«God of War» (2005)
«God of War», первая часть видеоигровой франшизы «God of War» в жанре приключенческий экшен. Разработана студией SCE Santa Monica Studio и издана компанией Sony Computer Entertainment в 2005 г. Выпускалась на платформах PlayStation 2 и PlayStation 3. Проект был признан одной из лучших видеоигр для консоли PlayStation 2 не только благодаря прорывной игровой механике, но также дизайну и повествованию (IGN PlayStation Team. 2009).
Работа над первой частью «God of War» началась в 2002 г. Изначально рабочим названием проекта было «Dark Odyssey». Хотя игра основана на древнегреческой мифологии, команда разработчиков изменила многие детали историй, лишь позаимствовав образы греческого пантеона (Making of – God of War). Отчасти проект был вдохновлён художественным фильмом «Битва титанов» («Clash of the Titans», 1981, режиссёр Десмонд Дейвис). Впервые ознакомиться с игрой пользователи смогли на фестивале E3 2004 г. После команда дорабатывала проект. Основные претензии игроков касались неудобства расположения камеры, что было исправлено до выпуска финальной версии игры. Режиссёр проекта Дэвид Джаффе сравнил его с серией «Prince of Persia», разработанной и впервые выпущенной компанией Brøderbund в 1989 г. (Jaffe. 2012).
Музыка игры «God of War: Original Soundtrack» была написана группой композиторов, состоящей из Джерарда Марино, Майка Рейгана, Криса Веласко, Рона Фиша, Уинифреда Филлипса и Уинни Уолдрон. Альбом выпущен на CD-носителях совместно с издателем Sony Computer Entertainment, а также в качестве эксклюзивного цифрового продукта для музыкального магазина Sony Connect в 2005 г. («God of War Soundtrack»). Некоторые саундтреки содержат закадровые отрывки диалогов из видеоигры. Музыка первого проекта серии вошла в альбом «God of War Trilogy Soundtrack» в марте 2010 г. Данный сборник являлся дополнением к коллекционному набору «God of War III Ultimate Trilogy Edition» («God of War Trilogy Soundtrack»).
Сюжет «God of War» разворачивается в альтернативной Древней Греции, где мифологические существа обитают в мире людей. Главным героем является Кратос – спартанский воин и служитель Олимпа. Некогда он был одним из сильнейших предводителей, захватывавшим всё новые земли. Однако в борьбе с восточными варварами сил армии Кратоса оказалось недостаточно – будучи на волосок от смерти, он поклялся всю жизнь служить Аресу, лишь бы тот даровал ему победу. Последний соглашается и поражает войска противников. Теперь, чтобы расплатиться за оказанную услугу, Кратос должен выполнить обещание и служить во славу бога войны. Находясь под покровительством Ареса, герой продолжил захватническую деятельность. В одном из поселений, поклонявшемся Афине, Кратос в порыве ярости убивает собственных жену и дочь в одном из храмов. Оказывается, что Арес специально переместил их в деревню, подвергшуюся нападению войск героя. Когда Кратос узнал правду, то перестал поклоняться Аресу и перешёл на сторону оставшихся богов Олимпа. Кратос выполнял их поручения на протяжении 10 лет, чтобы искупить вину за совершённое преступление и избавиться от преследующих его кошмаров. Однажды Кратос обращается к Афине, чтобы получить заслуженный покой спустя долгие годы верного служения богам. Она соглашается, но даёт ему последнее поручение – убить её брата Ареса, который уничтожает города, поклоняющиеся ей. Так, играя за Кратоса, пользователям предстоит бороться с мифическими существами, чтобы одержать победу над богом войны.
Геймплей «God of War» в значительной степени фокусируется на сражениях с многочисленными противниками, преодолении препятствий и решении головоломок. Для противостояния врагам игроки могут использовать несколько видов оружия, для каждого из которых существует ряд приёмов и комбинаций, чтобы проводить мощные атаки (Jaffe. 2012). Также персонаж может уклоняться или перекатываться во избежание получения урона от атак монстров, внешний вид и способности которых основаны на описаниях существ греческой мифологии, что позволяет сохранять здоровье при столкновении с их сильными разновидностями или группами рядовых противников. Главный герой использует не только оружие, но и магические способности для борьбы с различными типами врагов. Для того чтобы одержать победу над монстрами, пользователи могут прибегать не только к базовым атакам, но и активировать quick time event. Игрокам необходимо инициировать мини-игру, которая включает точные нажатия кнопок или вращения стиков на контроллере, чтобы добивать противников с помощью приёмов, сопровождаемых специальной анимацией убийства. Усиление персонажа осуществляется за счёт пополнения очков опыта, добываемых на локациях при уничтожении предметов окружения или монстров. Кроме того, игроки время от времени могут находить предметы, повышающие уровень магии и количество здоровья протагониста. Многие из находимых видов оружия или получаемых способностей являются отсылками к мифологии. Так, по мере прохождения пользователи смогут вооружить персонажа «клинком Артемиды» или атаковать противников молниями, получив способность «гнев Зевса».
Первая игра серии «God of War» стала источником вдохновения для книжных адаптаций. В 2010 г. было выпущено одноимённое произведение в издательстве Del Rey Books. Официальная новеллизация проекта компании Sony Computer Entertainment написана Мэтью Стовером и Робертом Э. Вардеманом и номинирована на премию Международной ассоциации писателей как лучший адаптированный роман. В книге события игры описывались более подробно, а также раскрывались мотивы богов, помогавших Кратосу свергнуть Ареса. Сюжет игры лёг в основу серии комиксов компании Wildstorm, впервые выпущенной в мае 2010 г. Кроме книжной и комикс-адаптации в 2005 г. был анонсирован фильм по мотивам «God of War». Изначально работа над ним была поручена Universal Studios, но со временем проект переходил из одной студии в другую, а сценарий многократно переписывался. В итоге киноадаптации игровой серии «God of War» так и не состоялось на момент 2021 г.