Альберт Ханс
А́льберт Ханс (Hans Albert) (род. 8.2.1921, Кёльн), немецкий философ и социолог. Профессор университета Мангейма (1963–1989). Представитель критического рационализма, позиции которого отстаивал вместе с К. Поппером в полемике с представителями франкфуртской школы в т. н. споре о позитивизме в немецкой социологии (1969).
Первоначально Альберт исходил из дуалистических представлений: познание как анализ вероятностей представляет собой рациональную сторону практики, тогда как выбор, имеющий экзистенциальную природу, принципиально не может быть рационализирован. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривалась им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт радикально пересмотрел свою концепцию. В «Трактате о критическом разуме» (Traktat über kritische Vernunft, 1968) он стремится преодолеть дихотомию познания и выбора, утверждая, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Отсюда открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка «принципов перехода» между нормативными системами, существующими в различных областях познания и деятельности.
Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания («трилемма Мюнхгаузена»). Идея обоснования предполагает одну из трёх равным образом неприемлемых логических стратегий:
Бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так до бесконечности.
Остановка процесса в каком-то пункте, что не ведёт к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта произволен и т. о. иррационален.
Логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания.
Идее обоснования Альберт противопоставляет идею перманентного «критического испытания». Опыт проб и ошибок приближает нас к истине, но никогда не даёт окончательной уверенности, ибо всякое знание гипотетично.