Намора Гонсалвиш Фернанду
Намо́ра Гонса́лвиш Ферна́нду (Fernando Namora Gonçalves) (15.4.1919, Кондейша, близ Коимбры – 31.1.1989, Лиссабон), португальский писатель, врач.
Родился в крестьянской семье. Окончил медицинский факультет Коимбрского университета (1942). В 1941 г. вместе с сокурсниками основал журнал Altitude, участвовал в проекте «Novo Cancioneiro» («Новые песни», 1941) – десятитомном собрании сочинений поэтов Поколения 40-х [К. ди Оливейра, М. Дионисиу (1916–1993), Ж. Намораду (1914–1986) и др.], ставших основоположниками неореализма в португальской литературе.
По окончании университета работал врачом. С 1951 г. жил в Лиссабоне, работал в Португальском институте онкологии.
Произведения 1937–1941 гг. тяготеют к неореализму: поэтические сборники «Рельефы» («Relevos», 1937), «Глиняные головы» («Cabeças de Barro», 1937), роман «Семь частей света» («As sete partidas do mundo», 1938), поэма «Земля» («Terra», 1941), роман «Огонь в тёмной ночи» («Fogo na noite escura», 1943). В 1940–1950-х гг. Ф. Намора Гонсалвиш писал на сельские темы, сочетая элементы поэтики плутовского романа и натурализма: романы «Мальтийский дом» («Сasa da Malta», 1945), «Ночь и рассвет» («A noite e a madrugada», 1950), «Хлеб и плевелы» («O trigo e o joio», 1954, экранизирован в 1965, режиссёр М. Гимарайнш), сборник новелл «Рассказы из жизни врача» («Retalhos da vida de um médico», 1949, экранизированы в 1963, режиссёр Ж. Б. ду Канту; фильм включён в программу Берлинского кинофестиваля 1963).
Теме экзистенциального одиночества человека в обществе посвящены «городские» романы «Человек в маске» («O Homem Disfarçado», 1957), «В воскресенье пополудни» («Domingo a tarde», 1961, экранизирован в 1966, режиссёр А. ди Маседу), сборник новелл «Одинокий город» («Cidade Solitária», 1959), поэтический сборник «Холодные рассветы» («As Frias Madrugadas», 1959).
Впечатления от многочисленных путешествий в скандинавские страны и Швейцарию нашли отражение в произведениях 1960-х гг.: сборник новелл «Рассказы из жизни врача. Вторая часть» («Retalhos da vida de um médico. Segunda série», 1963), хроника «Диалог в сентябре» («Diálogo em Setembro», 1966), поэтический сборник «Маркетинг» («Marketing», 1969). Многие из них проникнуты глубоким психологизмом и обращены к теме гражданской ответственности интеллигенции за события в мире.
Творчество 1970–1980-х гг. [роман «Грустная река» («O Rio Triste», 1982), поэтический сборник «Имя для дома» («Nome para uma Casa», 1984) и др.] сам писатель назвал «рефлексивным»; в произведениях этого периода он обращался к самоанализу и размышлениям о своей жизни.
В 1981 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе ПЕН-клубом и Академией наук Португалии. Премия Академии наук Португалии имени Р. Мальейруша (1953), премия Д. Диниша (1982). Награждён Золотой медалью «Общества содействия прогрессу» (1979), Военным орденом Святого Иакова и меча за заслуги в области литературы и искусства (1979), Большим крестом Ордена Инфанта дона Энрике (1988), Большим крестом Ордена Свободы (2019, посмертно).
В 1987 г. Общество Эшторил-Сол учредило ежегодную Литературную премию имени Ф. Намора Гонсалвиша за лучшее художественное произведение на португальском языке.