«Grand Theft Auto: San Andreas»
«Grand Theft Auto: San Andreas» («GTA: San Andreas»), пятая часть серии видеоигр «Grand Theft Auto», вышедшая в 2004 г. на платформе PlayStation 2 и в 2005 г. на персональном компьютере (ПК) и Xbox. Она является сиквелом к «GTA: Vice City» и приквелом к «GTA III». «GTA: San Andreas» сохранила геймплей и графический движок прошлых двух частей серии, но получила ещё более обширную территорию, новые транспортные средства и виды активности персонажа. Ключевой особенностью игры стала возможность изменения внешнего вида протагониста и тренировки различных навыков. К маю 2021 г. игра разошлась тиражом в 27,5 млн копий.
В «GTA: San Andreas» разработчики отошли от привычного нарратива о мафии, чтобы отразить гангстерский образ жизни части чернокожего населения американских окраин. В образе бывшего бандита Карла Си Джея Джонсона игроку необходимо разгадать причину гибели его матери. Си Джей должен объединить свою расколотую банду и упрочить её влияние.
Основной сюжет «GTA: San Andreas» состоит из миссий, связанных с убийствами, поджогами, вооружёнными ограблениями, слежкой, операциями с использованием различной авиатехники, освобождением нелегальных иммигрантов, перевозкой опасных грузов, уличными гонками и т. п. Ощущение живого мира игры по-прежнему создаёт не линейное движение игры, а побочные активности. По усмотрению игрока Си Джей может участвовать в состязаниях на велосипедах, собирать устриц во время подводного плавания, фотографировать, проводить время в тренажёрном зале, покупать одежду и делать татуировки, а также восстанавливать здоровье или объедаться до ожирения в ресторанах быстрого питания.
Тысячи игровых заданий разбросаны по трём городам: Лос-Сантосу, Сан-Фиерро и Лас-Вентурасу, прототипами которых являются Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас. При этом каждый из них связан обширными пригородными зонами, на которых расположены сельскохозяйственные угодья, пустыни, леса, горы и малые населённые пункты. Вселенная «GTA: San Andreas» перекликается с социальным кризисом в Лос-Анджелесе 1992 г., воспроизводя тот же временной период и беспорядки в границах вымышленного Лос-Сантоса. Саундтрек включает множество хип-хоп-, техно-, танцевальной и латиноамериканской музыки, которую исполняют Big Daddy Kane, Public Enemy, Cypress Hill, Ice Cube, Kid Frost и другие популярные исполнители того момента истории.
Насилие «GTA: San Andreas» отражено в контексте расового конфликта (Barrett. 2006). В игре показаны стереотипы о бедной, изолированной жизни афроамериканских сообществ. Одним из главных реконструируемых клише оказывается сведение идентичности темнокожих людей к телу. Игрокам предлагается широкий набор стилистических элементов, чтобы выразить принадлежность персонажа к своей расовой группе. Прежде всего это касается одежды и стрижек. Ассортимент в магазинах от мешковатой одежды заключённых до вызывающих нарядов с дорогими украшениями. Мастера в салонах могут сделать главному герою причёску афро или сплести его волосы в дредлоки.
Специфические требования к телу Си Джея, которые выдвигает игра на каждом отдельном этапе, делают внешний вид протагониста куда более определяющей для взаимодействия с внешним миром, чем его интеллектуальные и речевые способности. Вопрос о чёрном цвете кожи важен, потому что на протяжении всего сюжета главный герой должен устранять других чёрных персонажей. Чёрное тело, приобретая значение бесполезного и одноразового механизма, назначается источником и целью антисоциального поведения.
Игра не предлагает никакой предыстории того, как район Си Джея стал очагом бедности и бандитизма. На смену политическому нарративу об угнетении расы приходит сконструированная «чёрная эстетика», через присвоение объектов, языков и жестов которой каждый пользователь чувствует себя как бы включённым в афроамериканскую жизнь.
История Си Джея не может служить образцом коллективного сопротивления сложившимся классовым и расовым отношениям. Игра содержит ряд намёков на солидарность темнокожих сообществ с латиноамериканскими и азиатскими диаспорами. Но эти возможности не материализуются в совместное политическое действие против элит Лос-Сантоса.
Напротив, взаимодействие с мексиканской, китайской и маргинальной белой бандами соответствует духу мультикультурализма конца 1990-х гг., где системный расизм нивелируется с помощью псевдоосвободительных практик маркетинга.