#Литературы народов мираЛитературы народов мираИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЛитературы народов мираЛитературы народов мираНайденo 25 статейСтраны мира. ЛитератураСтраны мира. Литература Италия. Литература. Современная литератураСовреме́нная италья́нская литерату́ра. В 1980-е гг. в итальянской литературе на первый план выходит постмодернизм; произведения отличаются сложным стилистическим рисунком и интертекстуальностью, стремлением отмежеваться от литературной традиции (У. Эко, Л. Малерба, А. Барикко). Авторы литературного объединения «Молодые каннибалы» критически показали засилье «попсовой» псевдокультуры в провокационных и аморальных рассказах: Н. Амманити, Э. Брицци (род. 1974), Д. Куликкьи, А. Нове (род. 1967), Томмазо Пинчо (псевдоним; настоящее имя М. Колапьетро, род. 1963), Дж. Каличети (род. 1964), И. Сантакроче (род. 1970), А. Теодорани (род. 1971). Литература начала 2000-х гг. отмечена возвращением к реализму, вниманием к документальному материалу и реальной личности, в результате чего возникли такие гибридные формы романа, как автофикшн, где писатель принимает на себя роль главного героя [романы В. Сити, Дж. Дженна (род. 1969), М. Ковачич (род. 1965), Дж. Моцци (род. 1960) и др.]. Биофикшн – биография с элементами вымысла – представлен романами писателей Х. Янечек (род. 1964), А. Скурати (род. 1969) и Д. Ореккьо (род. 1969). В произведениях группы писателей, творящих под общим псевдонимом Ву-Минг (авторов теории «неопределённого нарративного объекта»), прослеживается обращение к событиям и личностям мировой истории, использование архивных материалов, вкрапление чужих текстов разных жанров в канву собственного произведения. В прозе С. Веронези, написанной под заметным влиянием эстетики П. П. Пазолини, разрабатывается тема психического здоровья современного человека. Экспериментирование в области семейного психологического романа характерно для Д. Старноне (род. 1943). В последние годы всё чаще заявляют о себе т. н. транснациональные авторы – выходцы из разных стран или билингвы из семей мигрантов, нашедшие родину в Италии: И. Шего (род. 1974), О. Ворпси (род. 1968), К. Али Фарах (род. 1973), Г. Курувилла (род. 1969). Среди поэтов признание получили Э. Пальярани (1927–2012), Дж. Рабони (1932–2004), М. Л. Спациани (1922 или 1923–2014), А. Мерини (1931–2009), Ч. Вивиани (род. 1947), В. Магрелли (род. 1957), В. Ламарк (род. 1946), Дж. Конте (род. 1945), М. Г. Каландроне (род. 1964), Л. Соччи (род. 1966).Страны мира. Литература Узбекистан. ЛитератураЛитерату́ра Узбекиста́на, совокупность произведений художественной литературы на узбекском языке. В её основе – богатая фольклорная традиция, включающая многочисленные эпические сказания («Алпамыш» и др.), позднее переработанные в дастаны. Становление и развитие литературы Узбекистана происходило при решающем влиянии персидской литературы. Конец 14 – начало 16 вв. – период расцвета литературы на староузбекском языке (чагатайском языке) в Самарканде и Герате. Новатором и подлинным классиком литературы Узбекистана стал поэт, философ и государственный деятель Алишер Навои. В 16 – начале 19 вв. литература активно развивалась в крупнейших культурных центрах – Бухаре, Хиве и Коканде. Сочетание традиционных суфийских тем с сатирическими мотивами характерно для представителей ферганской поэтической школы 18 в. (Х. Хувайда, Мадан Пангози, Ш. Акмал, Махмур). Во 2-й половине 19 в. заметно усиление социальной тематики. В начале 20 в. под влиянием джадидизма получили распространение просветительские традиции, нашедшие выражение в укреплении демократических тенденций, критике средневековых порядков, поиске новых художественных форм. С 1930-х гг. доминирующим направлением в литературе вплоть до 1980-х гг. оставался социалистический реализм. Литература конца 20 – начала 21 вв. отмечена повышенным вниманием к традициям и культурному наследию Узбекистана, интересом к формальным экспериментам.Страны мира. Литература Таиланд. ЛитератураЛитерату́ра Таила́нда, совокупность художественных произведений, созданных на территории Таиланда. Развивается на тайском языке. В её основе – богатая фольклорная традиция, родственная другим народам Юго-Восточной Азии. Первый памятник – надпись (1283) на стеле короля Рамкамхенга. Наиболее ранний памятник аютийской словесности – стихотворный текст указа «О заклятии воды» (середина 14 в.). В 17 в. известность снискали произведения короля Нарая и поэтов, имевших придворные титулы (Сипрат и др.). В позднеаютийский период (18 в.) сложены поэмы принца Тхамматхибета. До 1830-х гг. литература развивалась под знаком просветительства. В 1860-х гг. появились первые тайские рассказы. Во 2-й половине 20 в. развивался исторический роман (творчество Кыкрита Прамота). Среди наиболее значительных прозаиков рубежа 20–21 вв. – Чаат Коптьити, Васит Детчакунчон, Пханумаат Пхумитхавон. Поэзия конца 20 – начала 21 вв. отмечена формальными экспериментами.Страны мира. Литература Аргентина. ЛитератураЛитерату́ра Аргенти́ны, совокупность художественных произведений, созданных на территории Аргентины. Развивается на испанском языке. Первые литературные произведения представляют собой хроники конкисты. Важную роль в становлении словесности играл креольский фольклор. Итог начального этапа развития – творчество Д. Ф. Сармьенто, соединившего романтическую, классицистическую, гаучистскую программы в эссе «Факундо» (1845). Сплав романтизма, костумбризма и реализма характерен для вершинного произведения литературы гаучо – поэмы «Мартин Фьерро» (1872–1879) Х. Эрнандеса. Среди писателей-модернистов наибольшую известность получили Л. Лугонес, Э. Ларрета. Новая эстетическая программа, сформулированная Х. Л. Борхесом, нашла отражение в творчестве Л. Маречаля, Р. Гуиральдеса и др. Формально-лингвистический эксперимент, гротеск, фантастика и социальный критицизм соединились в прозе Х. Кортасара. Среди наиболее значительных писателей и поэтов 21 в.: Ф. Аббате, С. Швеблин, К. Альварадо-Ларруко, Э. Мальо, Х. М. Кастиньейра де Дьос, Г. Сааведра, А. Кристобо, Вашингтон Кукурто.Страны мира. Литература Перу. ЛитератураЛитерату́ра Перу́, совокупность художественных произведений, созданных на территории Перу. Развивается преимущественно на испанском языке, а также на языке аймара и кечуанских языках. Вершина развития историко-хроникального жанра – сочинения Инки Гарсиласо де ла Веги. К 16 в. относится зарождение письменного творчества кечуа на основе латиницы. В начале 18 в. утвердился классицизм (творчество П. Перальты-и-Барнуэво). В 1840-х гг. зародился романтизм, в русле которого получила оформление национальная историческая драматургия (К. А. Салаверри). Проза конца 19 в. ознаменована эволюцией к натурализму и реализму в творчестве М. Кабельо де Карбонеры. С начала 1900-х гг. развивалась модернистская проза: романы «Злобные рассказы» (1904) К. Пальмы, «Письма туристки» (1905) Э. Каррильо и др. Широкую известность снискали произведения М. Варгаса Льосы.Направления, стили, жанры в литературе Россия. Литература. Древнерусская литератураДревнеру́сская литерату́ра, литература восточных славян 11–13 вв. до их последующего разделения на русских, украинцев и белорусов. С 14 в. отчётливо проявляются особые книжные традиции, приведшие к образованию русской (великорусской) литературы, а с 15 в. – украинской и белорусской. В филологии понятие «древнерусская литература» используется традиционно применительно ко всем периодам в истории русской литературы 11–17 вв.Направления, стили, жанры в литературе Панама. ЛитератураЛитерату́ра Пана́мы, совокупность художественных произведений, созданных на территории Панамы. Развивается на испанском языке. До обретения Панамой государственности (1903) её литература была частью колумбийской литературы. Одну из главных тем составляет Панамский канал, ставший осью политической и духовной жизни страны. Основоположники испаноамериканского модернизма – Д. Эррера и Г. Андреве. Сборник стихотворений Рохелио Синана «Волна» (1929) ознаменовал появление авангарда. Р. Э. Хурадо создал национальный исторический роман «Дезертиры» (1949). С наибольшей остротой тема канала воплотилась в романах Х. Беленьо: «Курунду» (1949), «Зелёная луна» (1951) и «Каторжники из Габоа» (1960). Поэты 1980-х гг. отошли от социальной проблематики и погрузились во внутренний мир человека: Э. Харамильо Леви, Дж. Бенедетти, К. Томас, Э. Кольядо и др. Среди характерных черт прозы 1980–2000-х гг.: отступление от национальной тематики, обращение к универсальным темам, увлечение фантастикой и мистикой, использование поэтического языка, предпочтение жанра рассказа.Направления, стили, жанры в литературе Чили. ЛитератураЛитерату́ра Чи́ли, совокупность художественных произведений, созданных на территории Чили. Развивается на испанском языке. В 1830–1840-х гг. утвердился романтизм (С. Санфуэнтес, Ф. Бильбао, Г. Блест Гана и др.). Становление реализма связано с творчеством А. Блест Ганы. В поэзии рубежа 19–20 вв. доминировали модернистские тенденции: сборник «Чилийская душа» (1912) К. Песоа Велиса и др. В поэзии 1-й половины 20 в. заметным явлением стала лирика Г. Мистраль. Большое влияние на развитие чилийской литературы оказала лирика П. Неруды. Новые тенденции в литературе рубежа 20–21 вв. связаны с деятельностью группы McOndo, созданной А. Фугетом и С. Гомесом; широкую известность снискало творчество Р. Боланьо.Страны мира. Литература Россия. Литература. 18 векРу́сская литерату́ра 18 ве́ка. Cвоеобразие русской литературы 18 в. определяется происходящим в этот период крутым социокультурным переломом, инициированным Петром I. Разрушение патриархального уклада, создание внерелигиозной политической идеологии, приобщение России к новоевропейской культуре, преимущественно светской и рационалистической, сопровождались глубокими изменениями в характере литературы. Была создана принципиально новая система жанров и стилей, радикально реформирован литературный язык и стихосложение – всего лишь за один век русская литература повторила путь, пройденный западноевропейскими странами в течение двух-трёх столетий.Направления, стили, жанры в литературе Португалия. ЛитератураЛитерату́ра Португа́лии, совокупность художественных произведений, созданных на территории Португалии. Развивается на португальском языке. Рубежом 12–13 вв. датируются первые образцы галисийско-португальской лирики. В средневековой прозе особое место занимали хроникально-генеалогические, эпистолярные, агиографические и аллегорические жанры. Синтез народной драмы, религиозного и придворного театра отличает драматургию Ж. Висенте. Сплав классицистических, сентименталистских и предромантических тенденций характерен для творчества П. А. Коррейя Гарсана, М. ди Фигейреду, Д. душ Рейш Киты и др. В русле романтизма начал свой творческий путь романист и драматург К. Каштелу Бранку. В середине 19 в. оформлялась поэтика реализма (А. Т. ди Кентала, Ж. Диниш и др). Литература рубежа 19–20 вв. ознаменована появлением символизма (А. Г. Леала, Ж. ди Деуш, Э. ди Каштру и др.). В 1940–1950-х гг. развивалась ангажированная литература. На рубеже 20–21 вв. большой успех снискало творчество Ж. Сарамаго. 123