Народная драма
Наро́дная дра́ма, фольклорное театральное представление, не имеющее в своей основе фиксированного текста и бытующее в сценической форме.
Наряду с термином «народная драма», в современной фольклористике используется термин «фольклорный театр». В своих истоках народная драма восходит к драматическим элементам обрядового фольклора, святочным и масленичным играм, творчеству бродячих актёров (жонглёров, шпильманов, скоморохов). В средневековой Европе представлена жанрами: мистерия, фарс, фастнахтшпиль и др.
В России народная драма зародилась на рубеже 17–18 вв. Наибольшей популярностью пользовалась народная драма «Царь Максимилиан» (другие названия – «Царь Максемьян», «Трон»), стержневым сюжетом которой является преследование царём-язычником Максимилианом своего сына-христианина. Среди других сюжетных линий: столкновение Максимилиана с королём Мамаем, бой Аники-воина с иноземными рыцарями, встреча Аники-воина со Смертью. Трагические эпизоды перемежаются с фарсовыми, в которых участвуют Гробокопатель, Доктор, Портной и др. В «Царе Максимилиане» ощутимо влияние литературных источников и ранней русской драматургии, впоследствии дополненное цитатами и реминисценциями из стихотворений Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и др.; в самостоятельную сцену преобразовано стихотворение «Гусар» (1833) А. С. Пушкина.
Широко известна была и народная драма «Лодка» (другие названия – «Шлюпка», «Шайка разбойников»), восходящая к инсценировке песни «Вниз по матушке по Волге» (2-я половина 18 в.), которая в процессе бытования дополнилась мотивами разбойничьего фольклора, сюжетами лубочной литературы, а также переработкой поэмы А. С. Пушкина «Братья-разбойники». Как и в «Царе Максимилиане», в «Лодке» трагические сцены соседствуют с вариациями комических эпизодов.
Отдельную группу составляют комические народные драмы, в основе которых – вольное, осуждаемое в условиях повседневной жизни поведение (в том числе речевое), уходящее своими корнями в средневековую смеховую культуру карнавального типа: «Барин», где Барин разбирает жалобы просителей, а затем покупает у откупщика коня и «удивительных людей»; «Барин бравый», «Мнимый барин» и другие – сценки Барина со слугой; пьесы, пародирующие похоронный («Маврух») и свадебный («Пахомушка») обряды.
Для народной драмы характерны смешение стиха и рифмованной прозы, патетического и шутовского стилей, широкое использование оксюморона, метатезы, комической игры слов. В представлениях народной драмы отсутствовали кулисы, сцена, декорации; допускались диалоги актёров и зрителей; существенное значение имела импровизация.
Первые записи народной драмы были сделаны в середине 19 в.