Открытое общество
Откры́тое о́бщество, социальные системы, характеризующиеся наличием и эффективным функционированием демократии, основанные на верховенстве закона правовые государства, институты гражданского общества, рыночной экономики и т. п. Господствующий в открытом обществе политический режим, противопоставляемый авторитаризму и тоталитаризму, предполагает возможность свободного выражения различных интересов, идей, ценностей и их легальную конкуренцию, демонополизацию и ненасильственную смену власти. Понятия открытого общества и противоположного ему закрытого общества, впервые введённые А. Бергсоном (правда, в иной смысловой интерпретации – «Два источника морали и религии», 1932), стали ключевыми в социально-философской концепции К. Р. Поппера.
Колыбелью открытого общества Поппер считал Древнюю Грецию. В середине 1-го тыс. до н. э. здесь происходит кардинальный, решающий для истории цивилизации «сдвиг», сопровождавшийся разложением племенного строя и поддерживающего его консервативного мифологического сознания. Была утрачена «устойчивость» первобытного состояния, но обретена «свобода». Успехи торговли и мореплавания способствовали усилению межкультурных контактов. Одним из ранних образцов декларации идеалов открытого общества стала политическая программа Перикла, а примером конфликта культурных моделей открытого и закрытого обществ – противостояние «демократических» Афин и «олигархической» Спарты, приведшее к Пелопоннесской войне. В этот период зародилась «антропологически ориентированная» философия (софисты, Сократ), открывшая путь для развития «свободного» и «критического» человеческого мышления, преодолевающего магические авторитеты и табу.
Открытое общество отличает культурный универсализм и вера в общечеловеческие ценности (в противоположность социальному и культурному партикуляризму закрытых обществ, их замкнутости и экономической автаркии). Эгалитарное понимание справедливости получает юридическое оформление в идее равенства людей перед законом.
Для открытого общества характерен высокий уровень социальной мобильности, проявляющейся в стремлении большинства индивидов к повышению собственного статуса. Такое стремление оказывается естественным источником напряжённости, всевозможных опасностей и рисков, межличностных и групповых конфликтов, которые в то же время «не замалчиваются» и осознаются как проблемы, требующие решения, задающие повестку дня публичных дискуссий и общественного диалога. При этом совместное сосуществование людей в открытом обществе организуется на рационально-договорных основаниях.
Особенности культуры открытого общества определяются либерально-гуманистическим мировоззрением, постулирующим непререкаемую ценность человеческой личности, неотчуждаемость её прав, примат индивидуальной свободы над абстрактным благом коллектива или государства. В философском аспекте открытое общество выстраивается на предпосылках, противоположных реализму, холизму и эссенциализму. Оно опирается на веру в интеллектуальные возможности, «силу разума» человека, хотя и без догматического поклонения любым их «исторически преходящим» формам и достижениям. Для открытого общества типичны высвобождение индивидуальной инициативы в различных сферах деятельности, рациональная рефлексия и открытое коллегиальное обсуждение актуальных общественных проблем, «десакрализация» любых форм власти, в том числе государства и обычаев, плюрализм мнений и свобода слова, систематическая и перманентная критика исторически сложившихся институтов, традиций и жизненных укладов.
Значительная позитивная роль отводится в открытом обществе социальным изменениям (в отличие от закрытых, ориентированных главным образом на поддержание стабильности). Открытое общество развивается не инерционно, а поступательно, т. е. «прогрессивно», хотя пути подобного «прогресса» никогда нельзя предсказать заранее, поскольку направление социальных изменений является непредзаданным и определяется, среди прочего, свободным целеполаганием как фундаментальным свойством действий людей и принципиальной открытостью горизонтов человеческого знания. Современные авторитарные и тоталитарные режимы, представляющие разновидность закрытых обществ, практикуют в своих решениях и программах т. н. утопическую социальную инженерию, основанную на вере в предопределённость будущего и «железные» законы исторического развития. Её теоретической опорой служит историцизм – концепции, утверждающие возможность формулировки глобальных исторических пророчеств, стремящихся предсказывать грядущие судьбы цивилизации и отдельных социальных систем. Подобные попытки, по мнению Поппера, являются ненаучными и логически несостоятельными. В качестве альтернативы утопическим проектам в открытом обществе выступает «поэлементная (или пошаговая, поэтапная) социальная инженерия», исходящая из представления о незапрограммированности и поливариантности путей исторической динамики человеческих обществ.
В открытом обществе социальные процессы становятся объектом научных исследований и сознательного проектирования. При этом перед обществом в каждый конкретный момент ставятся лишь «реалистичные» цели, которых можно действительно достичь на «данном конкретном этапе», и притом при помощи социально и этически приемлемых средств. Реформистская стратегия, используемая в открытом обществе, основывается на понимании того, что человеческие общества никогда не были и не будут «идеальными» или «совершенными», но их можно и нужно делать лучше, шаг за шагом, в меру имеющихся в распоряжении сил и знаний. Люди в открытом обществе обладают возможностями выбора и принятия самостоятельных решений. Отсюда главный принцип социального действия по Попперу – личная моральная ответственность человека, независимо от его общественного положения, за принимаемые решения и их предвидимые и непредвидимые последствия. Важнейшими личностными качествами, востребованными в открытом обществе, оказываются способность к «конструктивной самокритике», умение и желание учиться на ошибках прошлого, извлекать уроки из собственного и чужого опыта.