша, Э. ди Каштру и др. – богоборчество и урбанизм в духе Ш. Бодлера сочетаются с характерной мифологизацией повседневности и мистикой богоискательства. Переход к импрессионизму, тяготение к близкой авангарду беспредметности, чистой живописности характерны для творчества К. Песаньи. К осмыслению специфики национального самосознания обращено близкое символизму творчество поэта и философа Т. ди Пашкоайнша (поэтический сборник «Сеньора Ночь», 1909), в 1912 г. возглавившего группу «Португальское Возрождение», в которую вошли поэты А. Казимиру, А. Коррейя ди Оливейра, поэт, драматург, историк Ж. Кортезан, художник А. Карнейру, а также философ и культуролог Л. Коимбра – автор одной из первых в Португалии модернистских теорий творчества.
В 1-й трети 20 в. во взаимодействии авангарда и модернизма развивались экспериментальные поэтики, в том числе близкие футуризму и экспрессионизму (творчество М. ди Са-Карнейру, Ж. Собрала ди Алмада Негрейруша, А. С. Кортиша Родригиша, А. Ферру). Символистские и авангардно-модернистские тенденции свойственны лирической прозе Р. Брандана, поэзии и прозе Ф. Эшпанки; широкую известность обрела лирика Ф. Песоа. Воздействие психоанализа и экзистенциализма ощутимо в литературно-критическом и художественном творчестве Ж. Г. Симоэнша, прозе и поэзии Ж. Режиу, А. Ж. Бранкинью да Фонсеки, М. Торги (псевдоним, настоящее имя А. Коррейя да Роша). Развивался и модифицировался классический реализм [романы Ж. М. Феррейры ди Каштру («Эмигранты», 1928; «Сельва», 1930), И. Лижбоа («Начинается жизнь», 1940; «Возвращаться – зачем?», 1954), В. Немезиу («Непогода в проливе», 1944); проза А. Рибейру]. Влияние сюрреализма ощутимо в творчестве А. Педру.
Литература 1940-х гг. отмечена развитием ангажированной поэзии (Ф. Намора, Ж. Ж. Кошофель, М. да Фонсека, К. ди Оливейра и др.). Сюрреалистические тенденции прослеживаются в поэзии М. Сезарини ди Вашконселуша, А. Домингиша, П. Оома, А. Марии Лижбоа, в прозе писателя и искусствоведа Ж. А. Франсы. К реконструкции барочного метафоризма тяготеет пантеистическая поэзия Э. ди Андради (сборник «Руки и плоды», 1948). В 1940–1950-х гг. особое место занимала социально ангажированная, обличительная проза неореализма [произведения А. Редола, С. Ж. Перейры Гомиша (повесть «Эстейруш», 1944, в рус. пер. 1952 – «Лишённые детства»), М. да Фонсеки (сборник рассказов «Огонь и зола», 1953), Ф. М. ди Каштру Сороменью, Ж. Кардозу Пириша, К. ди Оливейры и др.]. От неореализма к экзистенциализму эволюционировало творчество Ф. Наморы Гонсалвиша и В. Феррейры. Сплав ангажированности, психологизма, реализма и абсурдизма характерен для прозы Ж. Гомиша Феррейры. Влияние французского «нового романа» ощутимо в творчестве А. Атерли, Э. Элдера.
Во 2-й половине 20 в. неоавангардные веяния, в том числе соотносимые с конкретной поэзией, проявились в творчестве поэтов К. ди Бриту, Л. Нету Жоржи, М. Т. Орты, в теоретических и художественных опытах участников поэтического движения «Португальский экспериментализм» – А. Арагана, Э. Элдера, Е. М. Мелу-и-Каштру, А. Атерли, М. С. Лоуренсу и др. Традиционный лиризм, экспрессивность характерны для поэзии С. ди Мелу Брейнер (сборники «Имя вещей», 1977, «Муза», 1994, и др.); философской проблематикой пронизано поэтическое творчество Ж. ди Сены; к реконструкции барочного метафоризма тяготеет пантеистическая поэзия Э. ди Андради (сборники «Солнечная материя», 1980, «Соль языка», 1995, и др.). С 1980-х гг. в прозе К. ди Бриту, Д. Моурана-Феррейры, Л. Жоржи, Р. Нуниша, А. Фарии, Э. Коррейи, Ж. ди Мелу доминируют приёмы постмодернизма. На рубеже 20–21 вв. большой успех снискало творчество Ж. Сарамаго.