Миллер Дэниел
Ми́ллер Дэ́ниел (Daniel Miller) (род. 1954, Лондон), британский антрополог, исследователь материальной культуры, потребления и социальных медиа.
В 1983 г. получил докторскую степень по антропологии и археологии в Кембриджском университете. По окончании учёбы продолжал антропологические исследования в Университетском колледже Лондона. Проводил полевые этнографические экспедиции в Карибском бассейне, на о-вах Тринидад, Ямайка, а также в Индии и Великобритании.
Ранние исследования Миллера посвящены изучению материальной культуры. Они были построены на анализе технологий, идеологий и прагматик, которые можно понять, изучая артефакты («Исследование вариативности керамики в Центральной Индии», «A Study of Ceramic Variability in Central India», 1985). Одновременно Миллер работал с философскими подходами – в частности, категориями Г. В. Ф. Гегеля, которые повлияли на его дальнейшую работу. Опираясь на полевые материалы, он продолжал разрабатывать темы диалектики, фетишизации в различных практиках и теориях, связи субъекта и объекта в материальной культуре. Основные проблемы, с которыми работал Миллер в этот период, описаны в его книге «Материальная культура и массовое потребление» (Material Culture and Mass Consumption, 1987). Её ключевой тезис – люди проявляют субъектность через взаимоотношения с материальными объектами. Затем объекты, уже наделённые разными аспектами субъектов, становятся участниками процессов различения и определения в отношениях субъектов. Это происходит с потреблением повседневных предметов, которые, таким образом, вовсе не «отчуждаются» и не являются чистой репрезентацией идеологий.
Исходя из подхода Миллера, объекты необходимы для определения и действия субъекта, а не просто используются как инструменты. Такая теоретическая конструкция опирается на прочтение Г. В. Ф. Гегеля через работы Г. Зиммеля. В частности, во многих работах Миллер ссылается на «Философию денег» Зиммеля (Philosophie des Geldes, 1900), в которой показано, как деньги являются абстрагированием социальных отношений. Это противостоит, например, многим трактовкам отчуждения: Миллер указывает на то, что в критике отчуждения проблема не в индустриальном производстве как таковом, а в том, чтобы субъекты могли инкорпорировать в себя объекты, проявляя себя через них.
В последующих эмпирических работах Миллер обращается к изучению отношений между людьми и вещами. В книге «Штуки» (Stuff, 2010) он суммирует исследования об одежде и совершении покупок, домашнем обиходе и повседневных отношениях в семьях. На примере одежды он развивает тезис, что вещи не являются репрезентацией взглядов или интересов человека, а участвуют в их формировании. Совершение покупок, по Миллеру, – часть социальных ритуалов, в которых люди производят и одновременно демонстрируют отношения любви, заботы и жертвы. Сочетание представления и исполнения (performance) позволяет соотнести Миллера с теоретиками, которые работали с той же темой, – например, с И. Гофманом, с его теорией фреймов и «представления себя в повседневной жизни». Эту же концепцию Миллер будет развивать в проектах, связанных с цифровой антропологией.
В 2009 г. Миллер создал новую магистерскую программу по цифровой антропологии на факультете антропологии Лондонского университетского колледжа. В 2021 г. вместе с Х. Хорст он выпустил книгу о цифровой антропологии. В предисловии к этой книге Миллер и Хорст определяют ряд основополагающих принципов этого подхода. Они отчасти основаны на диалектическом подходе, наследуют антропологическому холизму: людей следует понимать не через единичные проявления, а через целостные, связные действия в разных социальных ролях. Также антропологи показывают, что понятия цифрового и материального не противоречат друг другу и что можно говорить о «цифровой материальности». Имеется в виду, что сами цифровые объекты, элементы сайтов, изображения и тексты – это материальные объекты, а не только цифровые абстракции, поскольку пользователи действуют с ними как с материальными объектами.
В 2000–2010-х гг. Миллер начал заниматься взаимодействиями людей и цифровых устройств, социальных медиа и смартфонов. Первые его проекты в этом направлении посвящены транснациональным семьям. На материалах исследований филиппинских матерей-мигрантов и их детей, оставшихся на Филиппинах, Миллер изучал, как в контексте новых медиа и СМИ реализуются семейные отношения.
Вместе с М. Мадиану они разрабатывают понятие «полимедиа». Оно обозначает возможность медиа подстраиваться под разные контексты нужд и интересов пользователя, а не диктовать определённые действия. Так, люди выбирают, с помощью каких сервисов вести эмоционально сложные разговоры или рутинные беседы. Миллер и Мадиану полемизируют с концепцией «аффордансов». Эта концепция предполагает, что действия пользователя зависят от того, как устроена технология и что она позволяет сделать. Согласно такому подходу, аффордансы закладываются в ту или иную технологию на этапе проектирования и производства. Подход Миллера и Мадиану, напротив, показывает, что ключевую роль во взаимодействии человека и технологии играет процесс её использования.
В 2010-х гг. Миллер реализовал один из крупнейших проектов по цифровой антропологии – «Почему мы постим» (Why We Post). В течение 15 месяцев Миллер и его коллеги жили в восьми странах мира (Италии, Великобритании, Чили, городском и сельском Китае, Турции, Тринидаде, Индии и Бразилии) и изучали, как люди взаимодействуют с социальными медиа. По результатам проекта было написано 11 книг (находятся в свободном доступе на сайте Университетского колледжа Лондона). Антропологи также сделали по материалам исследования онлайн-курс, который позволяет людям, в том числе вне университетов, узнать о том, как социальный и культурный контекст, отношения власти и политические конфликты влияют на использование людьми социальных медиа, обмен мемами и представление себя в социальных сетях. Курс переведён на восемь языков, включая русский.
Такой подход к публикации результатов исследования связан с идеей, что антропология должна не просто давать голос тем, кого изучают исследователи. Антропологи исходят из идеи о том, что узнать об исследовании с помощью доступного и простого курса – значит стать частью диалога, в котором возможно несогласие или уточнение того, как видят ситуацию исследователи и те, кого они изучают.
С 2018 г. Миллер с командой коллег начал проект ASSA (The Anthropology of Smartphones and Smart Ageing, «Антропология смартфонов и умного старения»), посвящённый использованию смартфонов пожилыми людьми и, прежде всего, разработке приложений для контроля здоровья. Полевая работа проводилась в Бразилии, Камеруне, Чили, Китае, Японии, Восточном Иерусалиме, Ирландии, Италии и Уганде. На базе этого исследования учёные также описывают результаты в книгах, которые готовятся к изданию в 2021 г.
На основе работы со смартфонами Миллер подготовил и издал статью, поднимающую проблему теоретического знания («Теория теории смартфона», «A Theory of a Theory of the Smartphone», 2021). Он настаивает на том, что теоретические понятия должны быть проще, чтобы быть понятными для людей вне академического мира. Напротив, на примерах вроде концепта «переносимого дома» Миллер объясняет, что смартфоны могут действовать как дом, который при этом перемещается. Такие понятия могут как действовать в мире исследований и наук (поскольку соотносятся с теоретическими работами), так и помогать людям вне академического мира понимать мир, в котором они живут.