#Литературы народов мира
Литературы народов мира
Тег

Литературы народов мира

Литературы народов мира
Найденo 20 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Панама. Литература
Литерату́ра Пана́мы, совокупность художественных произведений, созданных на территории Панамы. Развивается на испанском языке. До обретения Панамой государственности (1903) её литература была частью колумбийской литературы. Одну из главных тем составляет Панамский канал, ставший осью политической и духовной жизни страны. Основоположники испаноамериканского модернизма – Д. Эррера и Г. Андреве. Сборник стихотворений Рохелио Синана «Волна» (1929) ознаменовал появление авангарда. Р. Э. Хурадо создал национальный исторический роман «Дезертиры» (1949). С наибольшей остротой тема канала воплотилась в романах Х. Беленьо: «Курунду» (1949), «Зелёная луна» (1951) и «Каторжники из Габоа» (1960). Поэты 1980-х гг. отошли от социальной проблематики и погрузились во внутренний мир человека: Э. Харамильо Леви, Дж. Бенедетти, К. Томас, Э. Кольядо и др. Среди характерных черт прозы 1980–2000-х гг.: отступление от национальной тематики, обращение к универсальным темам, увлечение фантастикой и мистикой, использование поэтического языка, предпочтение жанра рассказа.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Чили. Литература
Литерату́ра Чи́ли, совокупность художественных произведений, созданных на территории Чили. Развивается на испанском языке. В 1830–1840-х гг. утвердился романтизм (С. Санфуэнтес, Ф. Бильбао, Г. Блест Гана и др.). Становление реализма связано с творчеством А. Блест Ганы. В поэзии рубежа 19–20 вв. доминировали модернистские тенденции: сборник «Чилийская душа» (1912) К. Песоа Велиса и др. В поэзии 1-й половины 20 в. заметным явлением стала лирика Г. Мистраль. Большое влияние на развитие чилийской литературы оказала лирика П. Неруды. Новые тенденции в литературе рубежа 20–21 вв. связаны с деятельностью группы McOndo, созданной А. Фугетом и С. Гомесом; широкую известность снискало творчество Р. Боланьо.
Литература
Страны мира. Литература
Россия. Литература. 18 век
Ру́сская литерату́ра 18 ве́ка. Cвоеобразие русской литературы 18 в. определяется происходящим в этот период крутым социокультурным переломом, инициированным Петром I. Разрушение патриархального уклада, создание внерелигиозной политической идеологии, приобщение России к новоевропейской культуре, преимущественно светской и рационалистической, сопровождались глубокими изменениями в характере литературы. Была создана принципиально новая система жанров и стилей, радикально реформирован литературный язык и стихосложение – всего лишь за один век русская литература повторила путь, пройденный западноевропейскими странами в течение двух-трёх столетий.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Португалия. Литература
Литерату́ра Португа́лии, совокупность художественных произведений, созданных на территории Португалии. Развивается на португальском языке. Рубежом 12–13 вв. датируются первые образцы галисийско-португальской лирики. В средневековой прозе особое место занимали хроникально-генеалогические, эпистолярные, агиографические и аллегорические жанры. Синтез народной драмы, религиозного и придворного театра отличает драматургию Ж. Висенте. Сплав классицистических, сентименталистских и предромантических тенденций характерен для творчества П. А. Коррейя Гарсана, М. ди Фигейреду, Д. душ Рейш Киты и др. В русле романтизма начал свой творческий путь романист и драматург К. Каштелу Бранку. В середине 19 в. оформлялась поэтика реализма (А. Т. ди Кентала, Ж. Диниш и др). Литература рубежа 19–20 вв. ознаменована появлением символизма (А. Г. Леала, Ж. ди Деуш, Э. ди Каштру и др.). В 1940–1950-х гг. развивалась ангажированная литература. На рубеже 20–21 вв. большой успех снискало творчество Ж. Сарамаго.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Таджикистан. Литература
Таджи́кская литерату́ра, совокупность художественных произведений, созданных на территории Таджикистана. Развивается на таджикском языке. До 15 в. составляла неотъемлемую часть персидской (или персо-таджикской) литературы (см. в ст. Иран). На территории Таджикистана получила распространение также согдийская литература. В 16 в. таджикская литература начала самостоятельное развитие, во многом сохраняя принципы персидской поэтики. В 18 – 1-й половине 19 вв. литература, развивавшаяся преимущественно в Бухаре, Коканде и Хорезме, отразила значительное влияние персоязычной литературы Индии, прежде всего творчества Бедиля. Особенности развития таджикской литературы 2-й половины 19 в. связаны с присоединением Центральной Азии к Российской империи. В 1920-х гг. окончательно оформился реализм. С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ведущее место в таджикской литературе заняли малые жанры – очерк, рассказ, фельетон, а также публицистика. Большой популярностью пользовалась патриотическая поэзия, агитационная лирика.
Литература
Страны мира. Литература
Кения. Литература
Литерату́ра Ке́нии, совокупность художественных произведений, созданных на территории Кении. Развивается на суахили и английском языке. Первые письменные памятники на суахили появились в 17–18 вв.: главным образом героические, религиозные, дидактические поэмы. К 19 в. относится творчество поэтов Муяка бин Хаджи аль-Гассани и Мваны Купоны. Поэзия продолжала преобладать над прозой и в 20 в. В ней прослеживались две тенденции: традиционалистская, приверженцы которой ориентировались на стилистические и тематические каноны традиционных жанров тензи и машаири, и модернистская. Начало формирования прозы на суахили относится к середине 20 в.: социально-бытовые повести с дидактической направленностью.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Серболужицкая литература
Серболу́жицкая литерату́ра, литература лужицких сербов (лужичан) на латинском, верхне- и нижнелужицком, немецком языках. Первый памятник деловой письменности – Будишинская присяга (между 1530 и 1532). Крупнейший писатель 19 в. – Я. Барт-Чишинский. В конце 20 и начале 21 вв. серболужицкая литература создаётся главным образом на немецком языке и составляет часть литературы Германии. Среди наиболее известных поэтов и прозаиков: Е. М. Чорнакец, А. Френцль, М. Метова, Р. Домашцына, Б. Дырлих.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Филиппины. Литература
Литерату́ра Филиппи́н, совокупность литературных произведений филиппинского народа. Развивается на тагальском языке и других языках Филиппинского архипелага (илоканском, бикольском, пампанганском, хилигайнон и себуано), а также на испанском и английском языках. В основе литературы Филиппин – фольклорная традиция малайско-полинезийского культурного ареала; циклизация обрядовых песен стала источником эпоса, представленного многочисленными сказаниями различных народов.
Литература
Страны мира. Литература
Пекин. Литературная жизнь
Литерату́рная жи́знь Пеки́на. С 14 в. Пекин занимает центральное место в литературном процессе Китая: столичный говор лёг в основу нормативного разговорного, а с 20 в. – и литературного китайского языка, а столичный статус на протяжении веков обуславливал постоянный приток литературных сил. При монгольской династии Юань на первый план литературной жизни выдвинулась драматургия Ван Шифу, Ма Чжиюань, Гуань Ханьцин. В 18–19 вв. при династии Цин сложилось самое известное направление китайской музыкальной драмы – Пекинская опера, сохраняющая свою популярность поныне. Среди наиболее значимых пекинских прозаиков эпохи Цин – Цао Сюэцинь и Вэнь Кан. В 1910–1920-х гг. Пекин стал центром литературной революции и движения за новую культуру. Крупнейшие литературные объединения – Общество изучения литературы, группа «Новолуние», общество «Без названия» («Вэймин шэ», 未名社), основанное Лу Синем. Влиятельные литературные издания – художественное приложение к «Утренней газете», журнал «Нити слов». Важную роль сыграло издательство современной литературы «Северное новое издательство». Наиболее значимый пекинский писатель 1-й половины 20 в. – Лао Шэ. Городские обычаи и нравы описаны в произведениях Лян Шицю, Цао Юя, Линь Хайинь, которые провели в Пекине значительную часть своей жизни. Восстановление Пекина в столичном статусе в 1949 г. вернуло ему роль главного литературного центра страны, а также выдвинуло на первый план издательства «Народная литература», «Писатель» и журналы «Народная литература», «Литература и искусство Пекина», «Октябрь», «Современность». В 1980-е гг. ведущими представителями пекинской литературы, создающими произведения на пекинском диалекте, посвящённые городу, стали писатели Дэн Юмэй, Лю Синьу, Ван Мэн. C 1986 г. в Пекине ежегодно проводится Пекинская международная книжная ярмарка, ставшая важным литературным событием всекитайского и международного масштаба. Среди литературных достопримечательностей Пекина: Музей современной китайской литературы, Музей традиционного китайского театра, дома-музеи Цао Сюэциня, Лу Синя, Лао Шэ, Мао Дуня и Го Можо.
Литература
1
2